Что произошло в Страсбурге 9 апреля

9 апреля в Страсбурге прошло заседание комиссии Европарламента по делам Центральной Азии, где обсуждалась политическая ситуация в Казахстане.


Один из участников заседания – Нурбулат Масанов, дал свои комментарии нашей редакции по телефону.


***


В составе комиссии ЕП по ЦА человек 10-15, на заседании присутствовало не менее 10 из них. Со стороны Казахстана были представители оппозиции и власти.


Власть была представлена первым замминистра МИДа Кайратом Абусеитовым, одним из руководителей отдела международной политики обороны и безопасности сената Парламента и одновременно главой комитета по правам человека Жабайханом Абдильдиным, а также целым рядом депутатов — Татьяна Квятковская, Жакен Калиулы, Жазбек Абдиев и еще целый ряд людей. Правительственная делегация была довольно большой, я думаю, человек 15-20 вместе с сотрудниками посольств Казахстана в Бельгии и Франции и плюс около десятка журналистов – Сейтказы Матаев, Сергей Козлов, Толеген Аскаров, Сергей Насыров, Айдар Жумабаев.


Оппозиция была представлена дюжиной представителей. В частности, Толен Тохтасынов, Муратбек Кетебаев, Евгений Жовтис, Ирина Петрушова, Рашид Нугманов, Амиржан Косанов и я.


Открыл заседание Ди Пиетри, руководитель комиссии по Центральной Азии, вначале он задал вопросы депутатам Европарламента, которые предоставили слово представителям Казахстана. Первым выступил депутат Жакен Калиулы, потом выступили Жабайхан Абдильдин, Татьяна Квятковская. После них взял слово Толен Тохтасынов, председатель политсовета ДВК, затем выступил Амиржан Косанов (РНПК), независимый эксперт Евгений Жовтис, руководитель международного казахстанского комитета по правам человека, Муратбек Кетебаев и я. В конце обмена мнениями выступил г-н Кайрат Абусеитов.


Депутаты Европарламента также выступали и задавали вопросы. Только один из 10 присутствующих депутатов сказал, что он не согласен с текстом резолюции Европаламента, принятой 13 февраля. Это женщина-депутат Эгли, она сказала, что мы недостаточно хорошо знаем ситуацию в Казахстане и поэтому, мол, не следует делать скоропалительных выводов. Однако остальные депутаты Европарламента не согласились с ней и выразили твердое мнение, что резолюция очень серьезный и важный документ. Казахстанская оппозиция подтвердила свою поддержку резолюции и заявила, что вся демократическая общественность республики приветствует принятие такой резолюции.


Надо отметить, что текст самой резолюции вообще не дискутировался. Представители власти даже не пытались поставить такой вопрос на повестку дня. Например, откорректирорвать, или пересмотреть, или что-либо подобное. Все присутствующие признавали, что резолюция не церковный догмат и, естественно, она может быть в будущем подкорректирована соответсвующим развитию Казахстана образом.


Основный итог заседания был такой — необходимо собраться еще раз, предположительно 3 июля, видимо, в Брюсселе, и еще раз обсудить политическую ситуацию в Казахстане, узнать, что делается в республике по ее улучшению и налаживается ли политический диалог между властью и оппозицией. Практически все говорили о необходимости политического диалога. ДВК и РНПК поддержали эту идею. Правительственная сторона также отметила, что будет считать эту встречу первым шагом к налаживанию такого диалога.


Про ПДС никто не заикнулся. Вероятно, все понимают, что ПДС – это имитация диалога, но не сам диалог.


Что касается вопроса о политзаключенных (имеются в виду Галымжан Жакиянов, Мухтар Аблязов, и Сергей Дуванов) в Казахстане, то первоначально тему подняла Т.Квятковская с критическими отзывами в адрес Сергея Дуванова. Председательствующий попросил ее и всех остальных выступающих не говорить о персонах, а говорить только о закономерности политического развития, о тенденциях, об институциональных реформах и о том, что нужно сделать для осуществления политического диалога, для децентрализации и углубления политических реформ. Оппозиция в этом контексте сказала, что диалог возможен и нужен, но при обязательном условии — решении вопроса о политзаключенных. И здесь прозвучали имена всех трех персон. Пока политзаключенные находятся в местах лишения свободы, о диалоге не может быть и речи, подчеркивала оппозиция. Признавалось, что тема должна обсуждаться, должны уточняться условия и процедуры. Вопрос о политзаключенных является ключевым. Об этом говорил Евгений Жовтис, в частности, он сказал, что власть должна признать оппозицию. Более того, все западные депутаты говорили, что у нас в порядке вещей, когда сегодня ты во власти, а завтра ты в оппозиции, сегодня ты в оппозиции, а завтра ты во власти. На это Толен Тохтасынов очень четко подметил, что в Казахстане немножко другая ситуация – сегодня ты в оппозиции, а завтра ты в тюрьме. Западные депутаты говорили, что такое положение вещей абсолютно недопустимо, и мы никогда не поверим, что в оппозиции одни только уголовники и преступники, отметили они.


Новый казахстанский Закон \»О политических партиях\» стал предметом очень жесткой критики евродепутатов. Казахстанские депутаты Т.Квятковская и Ж.Абдильдин заявили, что парламент принял цифру 50 тысяч (минимальное количество членов партии необходимое для регистрации) с тем, чтобы в республике были сильные политические партии и чтобы не было мелких, которые никого не представляют или представляют, малый сегмент населения. Такие высказывания были скептически восприняты западными депутатами. Они говорили, что даже если это три тысячи человек, то они имеют право на выражение своего мнения, на актуализацию своих политических интересов, и никто не может этого запретить.


Представитель правящей лейбористской партии Великобритании сказал, что в их партии в пять раз меньше членов, при том, что Англия в несколько раз больше по численности населения. На самом деле не подписи определяют вес политической партии, а число избирателей, проголосовавших за эту партию на честных выборах. Все евродепутаты высказались за немедленную отмену этого пункта в законе о партиях.


Казахстанская сторона пыталась критиковать оппозицию, что, мол, вон, коммунисты входят в состав ДВК. На что все западные депутаты отреагировали с возмущением, заявив, что коммунисты являются пятой по влиянию фракцией в Европейском парламенте. Это нормально, что они присутствуют в выборных органах и выражают свое политическое мнение.


В своих выступлениях очень многие говорили о недопустимости преследования журналистов и СМИ. Выступивший Муратбек Кетебаев рассказал о давлении на независимую прессу, на редакторов, на типографии, чтобы не печатали то или иное издание. Амиржан Косанов сказал о фактах ограничения в сфере Интернета, контроля и сокрытия информации от народа. Особенно это стало заметно на примере дела Гиффена.


Амиржан Косанов также предупредил, что если он не сможет прибыть на следующее заседание, то значит, его или арестовали, или ему запретили выезд из страны.


Конечно же, присутствующих информировали о фактах преследования оппозиционеров и методах давления, оказываемого на членов семей и родственников.


И все же, самая важная мысль, которая прозвучала в ходе обмена мнениями — политический диалог необходим, все стороны понимают важность диалога и теперь необходимо сделать конкретные шаги по его осуществлению. Поэтому и договорились встретиться 3 июля в таком же формате, чтобы обсудить, что сделано в этом направлении.