Сборная, в которой каждый играет на себя, или Все животные равны, но есть некоторые более равные

Правительство Даниала Ахметова вряд ли можно назвать командой, поскольку слишком много в нем разношерстных игроков…

\"\"

Правительство Даниала Ахметова вряд ли можно назвать командой, поскольку слишком много в нем разношерстных игроков. Очевидно, глава государства решил не идти на обострение с ФПГ, представители которых и вошли в состав правительства. Смогут ли они сработаться и вместе потрудиться на благо Отечества, покажет время. Но уже сейчас можно сказать, что это правительство будет работать недолго.


Отставку Имангали Тасмагамбетова можно было предугадать после того, как обычно послушный парламент “вдруг” прозрел в одночасье и решил выступить единственным радетелем народа. Сведущие люди такое прозрение объясняют одним: сверху была спущена команда. Наверное, цинично звучит подобное утверждение, но, тем не менее, иллюзий в отношении внезапной смелости Мажилиса не строил никто: ни аналитики, ни политики, ни журналисты. Развязка последовала спустя месяц после приснопамятного заседания парламента, на котором нижняя палата фактически выразила свое недоверие правительству. В такой ситуации президент действовал именно так, как от него ожидали многие. В общем-то, ничего удивительного в том, что Нурсултан Назарбаев решил пожертвовать сегодня человеком, именующим самого себя “продуктом Назарбаева”, нет. Ибо далеко это не жертва, во-первых, а во-вторых, никуда г-н Тасмагамбетов не ушел. Функции Государственного секретаря, как заявил президент, будут значительно расширены. И из этого можно заключить, что фактически Имангали Тасмагамбетов будет заниматься не только представительскими функциями, каковые имеются у Госсекретаря, но и станет курировать привычную ему сферу — идеологическую. Скорее всего, под его началом окажутся СМИ, НПО, культура. В пользу такого предположения говорит то, что в этих областях руководителями остались те же люди, что и были при правительстве Тасмагамбетова, а вице-премьер, контролирующий эти вопросы, не назначен. Амбиции, каковые, несомненно, имеются у экс-премьера, на время будут удовлетворены. А потом, наверное, Имангали Тасмагамбетов начнет потихоньку собирать преданных ему людей и, возможно, все же станет одним из претендентов на пост главы государства в 2006 году. Кстати, знающие люди говорят, что в числе прочего, что привело к отставке, у Имангали Нургалиевича значится и такой грешок, как расстановка “своих людей” (преимущественно, выходцев из Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей, т.е. из Младшего жуза) на ключевые посты в министерствах и ведомствах и т.д., вплоть до районных акимов. В частности, первым заместителем председателя Таможенного комитета является многолетний помощник бывшего вожака комсомолии Аманияз Ержанов, а председателем Комитета по культуре – Ермек Аманшаев, человек, весьма близкий к Имангали Тасмагамбетову.


Нынешняя расстановка кадров вызывает ощущение, что президента вновь подставили и подставили крепко. В правительстве практически нет ярких людей, о которых можно было сказать, что они являют собой образец государственника. За исключением, пожалуй, как это ни странно звучит, самого Даниала Ахметова. Несмотря на всю аффилированность нынешнего премьера с Евразийской группой, а через него и с международными транснациональными корпорациями, Ахметов все же иногда думает и о Родине, чего не скажешь о многих других. То, что Даниал Ахметов долго не будет сидеть в кресле акима Павлодарской области, было ясно с самых первых дней его пребывания там. Именно он, а не Имангали Тасмагамбетов, должен был возглавить правительство в январе прошлого года. Однако для окружения главы государства важнее было провести “воспитательную” кампанию (зачистку – А.О.) в Павлодаре с тем, чтобы избавиться от всего того, что было сделано Галымжаном Жакияновым. Можно сказать, что Даниал Кенжетаевич с этим справился блестяще. Показательный суд над экс-акимом, преследование журналистов и закрытие ряда газет, телекомпаний через судебные иски, наконец, выборная кампания – это все, конечно, не подвиги Геракла, но вполне заслуживающие поощрения действия. Неважно, что суд над Галымжаном Жакияновым не сумел доказать виновность подсудимого, а показал всю порочность бывшего советского, а теперь уже казахстанского правосудия, его зависимость от телефонного права. Неважно также, что на дополнительных выборах в Мажилис в декабре 2002 года победила на деле Карлыгаш Жакиянова, а не Василий Максимонько. Неважно, что население области последними словами кроет г-на Машкевича и Даниала Кенжетаевича. Главное – г-н Ахметов подтвердил свою преданность президенту страны и готовность слепо выполнять все полученные от него указания. И вот благодарность.


Но, очевидно, радоваться Даниалу Кенжетаевичу не стоит. Ведь правительство формировал не он, следовательно, команды у него нет. А ведь Даниал Кенжетаевич, будучи мастером по велосипедному спорту, привык к командным соревнованиям. Что ж, видимо, это обстоятельство повлияет на его работу в целом, и можно предположить, что новый премьер-министр будет действовать каждый день так, как если это были форс-мажорные обстоятельства. Кстати, как сообщило агентство “Казахстан тудей”, Д.Ахметов намерен проводить регулярные заседания бюджетной комиссии по понедельникам, средам и пятницам. Заседание совета экономической политики будет проходить еженедельно во второй половине дня по вторникам. Такое внимание к чисто экономическим вопросам означает некоторое изменение курса государства по сравнению с предыдущим. И то сказать, последние заявления некоторых членов кабинета Имангали Тасмагамбетова о возможном пересмотре контрактов с иностранными инвесторами смутили часть инвесторов, как и то, что вводится новое налогообложение. Между тем, экономика республики полностью зависит от тех компаний, которые добывают углеводороды на Каспии, и от мировых цен на нефть и газ. Даниалу Ахметову предстоит смягчить впечатления от этих резких заявлений, а заодно сместить акценты в сторону перерабатывающей промышленности.


Впрочем, смена приоритетов не удивительна, как-никак Имангали Нургалиевич все же гуманитарий, а Даниал Кенжетаевич – практик, строитель. К тому же в правительстве теперь целых два вице-премьера, являющихся профессиональными экономистами. К слову, один из них — Александр Павлов — родом сам из Павлодарской области, а значит, взаимопонимание с ним премьеру обеспечено. К тому же оба они начинали еще в восьмидесятые годы и знают друг друга хорошо. А вот второй вице-премьер Сауат Мынбаев, пожалуй, заслуживает того, чтобы о нем сказали: “рояль в кустах”. Это тот самый представитель младотюрков, которых, как огня, боится старая партийная номенклатура, именующая представителей крупного бизнеса не иначе, как “молодые волки”. Несмотря на относительную молодость, г-н Мынбаев уже в третий раз входит в состав правительства. Впервые он вошел в состав правительства министром финансов в феврале 1998 года. В этой должности он проработал почти год, а затем с июля 1999 года являлся министром сельского хозяйства. Напомню, что в это время премьер-министром был Нурлан Балгимбаев. После отставки Балгимбаева Сауат Мынбаев не вошел в правительство, а занялся предпринимательством. Это, пожалуй, один из самых грамотных членов нынешнего правительства, весьма закрытый, жесткий в действиях и мягкий в общении. Будучи аффилированым с “Казкоммерцбанком”, Сауат Мынбаев, вероятно, будет отстаивать интересы финансово-промышленной группы, которую принято называть группой Нурлана Субханбердина. Кстати, еще одно очко в актив “Казкоммерцбанка”: еще один человек, имя которого также связывают с этим банком, Ораз Жандосов возглавил Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Примечательно, что одновременно агентство выведено из состава правительства и будет подчиняться непосредственно главе государства. Это означает, что партия “Ак жол” становится серьезным игроком на политической арене республики; и на будущих парламентских выборах она будет иметь хорошие шансы для того, чтобы получить большое число депутатских мандатов.


Но позиции укрепились не только у представителей “Казкоммерцбанка”. Выиграли от перестановки в высших эшелонах власти еще несколько человек. Об Имангали Тасмагамбетове уже было сказано. Ему удалось, как говорится, и невинность сохранить, и приличия соблюсти. Хотя мотив для отставки (несогласие с итогами голосования в парламенте) более чем смешон и неубедителен, он все же смог выдержать хорошую мину при плохой игре. Ведь при тех обстоятельствах, какими сопровождалась его отставка, исход мог быть значительно хуже. А так – отделался, что называется, легким испугом.


Значительно выиграли и Темирхан Досмуханбетов, а также засидевшийся в запасе Сарыбай Калмурзаев. При тех инвестициях, которые ежегодно вкладываются в строительство Астаны, место акима столицы более чем доходное. Да и самостоятельной работы Темирхану Мынайдаровичу давно пора попробовать. Да, конечно, кто-то может использовать при комментарии данного назначения русскую поговорку “пустили козла в огород”, но мы не станет этого делать и обращать на это внимание.


Свою награду получил и аким Павлодара Кайрат Нурпеисов, который “блестяще” справился с поручением провалить Карлыгаш Жакиянову, не дать ей выиграть депутатский мандат. Не остался в накладе и Адильбек Джаксыбеков. Пять лет быть акимом столицы – для суверенного Казахстана — это очень много. Хотя вряд ли г-н Джаксыбеков будет лучшим министром индустрии и торговли, чем Мажит Есенбаев, который назначен помощником главы государства.


И несмотря на то что в новом правительстве игроки составляют сборную, в которой каждый играет на себя, их роль ясна. Как понятно и то, что глава государства решил примирить все группировки, и потому в новом составе правительства представлены понемногу все, кроме… людей Рахата Алиева. Но, как говорил бессмертный Оруэлл, все животные равны, но есть некоторые более равные. От перестановок больше всех выиграли представители старой партийной гвардии, к коей, несмотря на относительную молодость, можно отнести бывшего всемогущего помощника главы государства, а теперь секретаря Совета безопасности Булата Утемуратова. К примеру, министр финансов Ерболат Досаев, говорят, имеет самое непосредственное к нему отношение. Иначе не объяснить, почему и за какие заслуги 32-летний инженер электронной техники получил столь высокое назначение. Вряд ли он сможет быть таким же министром, как Зейнулла Какимжанов. К примеру, в парламенте он явно не сможет отстаивать интересы правительства так, как это блестяще делал Зейнулла Халидоллович. Слишком уж молод, да и как финансист он, наверное, проигрывает выпускнику МГУ.


Назначение Булата Утемуратова секретарем Совета безопасности говорит об очень многом. Следует ожидать, что статус этого органа повысится, как и весомее станет роль секретаря Совбеза в жизни нашего общества. Иными словами, страна готовится к выборам. Очевидно, предстоящие выборы в парламент и маслихаты станут своего рода проверкой на верность всех без исключения, кто входит в “команду Назарбаева”. Видимо, то, о чем предупреждал советник главы государства Ермухамет Ертысбаев (“на войне, как на войне”, усиление силового давления), с учетом тех методов, которые применял новый премьер-министр в Павлодарской области, и назначением нового секретаря Совбеза, будет иметь место в самые ближайшие месяцы. Поживем — увидим. По осени цыплят считают.