Что еще нужно успеть до 1 сентября?
Продолжается борьба со взяточничеством. “В Павлодаре сотрудники 9-го управления УВД области при получении взятки задержали и. о. начальника отдела управления юстиции. Примечательна сумма взятки – всего Т6 тыс. – за ускоренную регистрацию документов предпринимателя, который решил не потакать алчному чиновнику и обратился с заявлением в полицию. В итоге уже восьмой с начала года госслужащий задержан за получение взятки” (“Панорама”). Между тем, как сообщают “Известия-Казахстан”, председатель Агентства по делам государственной службы Заутбек Турисбеков, не так давно предлагавший освобождать чиновников от уголовной ответственности за получение взятки в пределах 100 долларов, озвучил весьма пикантную информацию. “По его словам, в самом ближайшем будущем любому казахстанскому чиновнику необходимо быть готовым к тому, что, “поступая на службу, он должен будет давать письменное согласие на использование в его отношении ряда оперативных действий и, в частности, провоцирование на взятку, что, в свою очередь, будет зафиксировано на аудио- и видеопленку…”. “На первый взгляд, демарш председателя агентства, в одночасье поправшего несколько статей Конституции РК и Закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, выглядит достаточно странно”, — пишет автор Евгений Косенко. “Тех наших сограждан, чей повседневный бизнес строится на системе взяток, уже ничем не удивишь и тем более не испугаешь. Как говорится, брали, берут и будут брать. Любой казахстанский коммерсант прекрасно знает, что обычно сумма предполагаемой взятки демонстрируется на табло калькулятора. И согласно оперативной логике, в первую очередь преступника необходимо лишить орудия его труда, в данном случае карманной ЭВМ. Пусть супостат в дальнейшем вычерчивает искомые суммы пальцем на песке или ногтем по замерзшему стеклу”. Так что вполне возможно, скоро последуют “громкие судебные процессы с публичными покаяниями под давлением неопровержимых улик… Впрочем, это все лирика, — замечает автор. – А что касается “физики”, то злые языки уже начинают распускать сплетни о том, что чин председателя Агентства по государственной службе может быть лишен “вольного плавания” и переведен под юрисдикцию Генеральной прокуратуры со слиянием с Комиссией по борьбе с коррупцией. И, дескать, кто при этом станет главным прокурором страны – большой вопрос. Есть и другая сплетня, вполне отвечающая реалиям сегодняшнего дня. Говорят, что до первого сентября этого года необходимо “вычистить” из аппарата тех, кто не соответствует духу происходящих перемен. Причем любыми способами, вплоть до возбуждения в отношении них уголовных дел. А процессуальные процедуры и тем более соблюдение буквы закона – дело десятое”. Тем более, есть столько подходящих к данному случаю выражений: “Победителей не судят”, “Цель оправдывает средства”, “Лес рубят, щепки летят” и так далее.
“Провинция” поменяла название и хозяев
“Панорама” сообщает, что “учредители еженедельного актюбинского издания “Новая Провинция” выплатили работникам редакции заработную плату за апрель текущего года телефонными справочниками… Стоимость каждого экземпляра справочника составляет Т1,5 тыс., при этом журналистам в счет зарплаты выдали по 10 экземпляров справочной литературы, а редактору “Новой Провинции” Юрию Тарасенко вознамерились вручить целых тридцать. “Хотите – берите, хотите – не берите. Денег не дождетесь”, — ответили учредители издания недоумевающим журналистам. Между тем, коллектив “Новой Провинции” потребовал справки по расчету для подачи исков в суд. Как стало известно “Панораме”, деятельность газеты “Новая Провинция” больше месяца назад была приостановлена сроком на полгода. При этом, по словам журналистов издания, “безо всяких объяснений со стороны учредителя”. Более развернутый материал на эту тему прошел в “Новостях недели”. Издание сообщило, что “все это происходило на глазах члена исполкома Конгресса журналистов Казахстана (КЖК), члена общественного совета при президенте РК по СМИ Натальи Бандровской”. Когда “НН” обратилась в КЖК с просьбой прояснить ситуацию, в газету отправили факс следующего содержания, который в исполком выслала якобы сама г-жа Бандровская: “Между тем в Актобе есть примеры диаметрально противоположного отношения владельцев СМИ к своим сотрудникам. Показательно поведение учредителя газеты “Афтограф” Н.Г.Бандровской, закрывшей эту газету в декабре прошлого года. Все сотрудники этого СМИ своевременно получили расчет именно в денежном выражении, а большинство людей были трудоустроены в другую городскую газету, причем на равнозначные должности с соответствующими денежными окладами. В актюбинской газете “Эврика”, руководителем которой является Н.Г. Бандровская, работают заместитель главного редактора О. Цыганова, ответственный секретарь Д. Лебединский, журналисты В. Радионов и А. Маринец (все ранее работали в газете “Новая провинция”). Ряд журналистов “Новой провинции” сотрудничают с “Эврикой” внештатно”. Напоследок г-жа Бандровская обещала разобраться в ситуации со справочниками. Пожалуй, стоит добавить лишь, что газету уже однажды закрывали – четыре года назад. “Тогда еще просто “Провинция” была тиражной, прибыльной и оппозиционной”.
Пишет партийная пресса
“Страна и мир” опубликовала интервью с членом политсовета партии “Отан” Сергеем Дьяченко. Депутат положительно оценил работу парламентской фракции, членом которой сам является, сообщил, сколько и каких законопроектов было разработано и инициировано “отановцами”, сколько запросов было направлено должностным лицам. По словам С. Дьяченко, “партия состоялась, она узнаваема”, но “вместе с тем собственно партийной работе с людьми нам нужно еще учиться”. “Эпоха” сообщает, что в Северо-Казахстанской области произошел инцидент на “партийной” почве. “Начальник отдела социально-культурной сферы аппарата акима Джамбул Бектасов вышел из партии власти “Отан” и вступил в ряды ДПК “Ак жол”. Однако подобную вольность первые лица района расценили чуть ли не как измену Родине и устроили “заблудшему сыну” чистку мозгов. 3 июля Бектасова вызвали “на ковер”. Весьма содержательную беседу, как в старые партийные времена, с ним провели первый заместитель акима по экономике А. Нуртаев, зам. акима по социальным вопросам Т. Омаров и руководитель аппарата акима В. Артимович. Как это ни покажется странным, но к этой честной компании почему-то присоединился… секретарь раймаслихата В. Поцелуйко. В итоге г-н Нуртаев предложил Джамбулу Бектасову выбор: или “Ак жол” или госслужба”. Издание посвятило разворот теме выборов в маслихаты – опубликовало мнения руководителей региональных филиалов партии о том, каков будет характер предстоящих выборов.
“Чужие”…
“В минувший вторник вступило в силу постановление правительства от 4 июля текущего года за № 661, которым утверждены Правила осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений и Методика расчета размера пенсионных выплат по графику. Касаются эти новые нормативные акты только участников накопительной пенсионной системы” (“Эпоха”). Издание также сообщает, что “правительство Казахстана намерено продать иностранным инвесторам на закрытом тендере не более 20% госпакета акций Государственного накопительного пенсионного фонда… Впрочем, одного из возможных победителей эксперты называют уже сегодня – им вполне может стать голландский “ABN AMRO Bank”, недавно выкупивший у “Казкоммерцбанка” доли в финансовых структурах, действующих в Казахстане. Кроме 20%-ного госпакета правительство намерено продать на открытом тендере еще один пакет акций ГНПФ в пределах 55%. Таким образом, в руки частных инвесторов перейдет не более 75% акций этого пенсионного фонда”. А “Деловая неделя” опять подняла вопрос, который, конечно, останется без ответа: почему все эти благотворительные акции и повышения пенсий ничего не меняют в жизни наших стариков: “Мы ведь отлично понимаем, что они, а не мы построили все эти здания, молчащие теперь заводы, рудники и даже большинство пульсирующих нефтяных скважин. Здесь у них есть огромное моральное превосходство. Мы – причисляющие себя к пресловутому “среднему классу” — это понимаем, но ничем чужим и своим старикам помочь не можем. Разве что монетками… или все-таки виноваты? Вот вырвалось ведь – “чужим” — как язык только повернулся. Нет ведь, нет их, чужих. Есть “чужие” там, наверху. Они реально могут помочь тем, кто создавал их нынешнее материальное благополучие. Но не хотят или, если быть точным, не желают. Нет-нет, что-то они делают: вот пенсию повышают в который раз, благодетели. Под гром фанфар и благоговейный шелест газетных статей. С непременными телекамерами. Славно, конечно, хотя акции эти, согласитесь, скорее символичные; инфляция съедает прибавки, а пожилые люди остаются один на один со своими проблемами. В бюджете-то денег все равно для них нет, да и не будет. В нашем бюджете, по крайней мере. Разве что через двадцать семь лет…”