Политического заключенного Феликса Кулова будут “перевоспитывать” в специальной колонии до президентских выборов.
Оппозиция уверена, что кыргызская власть не помилует и не сократит срок бывшему вице-президенту страны Феликсу Кулову, поскольку он все еще рассматривается как потенциальный претендент на пост главы государства на президентских выборах 2005 года.
После 947-дневного нахождения в одиночной камере следственного изолятора (СИЗО) Службы Национальной Безопасности (СНБ), лидер кыргызской оппозиции Феликс Кулов 8 апреля был переведен в колонию–поселение № 19 при Министерстве юстиции.
Так называемая “Красная зона” находится в 45 километрах от города Бишкек, в селе Жаныжер Сокулукского района. Здесь содержатся около 500 бывших сотрудников МВД, СНБ, органов прокуратуры, осужденных за различные преступления.
Как рассказал IWPR брат лидера кыргызской оппозиции Диас Кулов, “все заключенные осведомлены о том, что Феликса посадили по политическим мотивам, поэтому они намерены поддержать его морально”.
Феликс Кулов, как и другие осужденные, теперь будет отбывать свой срок наказания в большой камере на 60-70 человек. Но ему выделили отдельный уголок, где лидер оппозиции сможет смотреть телевизор, слушать радио и готовить себе любимый отварной рис.
Диас Кулов также отметил после встречи с братом, что “Феликс чувствует себя хорошо, настроение у него нормальное и выглядит он бодро”.
“Дело Кулова” широко известно общественности Кыргызстана. Феликс Кулов с 22 января 2001 года находился в одиночной камере следственного изолятора СНБ. Военный суд приговорил его к 7 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества и лишению звания генерал-лейтенанта за деяния, якобы совершенные им в бытность главой СНБ. Ему инкриминировались злоупотребление служебным положением, служебный подлог и т. д.
В мае 2002 года Первомайский суд г. Бишкек осудил Кулова по новым предъявленным ему обвинениям к 10 годам тюремного заключения с конфискацией имущества и выплатой 20 млн. сомов ($ 415,000). Феликса Кулова обвинили в хищении государственных средств в особо крупных размерах в бытность его губернатором Чуйской области.
Следует подчеркнуть, что Феликс Кулов – один из самых опытных политиков Кыргызстана и основной оппонент действующего президента Аскара Акаева. С 1990 года Феликс Кулов занимал должности министра внутренних дел, вице-президента страны, министра национальной безопасности, губернатора Чуйской области.
В марте 1999 года Кулов, будучи мэром столицы, подал в отставку и в конце февраля 2000 года объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента, выборы которого были назначены на конец октября. Но уже в марте Кулов был арестован.
По мнению руководителя отдела обороны и безопасности администрации президента генерала Болота Жанузакова, Феликс Кулов не является политзаключенным и должен нести полную ответственность за содеянное.
Кыргызская оппозиция и международные правозащитные организации уверены, что “дело Кулова” было сфабриковано, и он подвергся политическим репрессиям из-за разногласий с высшим руководством страны.
Сторонники Феликса Кулова периодически организовывали многодневные голодовки, многолюдные пикеты, устраивали марши от родного села Кулова — Байтик до города Бишкек, требуя его освобождения. На имя президента, председателей Верховного и Конституционного судов поступали обращения международных и местных правозащитных организаций с требованиями его освобождения. Однако все это не возымело действия.
Эмиль Алиев, председатель штаба партии “Арнамыс”, основанной Феликсом Куловым, считает, что высшее руководство страны лично заинтересовано в пребывании Кулова в тюрьме как можно дольше.
В соответствии с законами Кыргызстана, один день человека, содержащегося в СИЗО, приравнивается к двум. В общей сложности Кулов сидел в одиночной камере СНБ около тысячи дней, что значительно сокращает его срок и приближает день, когда Кулов выйдет на свободу.
“Но, — говорит Эмиль Алиев, — я сомневаюсь в том, что власти считают срок отбывания нашего лидера по закону”.
Сколько еще осталось сидеть лидеру оппозиции, не знает даже Любовь Иванова, адвокат Кулова. Причиной тому является неточность вынесенного приговора районным судом, который, присовокупив предыдущий и последующий приговоры в отношении Феликса Кулова, определил ему 10 лет лишения свободы.
“Чтобы уточнить срок отбытия наказания моему подзащитному, мы намерены обжаловать решения первой инстанции в Верховном суде. Пока Верховный суд не принял решение, и мне трудно что-либо сказать. Но мы считаем, что суд неправильно засчитал срок отбытия наказания”, — сказала IWPR Иванова.
Основанием для такого обращения может служить решение Бишкекского городского суда, оставившего приговор Первомайского районного суда в силе. Рассмотрев апелляционную жалобу Кулова, Бишкекский городской суд 11 октября 2002 года оставил без изменения приговор районного суда, лишь сократив срок на одну треть.
По мнению лидера оппозиционной партии “Атамекен”, депутата кыргызского парламента Омурбека Текебаева, “тактика длительного содержания в одиночной камере была выработана СНБ для лишения Кулова контактов с внешним миром”.
“Но теперь власти, боясь закона, согласно которому один день обвиняемого, проведенный им в СИЗО, приравнивается к двум, были вынуждены перевести его в колонию, чтобы растянуть срок его пребывания в неволе”, — заявил Текебаев.
Начальник одного из отделов Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции Дамир Усенбаев на вопрос IWPR, почему Кулова перевели в колонию, ответил: “Это было решение высокопоставленных чиновников. Почему именно сейчас его перевели в колонию, и когда он выйдет на свободу — простым смертным, таким как я, неизвестно”.
Оппозиционный депутат Законодательного собрания парламента, известный кинорежиссер Дооронбек Садырбаев сказал IWPR: “Пока у власти находится Аскар Акаев, Кулов будет сидеть в тюрьме. Я не верю чудесам, одно из которых называется демократия и соблюдение прав человека в Кыргызстане”.
Главный координатор Гильдии узников совести, директор Институт свобод и прав человека Топчубек Тургуналиев также уверен, что политического оппонента Акаева будут “перевоспитывать” в колонии до тех пор, пока не пройдут президентские выборы. По его мнению, власть может найти в случае необходимости “новые обстоятельства” в “деле Кулова” для того, чтобы держать его как можно дольше в заточении.