“Казахстанская правда” сеет смуту и панику?
“Депутаты обиделись на министра культуры, информации и общественного согласия Мухтара Кул-Мухаммеда. Причем настолько серьезно, что решили пригласить министра на пленарное заседание. Отчитаться ему придется за все: за отказ прямой трансляции заседания по Земельному кодексу, за информационную политику и за… “Казахстанскую правду”, которая, по мнению некоторых мажилисменов, сеет в обществе смуту и панику”. (“Время”). Вот что заявил по этому поводу Владислав Косарев: “Информационная политика в нашей стране формируется из рук вон плохо… Посмотрите, как нелепо и грубо печатаются материалы в СМИ. В центральном органе – “Казахстанской правде” накануне начала войны в Ираке публикуется закон, принятый полмесяца тому назад, — “О военном положении”. Это ли не абсурд – сеять вот таким образом какие-то домыслы? Через два дня, когда уже началась война в Ираке, “Казахстанская правда” публикует положение о порядке выплаты пособий погибшим воинам и членам их семей и пособий по увечьям в военных действиях. Куда мы идем? Что, иного времени не было? Нам нельзя стоять в стороне от такого халтурного и неумелого формирования внутренней политики в нашей стране. Надо, чтобы наш голос был услышан. Чтобы голос правительства, даже если он нелепый, был бы поправлен, и поправлен в наших стенах”. Но пока голос, видимо, доносится до народа во всей своей первозданной нелепости.
“Время” продолжает отслеживать реакцию общественных деятелей и чиновников на послание Президента от 4 апреля: “лидер Аграрной партии Ромин Мадинов почерпнул для себя немеркнущую истину, что “партийная работа – это, в первую очередь, ответственность перед народом”. Видимо, до оглашения послания Ромин Ризович был безответственным. Или все-таки был ответственным, но не перед народом. Для депутата мажилиса Аскара Кабанбая было приятным открытием, что теперь “у нашей страны имеются не просто позитивные результаты развития, но и хорошие перспективы дальнейшего улучшения социально-демократической ситуации” Особенно не приемлют славословия наши беззаветно храбрые парламентарии. Депутат мажилиса Ерлан Нигматуллин ограничился тем, что назвал его “поворотным в истории нашей страны”. Сенатор Александр Гусинский скромно указал на то, что в нем “нашли отражение все болевые точки”. Лидер фракции партии “Отан” Кайролла Ережепов скупо говорит о “важном шаге в демократизации нашего общества”. Мажилисмен Виктор Веснин считает, что речь идет всего лишь “о качественном скачке вперед всего Казахстана”. А вот советник президента Ермухамет Ертысбаев прямо заявляет, что особенно его впечатлили “масштаб и глубина социальных подходов” автора послания. Глубоко проанализировав ситуацию, советник делает осторожное предположение, что вторым президентом Казахстана будет первый президент Казахстана” (см. интервью Е. Ертысбаева газете “Время”).
“Чемодан – вокзал – Казахстан!”
“В этом году Астана примет почти пятьсот переселенцев из России, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Китая и Монголии. Среди них ожидаются министр финансов Республики Алтай и доктор технических наук из Узбекистана. Они готовы сложить свои нынешние полномочия и поменять гражданство после того, как получат от Астанинского акимата гарантии о жилищном обеспечении”, — сообщает “Экспресс К”. Среди оралманов, включенных в квоту иммиграции на 2003 год, есть и зам. главы Бишкекской администрации, и выпускники МГУ культуры и искусств. “Из 438 будущих жителей казахстанской столицы почти половина – люди трудоспособного возраста. Высшее или незаконченное высшее образование имеют 70 процентов из них”. “Мегаполис” в статье “Необходимость повторной индустриализации вызвана миграционными потерями прошлого десятилетия” анализирует создавшуюся ситуацию. Напомнив, что с начала независимости “из страны выехало около 2 млн. русских, украинцев и белорусов, а также 0,8 млн. немцев”, издание делает вывод, что “за 90-е гг. Казахстан, по сути дела, лишился цвета квалифицированных кадров индустриального труда”. И как итог: “в нашей стране в силу объективных и субъективных причин набирает ход процесс деиндустриализации… Промышленное производство за тот же 2002 год увеличилось на 9,8%. Но уже в январе 2003 года был отмечен знаковый для промышленности Казахстана факт. Впервые, как утверждают наблюдатели, в истории в промышленном производстве доля горно-добывающей отрасли превысила 50% и составила 51,2%. То есть сырьевой сектор продолжает набирать вес”. И своим экономическим ростом республика обязана именно ему. Заканчивает же автор тем, что, ссылаясь на послание президента, пишет: “Первостепенная роль в предполагаемой казахстанской индустриализации отводится все же не природным ресурсам, а человеку, его умению творца материальных благ”. В общем, статья достаточно противоречива, как и вообще казахстанская действительность. Ясно лишь, что вернуть специалистов, уехавших за эти десять лет в Россию и дальнее зарубежье, будет не так-то просто. Восполнить эти два миллиона удастся не скоро.
Запрет поборов в школах – зло или благо?
Проблему образования в республике “Мегаполис” начал с обсуждения приватизации КазГЮУ, хотя об этом уже писали и “Ассанди-Таймс”, и “Экспресс К”, и “Время”. “Синоптикус” Джанибека Сулеева также был посвящен этой теме: “Министр науки и образования РК Ш. Беркимбаева спустила недавно циркуляр, запрещающий отныне брать деньги с родителей. По свидетельству обозревателя Gazeta.kz Элины Альковой, “администрация школ в шоке от столь невнятной и неконкретной формулировки министра о запрете поборов. Директора школ опасаются, что теперь учебные заведения вовсе придется закрыть. По крайней мере, это не исключено”. Ведь школы посажены на местный бюджет, а в каждой области он, что называется, свой: где густо, где пусто”. Материал охватывает ситуацию в сфере образования в целом, затрагивает проблему учебной литературы (в этой связи в СМИ уже разгорались скандалы, совсем свежий возник недавно, когда появилась информация о том, что под обложкой с надписью “Абаеведение” ученикам проповедовались основы кришнаитства): “За исключением учебников по казахской литературе и ряду других, основная масса попросту сворована у российских авторов. Такая клептопрактика, помимо угрозы чисто юридического свойства, связанной с нарушением авторских прав, несет в себе разрушительные аспекты идеологического свойства”. “Время” также не обошло данную проблему, оно рассмотрело, в основном, частные случаи. В Таразе зам.начальника по финансовым вопросам гор. управления образования Даметкуль Байболаева, несмотря на то что еще в 2001 году была признана виновной в растрате государственных средств, и поныне спокойно занимает свой пост. Более того, “она… опять влипла!” И снова – коррупционное преступление! “Самое интересное, что Даметкуль Байболаевна и сейчас, находясь под следствием, продолжает осуществлять должностные полномочия!”. А в другой из школ города завучем работает отсидевший насильник. Обвиненный в групповом изнасиловании человек отсидел шесть лет в тюрьме, вскоре после освобождения “он был взят на работу учителем начальных классов в одну из школ Таласского района”, — сообщает “Время”. “Через год он оттуда уволился и устроился учителем казахского языка в начальных классах уже в областном центре. Через пять лет его уже назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе в казахских начальных классах, кем он по сей день и работает, скрывая свою судимость”.