Слово – не воробей

Скажите, почему полицейский говорит языком своих врагов – преступников? Потому что это ЕГО жаргон. Это ЕГО слова. Это ЕГО мысли…

Поймите меня правильно.


Это повторяется едва ли не каждый день. Анвар, полицейский, что живет по соседству во дворе, подходит к нашей компании неторопливой походкой, пытаясь казаться своим в доску, желая посидеть с нами, попить пива и просто потрепаться о новостях. Но чем и как бы он нас не угощал, он зачем-то повторяет словно заклинание: \»Вот, держите, пацаны, на общак\». Слова царапают мне слух и дергают лицо отвращением. Не бог весть какая драма, но… Скажите, почему полицейский говорит языком своих врагов – преступников? Почему этот жаргон не остается в кабинете и не исчезает, когда он снимает мундир? Потому что это ЕГО жаргон. Это ЕГО слова. Это ЕГО мысли.


Увы, но этого не должно быть. Потому что во все времена нарушитель закона и его хранитель – два человека по разные стороны одного барьера, того самого закона. Сколько вокруг этих противостояний и их вариаций выстроено детективов и драм! Но при любых вариациях и сюжетных коллизиях смысл всегда оставался одинаковым – это представители разных миров, противоречивых и весьма нетерпимых друг к другу. Это разное видение смысла жизни и своего места в обществе, это разное отношение буквально ко всему – как у волка и у сторожевого пса.


И, конечно же, это разные языки. И вот в чем тонкость – детективные драмы строятся не только на банальном поиске преступника, но и на психологической войне его со стражем закона, которому недостаточно просто показать свое физическое и юридическое превосходство, достав наручники и Уголовный кодекс. Самое важное – утвердить превосходство моральное, причем сделать это уже не формальными методами принуждения, а именно собственным человеческим потенциалом, силой духа – сломать преступника именно убеждением и показать ему его неправоту. Конечно, это идеал, но важно не столько его воплощение, сколько сам принцип, который не позволяет хранителю закона опуститься до уровня его нарушителя.


Но вдруг этот принцип не соблюдается, полицейские начинают мыслить и действовать так же, как и их враги… Значит, общество больно и очень серьезно. Значит, все аргументы в пользу уважения к закону фальшивы, да и сам закон вызывает искренние сомнения в своей полезности. Но еще страшнее, когда не просто кончаются аргументы, а сам представитель закона начинает мыслить так же…


Каждый раз когда я слышу это \»на общак\» от своего соседа, то понимаю, что с ним что-то не то. И, наверное, что-то не то во всей полиции – потому что так говорят все его коллеги, которых я иногда вижу, и начальники, которых иногда показывают по ТВ. Даже на пресс-конференциях у чинов в мундирах нет-нет, да проскользнет феня. Нет противостояния закона и понятий, и люди, стоящие по разные стороны колючей проволоки, говорят на одном языке. Похоже выстрижены. В глазах один и тот же блеск, и вполне возможно, что в голове практически одни и те же мысли. И при таком раскладе проволока на глазах превращается из символа разделения закона и преступления в признак всего лишь невезения – сегодня здесь я, а завтра ты. Мы с тобой – одной крови.


И это самое страшное. В таком свете все инциденты, подобные тому, что случилось с Сергеем Дувановым, Лирой Байсеитовой и прочие, приобретают совершенно иное звучание: \»Не по понятиям живете\». Все остальное – формализм.


Мало сказать – общество криминализовано. Я хочу обратить внимание на то, что не меряется цифрами и статистическому анализу не подлежит. Если хотите, речь идет о том, каким образом закручены извилины в голове и к каким мыслям они подталкивают. Криминализовано наше мышление, и, что самое страшное, криминализовано мышление власти – едва ли не до последнего представителя. Да, слова всего лишь слова, но за конструкцией предложений, словарным запасом проглядывает и то, какими схемами мыслит этот человек. И вот тут проступает истина – власть, причем власть исполнительная и сопряженные с ней институты, мыслит воровскими категориями, думает и мыслит не по закону, а по понятиям. \»То, что ты на свободе, – не твоя заслуга, а наша недоработка\» – еще один перл полицейских. Нет закона, есть желание или нежелание посадить, выгода и невыгода. Все – ничего больше.


Честно говоря, мне страшно. Страшно и неприятно оттого, что когда-нибудь у меня появится ребенок и мне придется объяснять ему, что такое \»скидываться на общак\», зачем это нужно делать и откуда это идет. Не хочу, но, боюсь, придется это сделать – каждый раз при встрече с Анваром что-то в его глазах говорит мне, что \»общак\» – это надолго.