Узбекистан: возможности местного туризма

В настоящее время в туристской сфере – теории и практике — сложилось двоякое и поэтому неточное восприятие многих терминов, связанных с туристской деятельностью, вызывает диссонанс у экспертов. Именно из-за этого происходит различная оценка туризма в создании валового национального продукта страны, в статистике движения путешественников и определении значения индустрии гостеприимства в обеспечении занятости населения трудом и доходами. Поэтому следует дать более точный расклад туристских понятий, применимых для учета статистических показателей туристской отрасли.


Прежде всего, необходимо делить туризм на его виды и формы, виды деятельности, а также внесения ясности в термин “турист” и “путешественник”. С другой стороны, следует разобраться в количественных и качественных показателях туризма.


Предполагается, что под видом туризма следует понимать хозяйственную деятельность, связанную с проведением экскурсий, организацией бизнеса, реализацией туров. Под формой – национальный, международный и внутренний туризм, которые, по сути, составляют единый и взаимоувязанный компонент туризма. А виды деятельности подразумевают работу турфирм на отправку и прием туристов. Турист – это лицо, которое получает услуги в организованном порядке, он официально приобретает турпродукт и путешествует по сертифицированному маршруту, его вклад в экономику легче всего определить; чаще всего он является экскурсантом. Путешественник – неорганизованный визитер, стихийно передвигающийся по территории в целях удовлетворения частных целей (паломник, челнок, автопутешественник, шопинг).


Существуют индикаторы, по которым можно определить состояние туризма – количественные и качественные показатели. Под количественным принято считать измерения в абсолютном и относительном значениях – это сумма доходов и расходов от туризма, объем экспорта и импорта туруслуг. Под качественным – показатель человеко-дней, количество экскурсантов, рентабельность турпредприятия, а также тех лиц, которые повторно возвращаются в страну.


Попробуем дать раскладку понятия форм туризма:


Международный туризм – это, прежде всего совокупность экспорта и импорта туристических услуг. Сюда включается как выезд граждан за пределы страны, так и прием иностранных. В последнее время, по мнению участников семинара, преобладает тенденция, когда узбекским турфирмам легче и удобнее работать “на отправку”, под чем понимается импорт зарубежного турпродукта. Вместе с тем, это привело к тому, что государство не несет никакой выгоды от развития туризма, связанного с импортом туруслуг. Как отметила эксперт Тамара Ермекбаева, сейчас узбекский импорт – это покупка не турпродукта, а предоставление услуг, связанных с его получением. Доходом от импорта можно считать только страховые проценты и суммы от получения визовой поддержки, приобретения билета, установления связи с поставщиком турпродукта.


Несомненно, национальный туризм отражает уровень материального благополучия населения, его возможность тратить финансовые средства на отдых и путешествия. В настоящее время люди не могут выделить из семейного значительную долю на выезд за пределы Узбекистана, однако в их возможности получить доступ к местным достопримечательностям.


В этой связи в ближайшей перспективе наибольшее развитие должен получить внутренний туризм, под которым понимается поездка внутри страны как своих граждан (резидентов), так и иностранных (нерезидентов).


Безусловно, внутренний туризм приносит поступления в национальной и иностранной валюте. Между тем, в структуре внутреннего туризма особое и порой самое главное значение имеет местный туризм – путешествия граждан по территории своей страны.


В СССР на одного иностранного туриста приходилось 10 местных, то есть шло соотношение 1:10, причем 90% внутреннего туризма создавалось в сферах, связанным со спортом, культурой, здравоохранением и просвещением. Доля туристско-экскурсионных услуг была незначительной. Но если в тот период статистика велась, то сегодня в Узбекистане нет такого учета и нет исследований, связанных с мотивацией, предпочтением туристов, их миграцией по регионам страны, за рубеж. На семинаре пришли к выводу, что соответствующий маркетинг практически не ведется ни на каком уровне – ни в ведомствах, прямо или косвенно связанных с туризмом, ни на турфирмах, которые больше заняты текущей работой, чем анализом ситуации на рынке туруслуг. Из-за этого невозможно не только определить стратегию развития туристской отрасли, но и прогнозировать развитие рынка, его емкости, а также выявлять негативные и позитивные тенденции. Например, в американской авиакомпании “Дельта-Аэрлайнс” маркетингу туризма уделяется самое важное значение, поскольку более 60% ее клиентов – это туристы. К сожалению, в узбекских линиях глубоких исследований в этой сфере не проводится.


Между тем, местный туризм – это самый устойчивая форма, которая не зависит от внешнеполитических и внешнеэкономических условий (хотя остальные формы имеют такую зависимость). Единственный фактор, имеющий важное значение для местного туризма, это уровень доходов населения и особенно та ее часть, предназначенная на отдых и путешествие: чем меньше средств, тем меньше спроса на услуги.


Во-вторых, местный туризм – это воспитание всех поколений, познание природы, истории и культуры своего края, бережное отношение к достоянию страны, потомков – к традициям предков.


В-третьих, местный туризм – это возрождение забытых ремесел, местных форм бизнеса и предпринимательства, народных промыслов. Безусловно, коммерциализация этого сектора не должна приводить к ухудшению качества товаров и услуг, как, к сожалению, порой имеет место в Узбекистане.


В-третьих, местный туризм – это сбалансированное развитие всех отраслей местной экономики, особенно, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг.


В-четвертых, местный туризм способствует привлечению незанятого населения, обеспечивает стабильный доход и порой выступает альтернативой в хозяйственной деятельности в тех сферах, которые наносят ущерб природе (например, экстенсивному животноводству и растениеводству).


Для развития сбалансированности узбекского туризма следует указать на наличие трех важных условий:


— прежде всего, экономических (валюта, занятость, доход, налоги, кредит);


— политические (стабильность общества, демократия, законы, судебная независимость);


— экологические условия, которые не приносят доход, но явдляются необходимыми для страны;


— социокультурные (традиции, ремесла, религия).


К сожалению, эти условия функционируют без взаимоувязки друг с другом, что приводит к общему дисбалансу туризма.


Сдерживающим фактором выступает способность инфраструктуры удовлетворить потребности туристов не только в средствах размещения, питания, транспортных перевозках и наличия индустрии развлечения и досуга, но и качество предлагаемого в них сервиса. Несомненно, для местного туризма главным элементом являются объекты достопримечательности, составляющие основу мотивации туризма.


По мнению узбекских экспертов, в Узбекистане проявляются также другие факторы сдерживания для местного туризма:


— отсутствие координации между участниками туристского процесса, что приводит к несбалансированности потребления услуг по сезону, по территории, в загрузке туристских мощностей;


— высокие цены при меньших объемах клиентов. В развитых странах вводятся низкие цены гостиничных услуг, зато доход получается от “вала” – увеличивающемся числе постояльцев;


— измерять туристские прибытия нужно не в числе туристов, а в человеко-днях, ибо лучше обслужить 100 туристов, купивших тур на 7 дней, чем 500 туристов – на один.


В настоящее время в Узбекистане наблюдается обратная тенденция: на десять иностранных приходится один местный турист. Между тем, в США более 70% всех туристов составляют местные жители, которые предпочитают отдыхать внутри страны. Учитывая, какая необходимая инфраструктура для этого создана и какие стандарты обслуживания выдерживаются, нетрудно понять, почему американцы проявляют патриотизм. Из этого объема более 20% — это бизнес и конференц-туры, не менее 1/2 – путешествия с целью отдыха, релаксации, остальная часть – познавательные, оздоровительные туры и покупки.


В тоже время местный туризм обладает значительным потенциалом. Эта форма может стать притягательной силой для многих отечественных и зарубежных путешественников, если, конечно, для этого создать необходимые условия и провести соответствующую работу. Идеальное соотношение для Узбекистана – это, когда на 1 въездного иностранного туриста приходится 1 выездной национальный и пять местных туриста, то есть 1:1:5.


Чтобы добиться роста внутреннего туризма необходимо предпринять следующие шаги:


— вести подготовку квалифицированных кадров для всех секторов туристской экономики – гостиничного, ресторанного, досуга и рекреации, экскурсий и пр.;


— вводить мировые стандарты обслуживания на всех уровнях – от турфирмы до гостиницы, от посольства – до пограничной службы;


— сервис должен соответствовать заявляемому уровню, независимо от степени коммерциализации или ведомственной принадлежности.


Безусловно, существуют определенные различия по секторам, однако сервис должен быть единым для всех:


коммерческий сектор – это отели, общественное питание, транспорт и пр., независимо от форм собственности, которые ставят своей целью получение коммерческой выгоды:


некоммерческий сектор – общежития, больницы, в которых нет коммерческой выгоды, но стандарты обслуживания должны выполняться.


Конечно, необходимо готовить кадры, знающие стандарты. В настоящее время курсы по подготовке официантов, горничных и администраторов не подразумевают обучение по мировым стандартам, что в итоге не способствует к привлечению иностранных и отечественных туристов в эти объекты. Между тем, было бы вполне логичным вносить в мировые стандарты свои национальные особенности, что сделало бы услуги более привлекательными. Например, существуют восточные традиции чаепития (в Японии это целая церемония, которая привлекает туристов). Не менее важным является обучение самих жителей этикету, например, пользования столовыми приборами, культурой общения и поведения на различных мероприятиях (встречах, конференциях, приемах). “Этот процесс требует создания специальных обучающих программ для студентов, специализирующихся в туризме”, — отметила эксперт Дарья Ли.


Каждая гостиница, каждый ресторан должен иметь свою “изюминку”, чтобы туристы пользовались его услугами. И дело не только в ведении технологических новшеств (скоростные лифты, видеоконференции, аквариумы, зеркальные стены и пр.), сколько в специфике обслуживания. Здесь стоит чаще обращаться к национальным традициям, специфике общения.


Местный туризм, по мнению экспертов, следует подразделять на организованный (с привлечением турпредприятий, предоставляющих услуги) и неорганизованный (стихийный, самостоятельный). Каждый из них имеет свои сегменты.


Организованный туризм:


— туризм выходного дня (week-end) – выезд жителей на два-три дня в горы, на озера, равнины и даже пустыни, в зависимости от предпочтений к природному ландшафту


— экскурсионное обслуживание населения, рассчитанное на один день;


— многодневный отдых на турбазах, санаториях;


Неорганизованный туризм:


— пикник на природе, когда возможен конфликт с местным населением, администрацией, службами, имеется угроза нанесения ущерба окружающей среде;


— шоп-туры — поездки ради покупок, которые бывают стихийными и приводят к неравномерной загрузке гостиничных мощностей, транспорта, магазинов и мастерских.


Несомненно, шоп-туры являются весьма важным сегментом туризма и требуют такой же организации и планирования, как любой другой. Этот вид приносит значительные доходы в местную экономику и стимулирует производство ремесел, народных промыслов, а также других товаров народного потребления. Пикники, или как его еще называют в специфике Узбекистана, казан-туризм лучше развивать в организованном порядке, когда туристы прибывают в специально отведенные территории, получают услуги, в том числе по безопасности. Маршруты при этом сертифицируются, сервис предоставляется в рамках стандартов, а население принимает участие в этом процессе, что благоприятно сказывается в их материальных поступлениях, налогах в местных бюджет. Более того, сглаживаются социокультурные противоречия, идет взаимообогащение культур, совместная охрана и рациональное пользование природных ресурсов.


Как считают национальные эксперты, менее 10% всех узбекских турфирм, занимающихся организацией туров, уделяют особое внимание местному туризму. В этой связи жители самостоятельно решают этот вопрос, но при этом трудно подсчитать ущерб, который наносится природе. По мнению экспертов, на 1 организованного туриста приходится как минимум 5 неорганизованных.


Вполне возможно, это связано с тем, что во многих гостиницах, предназначенных для обслуживания туристов, не делают особых различий для местных и иностранных граждан. То есть цены порой одинаково высоки, но если нерезиденты имеют возможность оплатить гостиничные услуги, то резидентам номер в стоимостью от 50 долларов в сутки порой не по карману. Но даже если и оплачиваются такие суммы, то это не означает, что туристы получат сервис на уровне этих цен – таково было общее мнение участников семинара.


По оценкам экспертов, среди туристов одного дня (экскурсанты) подавляющая часть приходится на городских жителей, которые выезжают в другие города, на природу. Городские жители также составляют основную массу отдыхающих на турбазах Узбекистана. Сельские жители в основном передвигаются по республике в неорганизованной форме, чаще всего в соседние села или города на праздники и традиционные мероприятия, в организованном виде – по специальным турам (зоопарк, цирк, Ташкент-лэнд, паломничество к объектам культа).


Как считают эксперты, в организованном туризме одного дня (экскурсантов) существует соотношение между сельскими и городскими жителями как 1:5 и более. Более того, из города – в город путешествует 25% жителей и 40% туристов, из села – в город – соответственно – 50% и 15%, из села – в село – 10% и 10%, из города – в село – 15% и 35%. Нетрудно отметить тенденцию: не менее 1/2 сельских жителей в неорганизованном порядке посещают города, тогда как более 1/3 городских туристов – села.


Эксперты пытались определить предпочтения узбекских путешественников в видах туризма. Так, на историко-познавательный (археологический, этнографический, краеведческий, памятники) приходится 10% путешествий; природоведческий, в том числе экологический – 10%; искусствоведческий (ремесла, промыслы, кустарное производство) — 5%; посещение родственников, семейные торжества (свадьбы) и пр. – 30%; служебные командировки, бизнес, конференции, краткосрочная учеба – 10%; спортивный – 15%; духовный (религиозного значения, в том числе паломничество) – 15%; оздоровительный, рекреационный – 5%. Безусловно, посещение родственников, частные цели превалируют над другими мотивами путешествий.


Такие же расчеты эксперты сделали в отношении использования транспорта местными путешественниками: доля автобусного, вместимостью свыше 15 человек, — 50%; железной дороги – 30%; автомобильного, в т.ч. включая вместимостью до 15 человек, а также мотоциклы – 10%; авиация – 7%; речного, включая катера, лодки, катамараны — >1; гужевого — >1; двигаются пешком, на велосипеде – тоже >1.


Как видно из вышесказанного, для местного туризма основное значение имеют сухопутные средства передвижения, в частности, автотранспорт, на который приходится около 2/3 всех поездок. Эксперты объясняют это тем, что автотранспорт — наиболее мобильный, всепогодный и меньшее всего связан с расписаниями, а значит, потерями времени. Свидетельством того, что авиация меньше всего востребована путешественниками, является уменьшение рейсов на внутренних линиях национальной авиакомпании “Узбекистон хаво йуллари”, причинами которого является снижение пассажиропотока, приостановка эксплуатации самолетов типа ЯК-40 в первом квартале 2002 года и отмена около 50 рейсов, а также невозможность конкурировать с тарифами наземного транспорта на местных направлениях.


Таковы же были мнения экспертов относительно использования туристами (организованными посетителями) и путешественниками (неорганизованными посетителями) Узбекистана сектора размещения:


— Гостиницы класса от 1 до 3 звезды* — 45% и 10%;


— Частные отели (гостевые дома, караван-сараи) – 10% и 15%;


— Кемпинги – 10% и 2%;


— Палатки, юрты, караванинг** — 5% и 3%;


— Турбазы, санатории – 30% и 10%;


— Частный сектор (квартиры, дома), не имеющих лицензии на обслуживание туристов – 0% и 60%.


(Примечание: *участники семинара не делали различий, является ли гостиница ведомственной или муниципальной.; **под караванингом понимается туристские автоприцепы).


Если посмотреть на эти данные, то можно заметить разницу в использовании средств размещения организованными и неорганизованными посетителями. Так, в общем объеме использования средств размещения туристами на гостиницы бюджетного класса и турбазы приходится почти 3/ 4 части, тогда как путешественники предпочитают частный сектор – на них приходится почти 2/3 загрузки.


По мнению экспертов, следует создавать и реализовывать следующие национальные турпродукты, представляющие интерес:


Во-первых, продукты, связанные со встречей и проведением народных традиций и обычаев, например, Навруза – восточного праздника, обладающего спецификой в условиях Узбекистана. Следует отметить, что в Голландии существует праздник тюльпанов, на который съезжаются туристы практически со всех частей света.


Во-вторых, праздники овощей и фруктов (Ковун-саиль, праздник винограда, День лепешки и пр.), в США альтернативным является День тыквы.


В-третьих, каждый регион Узбекистана имеет свою специфику, которая может стать “изюминкой” для внутреннего туриста. Безусловно, необходима активная реклама этого турпродукта.


По мнению экспертов, внутренний туризм станет в будущем одним из важных направлений туристской экономики Узбекистана. В ближайшие годы его объем возрастет в 3-4 раза.


(Примечание: экспертами выступили преподаватели Ташкентского экономического университета и Ташкентского колледжа туризма, приглашенные специалисты, сотрудники туррфирм, семинар состоялся 24 апреля 2003 года).