Кыргызский Омбудсмен остался без денег

Офис главного защитника прав человека в стране оказался под угрозой прекращения своей деятельности.


Спустя полгода после своего избрания первый Омбудсмен Кыргызстана Турсунбай Бакир уулу и его сотрудники остались без средств. “Если не последует финансовая помощь со стороны государства, то институт Омбудсмена может прекратить свою деятельность”, — заявил Турсунбай Бакир уулу 16 июня журналистам во время пресс-конференции.


Выделенный правительством в начале года бюджет институту Омбудсмена составлял 4 миллиона сомов (около 100 тысяч долларов США), но эти деньги уже использованы на приобретение оргтехники, устройство рабочих мест для сотрудников, на скромную зарплату. Региональные представительства также получили помещения и начали свою деятельность. Кроме этого, ОБСЕ оказала помощь в размере 60 тысяч долларов, на которые, по утверждению Бакир уулу, приобретена оргтехника для офисов.


По подсчетам специалистов офиса Омбудсмена, на нормальное становление и функционирование этого института в Кыргызстане требуется как минимум 25 миллионов сомов (примерно 600 тысяч долларов).


Бакир уулу сказал IWPR: “В связи с отсутствием финансов к концу этого месяца все сотрудники будут отправлены в вынужденный неоплачиваемый отпуск”.


Омбудсмен имел личные встречи с президентом, премьер-министром, а также с министром финансов, в ходе которых рассказал о бедственном положении.


“Все с пониманием отнеслись к нашим проблемам, но до сих пор реальной помощи не чувствуем”, — сказал он.


Между тем, Бакир уулу отмечает роль Акаева в создании института Омбудсмена. Президент выделил одно из лучших зданий в столице и оказывает политическую поддержку.


Вместе с тем Омбудсмен подчеркивает, что высокопоставленные чиновники не хотят принимать во внимание его международный статус.


“В Нарынской и Таласской областях местные органы власти выделили нашим представительствам помещения, которые находятся в аварийном состоянии, — посетовал Бакир уулу. – В эти офисы входить-то опасно, не говоря о том, что туда стыдно приводить иностранных представителей”.


По словам Бакир уулу, зарплата его сотрудников составляет от 10 до 80 долларов в месяц, а работы очень много. “За полгода работы из разных регионов поступило около тысячи жалоб, но мы не имеем средств на командировки специалистов для их изучения”, — подчеркнул он.


Как отмечают обозреватели, ситуация вокруг первого Омбудсмена Кыргызстана связана прежде всего с личностью самого Турсунбая Бакир уулу. “Не секрет, что он долгое время находился в непростых отношениях с властями, особенно с правоохранительными органами”, — говорит известный политобозреватель Алым Токтомушев.


Турсунбай Бакир уулу был избран первым Омбудсменом Кыргызстана 21 ноября 2002 года, победив уже в первом туре пятерых соперников. Этот факт был воспринят обозревателями как торжество оппозиции, поскольку Бакир уулу в качестве депутата и лидера политической партии в основном критиковал власти, хотя никогда не называл себя оппозиционером.


Согласно закону “Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики” Омбудсмен избирается на пять лет, во время пребывания на этом посту он не имеет права заниматься политической деятельностью. Поэтому после своего избрания Бакир уулу официально объявил о том, что слагает с себя депутатские полномочия и оставляет политику, посвящая себя целиком правозащитной деятельности на территории Кыргызстана.


До своего избрания Омбудсменом 45-летний Бакир уулу в течение 8 лет был депутатом и одновременно возглавлял политическую партию “Эркин Кыргызстан” (“Свободный Кыргызстан”).


В 1998 году Акаев назначил Бакир уулу председателем Комиссии по правам человека при Президенте страны, присвоив ему высокий ранг посла.


Серьезный авторитет политика, правозащитника и дипломата Бакир уулу завоевал в 1999 году, когда на юг Кыргызстана вторглись вооруженные группировки Исламского движения Узбекистана, которые в кыргызских горах захватили в плен четверых японских геологов, а также десятки местных милиционеров и военнослужащих.


Тогда, по утверждению Токтомушева, Бакир уулу сыграл одну из ключевых ролей в ведении переговоров с руководителями ИДУ по освобождению японских и кыргызских пленных.


По результатам тех событий между властями Кыргызстана и Бакир уулу до сих пор имеются непонятные разногласия. Как отмечает журналист Жылдыз Мусабекова, “суть этих разногласий заключается в соперничестве обеих сторон по поводу того, чья заслуга больше в освобождении пленных и прекращении войны на юге страны”.


Между тем в 2001 году Бакир уулу публично сложил с себя полномочия председателя президентской Комиссии по правам человека, мотивировав свое решение тем, что ему не дают исполнять возложенную на него миссию в полной мере.


В Кыргызстане еще не забыли о скандале, который разгорелся осенью 2002 года между Бакир уулу, тогда еще депутатом парламента, и председателем СНБ Калыком Иманкуловым. Конфликт возник после публикации интервью Иманкулова в газете “Агым” (“Течение”) о политической и религиозной ситуации в Кыргызстане, где он упоминал имя Бакир уулу.


Депутат тогда подал в суд на председателя СНБ, посчитав, что он обвинил его в причастности к деятельности ИДУ и религиозной партии \»Хизб ут-Тахрир\». Тяжба закончилась примирением сторон.


Следует отметить тот факт, что Бакир уулу публично называет себя истинным приверженцем ислама, он совершил хадж в Мекку, посещает мечеть и совершает пятикратный намаз.


По мнению обозревателей, этот факт используется противниками Бакир уулу для подрыва его имиджа.


13 декабря 2002 года газета “Вечерний Бишкек”, которая считается подконтрольным правительству изданием, опубликовала статью под названием “Аль–Каида” в Кыргызстане”, где затрагивалась деятельность Омбудсмена. Вскоре Бакир уулу предъявил газете иск, в котором потребовал опубликовать опровержение и принести ему извинение. “Вечерка” поставила мое имя под сомнение, распространив информацию о каком-то моем отношении к исламскому терроризму”, — сказал Бакир уулу.


Депутат парламента Алевтина Проненко нынешнюю ситуацию вокруг Омбудсмена оценивает так: “Изначально было ясно, что власти, которые не смогли провести на эту должность своего кандидата, будут работать против Бакир уулу, всячески стараясь подорвать его авторитет. И, похоже, они добиваются своей цели, используя финансовые рычаги”, — подчеркнула она в беседе с IWPR.


Другой член кыргызского парламента Акбокон Таштанбеков придерживается иной точки зрения. По его словам, страна в силу своей экономической отсталости пока не в состоянии удовлетворять все потребности Омбудсмена.


“У меня складывается впечатление, что Бакир уулу, видимо, не справляется со своими обязанностями и пытается отвлечь внимание общественности и международных организаций на свои финансовые и организационные проблемы”, — сказал Таштанбеков IWPR.


Стоит отметить, что создание института Омбудсмена в Кыргызстане заняло несколько лет, и с особым энтузиазмом было воспринято международным сообществом. Президент Акаев на всех форумах подчеркивает важность и роль Омбудсмена в продвижении демократических реформ в Кыргызстане.


“Наш институт Омбудсмена должен стать моделью не только в Центральной Азии, но и в СНГ”, — заявил Акаев.


Между тем Турсунбай Бакир уулу выражает беспокойство по поводу того, что в повестке дня предстоящей сессии парламента, которая откроется 24 июня, отсутствует вопрос о дополнительном финансировании института Омбудсмена.