Назарбаева встречали без красных дорожек и почетных караулов

Отказать в аккредитации?


“Ассанди-Таймс” отмечает, что, по сообщению сотрудника международного института Евразии Рината Ахметшина, во время посещения Назарбаевым Канады правительство этой страны “решило дистанцироваться от этого визита. Например, по прибытии Назарбаева в Канаду его встречал только сотрудник МИДа из подразделения протокола и никаких красных дорожек и почетных караулов, естественно, не было”. Причиной этого решения, по мнению издания, стало то, что “международная правозащитная организация “Хъюман Райтс Уотч” направила руководству Канады обращение, в котором призвала потребовать от казахстанского лидера прекращения преследований журналистов. Подобное обращение к премьер-министру Канады Жану Кретьену направила и журналистская организация “За свободу выражения” — там речь идет о ходе судебного разбирательства, в результате которого Сергей Дуванов оказался за решеткой. В обращении говорится о результатах экспертизы, показавшей, что казахстанский журналист был осужден по политическим мотивам и юридических причин для его осуждения практически не было”.


Издание также обращается к своим читателям с просьбой выступить на процессе “Рахат Алиев против “Ассанди-Таймс” в защиту газеты: “Мы просим всех, кто располагает информацией о г-не Алиеве, поделиться ею с нами или выступить на судебном процессе в качестве свидетелей с нашей стороны. Мы просим казахстанские и зарубежные правозащитные организации, посольства стран-участниц ОБСЕ в Казахстане и саму Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе делегировать своих представителей на процесс. Мы просим ОБСЕ отказать Рахату Алиеву в аккредитации, как человеку, не имеющему морального права представлять в этой организации Казахстан. Мы просим Европарламент и Конгресс США обратить внимание на очередную попытку членов семьи президента Назарбаева ограничить свободу слова и прессы в Казахстане. Мы просим учредителей “Демократического выбора Казахстана” и других политиков выступить свидетелями на судебном процессе и рассказать, как действия г-на Алиева повлияли в ноябре 2001 года на их решения, мотивацию и действия. Мы просим бизнесменов, ставших жертвами произвола властей, рассказать, как у них отбиралось имущество”.


Еще не последняя…


“Экспресс К” сообщает, что “завершившуюся предпоследнюю сессию Мажилиса парламента нынешнего (второго) созыва председатель палаты Жармахан Туякбай назвал “драматичной” и “поучительной”. “Эта сессия была, как никогда, богата на важные законопроекты, полна внутреннего напряжения и даже драматизма, — сказал Жармахан Туякбай. К числу главных свершений председатель палаты отнес работу над Земельным кодексом. По мнению спикера, в ходе обсуждения этого документа депутаты Мажилиса осознали, что парламентарии “не только вправе, но и обязаны иметь свои убеждения, твердо и принципиально их отстаивать”. “Все мы убедились, какую роль способна сыграть наша единая позиция, сплоченные и последовательные действия, — с глубоким чувством достоинства заявил спикер”. “Панорама” добавляет, что, к сожалению, “на практике дальнейшая судьба инициированных депутатами проектов далеко не всегда определяется их злободневностью и другими достоинствами. Многое традиционно зависит от позиции правительства. Ответы исполнительной власти на запросы депутатов также получили неудовлетворительную оценку председателя Мажилиса”. А вот сенаторы, задумавшись о своих правах и обязанностях, решили, что изъяны в принимаемых законах встречаются потому, что рассматриваются и принимаются они слишком поспешно. “Вчера на пленарном заседании они заговорили о том, что не могут в спешке принимать новые законы. “Мы же не бумагоперерабатывающий завод”, — возмутился депутат Уалихан Кайсаров. Причиной эмоциональных выступлений стал законопроект, разработанный Национальным банком”. (“О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам единой системы государственного регулирования финансового рынка и надзора за складывающимися за ними отношениями”). Не вполне понятна столь бурная реакция спокойных, как правило, сенаторов: “Что за спешка? – недоумевал депутат Аскар Кужагалиев. – У нас разве существует какой-то контракт на принятие законов?”. Сенаторы коллегу поддержали и “тут же заявили, что не собираются под каждое ведомство принимать поспешные решения”… И все же в первом чтении проект закона был принят… На этом же пленарном заседании одобрено еще четырнадцать законопроектов, и лишь один – “Водный кодекс” — с тридцатью тремя поправками возвращен в мажилис”. Так что, может быть, не в поспешности изъян, а в непоследовательности?


Прием назначает, как Сталин…


О вреде частой смены правительства размышляет “Караван”. Потому как “передвижка министров — это еще не все. Далее следует назначение замов, начальников департаментов, агентств, управлений и прочих выше- и нижестоящих начальников. Вот этой раздачи чинов сейчас и ждут в министерствах и ведомствах”.


Столичные чиновники притихли в ожидании, в отпуск не уходят, за границу не летают. “Говорят, сократилось и число командировок, в том числе зарубежных. Билеты на алматинские рейсы сейчас можно спокойно купить даже в дефицитную прежде пятницу. Окна в министерствах, ведомствах, агентствах светятся до полуночи”. “Кстати, — отмечает журналист, — и новый премьер чуть ли не каждый день засиживается на службе до трех часов ночи. Случается, и прием вызванных им людей назначает, как Сталин, — на очень позднее время”.


“Более-менее спокойно в министерстве индустрии и торговли. Не то чтобы люди здесь страха не знают – просто новый министр Адильбек Джаксыбеков в Канаду улетел вместе с президентом”. Тревожнее всего, по наблюдению каравановцев, в министерстве образования — оно “вообще впало в полный анабиоз”. К слову, газета два месяца “просит, по просьбе своих читателей, прямую линию с любым руководителем, способным пояснить особенности поступления в этом году в вузы и средние учебные заведения. И два месяца такого человека там найти не могут. Между тем приемные экзамены уже начинаются”.


“Вот в чем вред частых перемен, – заключает издание, — по нашим подсчетам, месяца два чиновники боятся перемен, потом ожидают должностей, потом, едва все устаканится, начинают ждать и бояться новой смены руководства. На нас – на страну – и времени, считай, не остается…”.


Казахстанская журналистика: то суд, то награда


СМИ отметили седьмой по счету День казахстанской журналистики.


Например, пишет “Новое поколение”, “по словам Сейтказы Матаева, президента Союза журналистов, в ряду медиа-братии происходит постоянное движение: появляются новые издания, исчезают существовавшие. Все это говорит о постоянном развитии прессы, которую рано или поздно можно будет по-настоящему назвать четвертой властью”. В то же время Сергей Туник из “Экспресс К” отмечает нежелание и неумение госструктур работать с прессой, вошедших в моду судебных исках к СМИ: “Сдается мне, что все эти иски – не что иное, как элементарная человеческая жадность и стремление привлечь к себе внимание публики…” Однако, пишет С.Туник, “мне трудно представить такую ситуацию: вы приходите домой, а по телевизору только сериалы, реклама прокладок и клипы. Выходите на улицы, но не видите газетно-журнальных киосков. …Нас можно не любить, нас можно бояться и ненавидеть, но жить без нас – невозможно. …Это про нас, про журналистов – “четвертая власть”, “цепные псы демократии”, на которых обижаются в правительстве и парламенте, бизнесмены и артисты, полицейские и таможенники, акимы и рядовые бюрократы. А потом к празднику дают премии”.


Кстати, о премиях. “Союз журналистов Казахстана и Государственный фонд поддержки культуры и искусства, рассмотрев итоги республиканского творческого конкурса на лучшие работы, присвоил звания лауреатов премии Союза журналистов Казахстана 2003 года работникам СМИ”, — сообщает также “Экспресс К”. В основном отмечены представители региональных СМИ, в том числе казахскоязычные; среди республиканских изданий — ЗАО “Агентство Хабар”, “Егемен Казахстан”, “Экспресс К”, “Время”, “31канал”, “Казахстанская правда”. Дипломы Союза журналистов Казахстана “за поддержку прессы и взаимопонимание с журналистами” получили сотрудники пресс-служб различных государственных структур.


Открыта дорога в Поднебесную


С первого июля Казахстан вновь откроет границу с Китаем, — сообщает “Комсомольская правда — Казахстан”. “Если в железнодорожных и авиационных кассах пока не продают билеты в Китай, то небольшие фирмы, доставляющие “челноков” на автобусах, уже вовсю принимают заказы”. Что касается атипичной пневмонии, из-за вспышки которой закрыли границу, “теперь специалисты считают, что ситуация стабилизировалась и можно смело собираться в дорогу. Всемирная организация здравоохранения… заявила о том, что в Китае “атипичка” уже побеждена. Опасность заражения осталась, к всеобщему удивлению, только в благополучных Тайване и Торонто”.


Меж тем, несмотря на то что “марлево-масочный” режим и санитарные проверки врачей по дороге будут отменены”, “…проводникам и стюардессам все равно строго-настрого “вменят” следить за самочувствием пассажиров в пути. Особое внимание при этом следует обращать на коренных жителей Китая, и в случае чего, немедленно изолировать их в отдельный вагон. На автотуристов (а таких большинство) эта рекомендация тоже распространяется, но только теоретически”.