Четвертая власть тьмы

С момента начала войны в Ираке на российских информационных сайтах сети “Интернет” был зафиксирован ряд тенденциозных статей в отношении Узбекистана, основная часть которых размещена на сайте “ЦентрАзия”.


Главная причина, вызвавшая столь повышенное внимание российских СМИ к Узбекистану, это присоединение республики к антииракской коалиции.


В каких только грехах не обвиняют Узбекистан представители российских масс-медиа, начиная от введения цензуры на освещение войны в Ираке в местных СМИ и кончая оттоком русскоязычного населения из республики!


В частности, Александр Рустами в материале под заголовком “Узбекистан неофициально ввел цензуру на освещение войны в Ираке” пишет: “Заявление президента Ислама Каримова о том, что он поддерживает позицию США в отношении Ирака, отразилось на освещении событий мировой политики в узбекистанских СМИ. Если раньше в них была представлена позиция Франции, Германии, России или Китая в отношении Ирака, то сегодня подобная информация практически отсутствует”.


Мнение господина Рустами разделяют и его коллеги. Так, Ольга Борисова в своей статье “Каримов объявил войну прессе” отмечает, что Президент Узбекистана Ислам Каримов начал новое наступление на независимую прессу, пока внимание международного сообщества отвлечено событиями вокруг Ирака.


В свою очередь, госпожа Г.Бухарбаева “тонко” подмечает, что “освещение иракских событий российскими СМИ раздражает Каримова”. Созвучна позиция по данному вопросу и Бобомурода Абдуллаева.


Авторы других же материалов обвиняют Узбекистан в беспринципности, отсутствии самостоятельности в решении вопросов внешней политики. Так, Иван Муравьев и Александр Орлов в своих материалах прямо заявляют, что на “протяжении всех одиннадцати лет независимости Узбекистан и его высшее руководство при случае и без оного рьяно демонстрировало свою приверженность Западу, и в первую очередь его заокеанскому символу”, что Узбекистан “демонстрирует достаточно одностороннюю позицию, отказываясь участвовать в серьезных интеграционных образованиях на постсоветском пространстве”.


И как бы продолжая эту мысль, “Независимая газета” сочувственно подмечает, что, вот, дескать, Узбекистан отказался участвовать в заседании секретарей совбезов государств – участников Договора о коллективной безопасности.


Да, действительно Узбекистан поддержал США в борьбе с Ираком. И сделал это сознательно, потому что это не просто участие в войне на стороне более сильного противника с целью получения каких-либо денежных влияний, на что намекают корреспондент Александр Орлов и директор института СНГ К.Затулин.


Это, в первую очередь, борьба с международным терроризмом.


Узбекистан, раньше, чем США и Россия, столкнулся с этим чудовищным явлением.


Кто не помнит, напомню, что до Нью-Йорка, Москвы и других городов именно в Узбекистане в феврале 1999 года прогремели первые взрывы. И мало кто на них тогда отреагировал. Ни соседи по СНГ, ни ведущие государства Западной Европы, ни Международные организации. Осталось без должного внимания и выступление в международных средствах массовой информации главы узбекского государства.


Главная причина, по которой Узбекистан присоединился к антииракской коалиции, наиболее полно выражена в недавнем выступлении самого Ислама Каримова. “Мы озабочены тем, — заявил узбекский лидер, — что некоторые европейские страны имеют другое мнение. Они не довели антитеррористическую операцию в Афганистане до конца. Если оружие массового уничтожения попадет в руки террористов, ситуация выйдет из-под контроля мирового сообщества. Одиннадцать лет идет эта бодяга с Хусейном, и мы не имеем права играть с такой проблемой”.


Поэтому начало военных действий в Ираке вызвало серьезную обеспокоенность во всех без исключения государствах центральноазиатского региона, ибо это может обострить их экономические и социальные проблемы, а также способствовать росту радикально-исламских настроений, что окажет дестабилизирующее влияние на светские режимы и государственное устройство стран региона.


Пострадать могут, в первую очередь, Таджикистан и Узбекистан. Как известно, на территории Афганистана в настоящее время нашли пристанище боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ), цель которых — создание на территории Центральной Азии и в Сяньцзянь-Уйгурском автономном районе Китая исламского халифата.


Всем известно, что представители этой радикальной организации неоднократно совершали теракты как в Узбекистане, так и за его пределами.


И, только поэтому в Узбекистане, как и в других странах Центральной Азии, Вооруженные Силы перешли на режим повышенной боевой готовности. Усилена охрана правительственных зданий, важнейших объектов коммуникации, транспорта и жизнеобеспечения, проходят антитеррористические учения.


И мне кажется, в этом нет ничего страшного, и нечего российским СМИ поднимать из-за этого панику, искусственно нагнетать напряженность.


Авторитетные военные специалисты России во всеуслышание прогнозировали затяжную войну в Ираке, с применением тактики партизанской войны. Политологи заявляли об объединении всего арабского мира в поддержку режима Саддама Хусейна, угрозе “джихада” против стран, присоединившихся к антииракской коалиции. Тогда как основная часть арабских стран поддержала США в этой войне.


Но не прошло и месяца, как правительство Саддама Хусейна свергнуто, и не кто иной, как сам иракский народ, приветствуя войска США и Великобритании, сносил многочисленные памятники и бюсты тирана. А сейчас в тесном сотрудничестве с иракским народом ведется работа по дальнейшему обустройству Ирака.


Заявления же Тахира Зухраева о том, что якобы узбекский спецназ страны антииракской коалиции “забыли и он парится где-то в Катаре”, думаю, совершенно беспочвенны. При этом факт сам по себе настолько мелкий, что уважающий себя печатный орган не стал бы его публиковать.


По поводу введения цензуры хотел бы высказать свое мнение. Никакой цензуры по освещению войны в Ираке в СМИ Узбекистана не вводили и вводить не собираются. А тем более пропагандировать эту войну.


Раздувать же истерию, как это привыкли делать представители так называемой “независимой и свободной прессы”, тоже, думаю, неуместно. Узбекистан находится на границе с Афганистаном, где до настоящего времени продолжаются бои с недобитыми талибами и бандами Гульбаддина Хикматияра. Сеять страх, панику и смуту среди населения не подобает профессиональным журналистам и противоречит их этике.


Что касается прав человека, о которых так радеют некоторые представители российских СМИ, напомню, что в Ираке за время правления С.Хусейна осуществлялся геноцид против курдов и туркмен. Были уничтожены десятки тысяч представителей этих народов, в том числе и с использованием химического оружия.


Если говорить о личности самого Саддама Хусейна, то это человек с уголовным прошлым, который в свое время физически устранил лидера партии “Баас”, став впоследствии руководителем государства.


Общеизвестен и другой факт, что именно Ирак поддерживал талибов, помогал им деньгами и оружием. Многие граждане Ирака воевали на стороне талибов, некоторые из них совместно с “ямани”, составлявших основное ядро арабских боевиков бен Ладена, фактически руководили войсковыми операциями талибов против Северного Альянса.


Да и сейчас более четырех тысяч моджахедов Иордании, Йемена, других восточных стран воюют на стороне Ирака, которые появились там не случайно, не вчера и не месяц назад, они там обитают уже давно, готовя т.н. “шахидов” в лагерях террористов, в т.ч. и для своих чеченских друзей.


Причина недовольства официальной Москвы позицией Узбекистана, на мой взгляд, тоже очень проста, как азбучная истина.


С одной стороны, Москва привыкла быть “старшим братом” по отношению к другим республикам бывшего Союза. И ей совсем не по “душе”, когда один из бывших “младших” братьев, не посоветовавшись, что-то делает по-другому, начинает вдруг высовываться. Вот и спешит “старший брат” (только не могу понять, сводный он или родной) одернуть заартачившегося родича. Примерно как у известного классика: “Кто там шагает правой? Левой, левой, левой”.


С другой стороны, фактор чисто экономический. Сколько денежек вложено в Ирак российскими компаниями, в том числе и государственными, одному только Богу известно. А здесь вдруг война, форс-мажорные обстоятельства, понимаете ли. В этом состоянии, когда российское государство в лице своих компаний ежедневно несет многомиллионные убытки, не то что начнешь писать ерунду, а будешь еще и нести всякую ересь.


Я не случайно упомянул слово “ересь”. А иначе как назовешь те публикации российских корреспондентов, где речь идет о том, что обстановка в Узбекистане, дескать, плохая, что русскоязычное население массами покидает республику. И прочее, и прочее.


Да, покидает. Но не больше, чем, к примеру, другие государства Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан. И едут они вовсе не от “плохой” жизни.


Одно из главных преимуществ, которые дал нам развал Союза, – это свобода перемещаться. Многие из Узбекистана уезжают только лишь потому, что хотели бы жить на своей исторической родине, быть полнокровной частицею своего народа, своей культуры. Или попытать счастья где-то еще. И что в этом плохого?


Действительно, не найдя других аргументов, можно Узбекистан обвинить во всех грехах. Тогда несложно обвинить Россию в том, что из-за ее позиции по Израильско-Палестинскому конфликту возросло число евреев, выезжающих из РФ на свою историческую Родину. И так далее.


Обстановка в Узбекистане вполне нормальная. Чтобы быть более объективным, замечу, что бок о бок в ней живут и трудятся более ста наций и народностей. До настоящего времени функционируют сотни школ с русским языком обучения, имеются русскоязычные группы в вузах.


В государственных структурах, в том числе в правительственных, документация ведется на двух языках: узбекском и русском. Многие представители русскоязычного населения занимают ключевые посты в структурах власти, министерствах и ведомствах республики. Среди них: заместитель председателя парламента Узбекистана Б. Бугров, помощник Президента Г.Крайнов, генеральный директор Навоийского горно-металлургического комбината Н. Кучерский и многие другие.


В республике успешно функционирует русский культурный центр, есть свои театры, выходит немалое количество газет и журналов на русском языке.


В любом серьезном деле, а особенно в таком, как война, у каждого своя правда и свои причины вставать на ту или иную сторону баррикад.


Как видно из содержания, есть они и у Узбекистана. И это пора бы понять господам-журналистам российских средств массовой информации. И не прибегать к методам угроз и шантажа, как это попытался сделать их коллега — все тот же Александр Орлов в своем материале “Испытание Ираком для ШОС”, заявив, что партнеры по ШОС “могут негласно применить к Узбекистану экономические и политические санкции”.


И еще одна маленькая, но характерная деталь. За все это время, несмотря на столь широкий поток отрицательной информации, направленной на Узбекистан, ни республиканские СМИ, ни государственные органы Узбекистана ни одного дурного слова не сказали в адрес Российской Федерации, ее правительства, органов средств массовой информации.


Пожалуй, это — первая публикация, в которой хотелось хоть как-то прояснить позицию Узбекистана в войне с Ираком, отношения республики с другими зарубежными государствами, и в первую очередь, с ближайшими соседями по СНГ, а также высказать свое мнение относительно прав и свобод, которые предоставила этому центральноазиатскому государству Независимость.