В Зеренде мафия, а \»на КТК бараны\»

\»Дело\» 19-ти крестьян ОАО \»Целина\» Зерендинского района Акмолинской области вызвало большой общественный резонанс. Не каждый день, слава Богу, у нас в Казахстане скопом, как какую-нибудь многочисленную, \»устойчивую преступную группировку\», отправляют на скамью подсудимых почти два десятка селян. По приговору суда сроки, разной степени тяжести, получили все члены Совета директоров крестьянского хозяйства, включая членов Ревизионной комиссии. При том, что \»хорошо смазанная\» судебная машина работает, как отлаженный механизм — без видимых сбоев, таких эпатирующих казахстанскую общественность судебных процессов, как этот, что-то не припоминается. \»Дело\» 19-ти сельских тружеников носит знаковый характер и имеет под собой целый пласт проблем, обусловленных \»спецификой\» и внутренними противоречиями власти в Казахстане.


Помимо всего прочего, недавние парламентские баталии по закону о земле в реальной жизни находят зримое подтверждение поспешности и преждевременности его принятия. Пример этому — начавшийся процесс \»обезземеливания\» крестьянства и псевдозаконный захват пахотных земель латифундистами от власти и аффилированными с нею мафиозно-клановыми структурами. По факту, как это вытекает из судебных материалов по \»делу 19-ти\», земля становится объектом купли-продажи и связанных с нею спекулятивных сделок. Тот же Е. Кабданов — \»герой\» этого \»дела\», высудив у своих односельчан имущество и землю (одну из лучших в Акмолинской области), тут же её продал некоей фирме под мудрёным названием — \»Кокшетау Астык Инвест ЛТД\». Но поскольку де-юре землю продавать нельзя, то в договоре между заинтересованными сторонами речь шла о продаже права землепользования. А крестьяне, с их земельными паями, сами оказались (!)предметом купли-продажи — деваться-то им некуда. Права владения землёй их де-факто лишили, а самих землепашцев с семьями, дворовыми постройками и домашней живностью передали в полное и безраздельное распоряжение вновь обретённого \»инвестора\»- \»Кокшетау Астык Инвест ЛТД\».


Другое, что высветило \»дело 19-ти\», — это бесконтрольность и произвол правоохранительных и судебных органов, являющихся инструментом влияния конкурирующих между собой и сросшихся с властью теневых бизнес-группировок.


В этом смысле \»охота\» костанайских властей на корреспондента КТК Дмитрия Халикова свидетельствует о том, что в Казахстане есть территории, находящиеся вне юрисдикции Центра и живущие по своим \»региональным законам\».


Своеобразный казахстанский правовой сепаратизм, явно поощряемый сверху. Примерно то же самое, что и в армии, когда отцы-командиры отдают на откуп \»дедам\» солдат, обеспечивая в ротах и батальонах нужные \»дисциплину и порядок\». В нашем случае \»на откуп\» отдан целый район, со всем живущим там населением.


Буквально на следующий день после того, как на КТК, в программе \»Портрет недели\» были представлены \»осуждённые\» крестьяне, рассказавшие о творящемся в Зерендинском районе правовом произволе, домой к Касенову К.М., участнику этой передачи, нагрянули \»гости\». Приехавший на машине с 4-мя охранниками и.о. президента \»Кокшетау Астык Инвест ЛТД\» Каплунов И.И. с нецензурной бранью набросился на 60-летнего крестьянина. \»Ты, козёл, пишешь!? Жить не хочешь? Сгною на параше! На КТК бараны! И вы все бараны!\» — кричал он в лицо пожилому человеку, явно провоцируя того на драку. И только вмешательство жены, также обложенной \»гостями\» отборным матом, не позволило Касенову, бывшему спортивному борцу, не поддаться на откровенную провокацию распоясавшихся \»хозяев\» района.


А то, что они таковыми ощущают себя, хотя люди они не местные, вытекает из слов того же Каплунова, заявившего Касенову: \»Я обращусь к акиму района, прокурору и начальнику УВД — они у меня все в руках\». Судя по словам крестьян, с которыми нам удалось встретиться в сёлах Костомаровке и Исаковке, они чувствуют себя абсолютно беззащитными перед земельными баронами. Как сказал один из них: \»Нам остаётся только взять автомат в руки\».


Местные бастыки, наблюдавшие с самого начала развитие \»дела 19-ти\», тоже, как явствует из слов Каплунова, — \»в доле\». А сельский участковый, который пьёт даровую водку и распевает песни с \»инвесторами\», не задумываясь, упрячет за решётку любого, кто покусится на интересы благодетелей. Так, в тот же день, когда был совершён бандитский \»наезд\» на Касенова К.М., в той же Костомаровке директором ОАО \»Целина\» Решетниковым Ю.К. была уволена пекарь Бектурова Айжан, как не прошедшая испытательный срок. После 8 лет безупречной работы в сельской пекарне её уволили за то, что её муж также попал в объективы телекамер КТК, снимавших сюжет об этом беспрецедентном случае судебного произвола.


Сам факт, что \»дело 19-ти\» тянется так долго, свидетельствует о том, что метастазы коррупции \»проросли\» во все структуры исполнительной власти, правоохранительных, надзорных и судебных органов. В противном случае законная \»точка\» была бы поставлена сразу, как только исполнительный директор Кабданов Е. ещё в 1999 г., без согласия акционеров (ныне осуждённых), осуществил незаконную перерегистрацию устава крестьянского хозяйства и через столь же незаконную эмиссию стал единоличным владельцем имущества и земли.


Симптоматично, что почти одновременно с передачей на канале КТК о \»деле \»19-ти\», по \»Хабару\» в программе \»Процесс\» рассказали о судьбе 18-летнего юноши из Зеренды, осуждённого за убийство двухгодичной давности к 11 годам лишения свободы. Ни одной прямой улики, кроме выбитой из парня \»явки с повинной\», да ещё с применением психотропных средств, следствием добыто не было. Но \»гуманный и справедливый\» казахстанский суд (!) \»по совокупности косвенных улик\» отправил сельского паренька есть тюремную баланду. О чем говорить, когда помощник прокурора области, на полном серьёзе вещает, что факт побега двух мальчишек во Владивосток за морской романтикой является уликой, свидетельствующей о попытке скрыться от правосудия?! Вот на основании таких \»улик\» и собственного \»регионального законодательства\» следователи и судьи наших сограждан пачками отправляют \»туда, где Макар, телят (баранов) не пас\». Надо только определиться в главном — кто мы для этой власти: люди или бараны?