Пессимистический сценарий

Чечено-российские отношения комментирует Аманчи Гунашев

В последнее время произошли события, непосредственно влияющие на чечено-российские отношения. Мы попросили прокомментировать эти события Аманчи Гунашева – полномочного представителя Чеченской Республики Ичкерия в Казахстане.


***


— За последнее время в чечне произошло довольно много событий. Прошел референдум, идет подготовка к президентским выборам… Как Вы прокомментируете все эти последние события?


— Референдум достаточно однозначно оценили международные наблюдатели. То есть они его проигнорировали. Под штыками стотысячной армии не может быть никакого свободного волеизъявления народа. На легитимность этот референдум претендовать не может, и народ его не принял. Это уже было, были выборы Завгаева, были и другие режимы Кремля… И это ничего не дает чеченскому народу.


— Сегодня в Чечне идет подготовка к президентским выборам. На фоне этого несколько неожиданно прозвучало предложение помощника президента Э.Памфиловой, чтобы допустить к выборам Аслана Масхадова. Что Вы можете сказать по этому поводу?


— Думаю, что президентские выборы пройдут по той же схеме, что и референдум. То есть по заранее подготовленной Кремлем схеме. В этом нет никаких сомнений. Президент Путин, не скрывая, поддерживает Кадырова. Партия власти “Единая Россия” тоже оказала поддержку Кадырову. Кадыров шантажирует власть, обещая уйти в горы с пятитысячным войском, если его не изберут. Ну и очевидно, что Кадыров станет президентом. Остальные претенденты – это либо “подставные утки”, либо люди, не имеющие реальной поддержки у населения. Участие Масхадова в выборах исключается. Я думаю, что он сам примет такое решение.


— Как показал опрос, самый высокий рейтинг доверия у населения Чечни имеет депутат Госдумы Асламбек Аслаханов (18,3 %), а нынешний глава Чечни занимает лишь четвертое место (11,4 %), уступая двум московским чеченцам — профессору Руслану Хасбулатову и предпринимателю Малику Сайдуллаеву. Что Вы скажете об этих трех возможных кандидатах?


— Народ Чечни можно понять: десять лет войны, полный развал экономики, разрушение всей социальной инфраструктуры… Одним словом, полный обвал всей жизни, республика отброшена на уровень средневековья. Народ устал, он хочет какого-то выхода их этой ситуации. Примечателен тот факт, что Кадыров отсутствует в тройке лидеров. Кадыров сейчас стал одиозной фигурой. Никакой народ не прощает предательства. Он был муфтием и вызвал, конечно, глубокое разочарование как духовный лидер. Также он не лучшим образом показал себя, будучи фактическим лидером республики в последние годы. Хасбулатов и Сайдуллаев – это люди, совершенно не замешанные в российско-чеченских отношениях. Это люди авторититные, у каждого, конечно, есть свой электорат, который проголосует за них. Сложнее положение с Аслахановым. Он депутат госдумы, тоже избранный в нарушение чеченской конституции. Это, как и Кадыров, кремлевская кандидатура. Он не всегда ведет себя ровно. Его, как чеченца, не могут не волновать события в Чечне и судьба своего народа. С другой стороны, он очень сильно завязан в российской политике, и, вследствие этого, он не совсем свободен в своих действиях. Этот человек вынужден постоянно лавировать между интересами своего народа и интересами российской политики. Наверное, появятся и другие кандидатуры… Мне кажется, что реальной кандидатурой является Ахмет Закаев – тогда и Масхадов признал бы выборы. Этот человек – участник всех переговоров, это человек культуры, он имеет опыт международных переговоров. Он прошел “чистилище” европейского суда в Копенгагене, и суд Англии его тоже однозначно оправдает. Вот этот человек является наиболее приемлемой фигурой.


— Все-таки, Вы думаете, что пройдет кремлевский сценарий и Кадыров будет избран президентом Чечни?


— Да. Это хорошо продуманный сценарий, и он пройдет. Другое дело – примет ли это чеченский народ?


— После избрания Кадырова возможен ли новый силовой виток в Чечне? Может ли Кадыров после избрания ставить России неприемлемые для нее условия?


— Я думаю, что это невозможно. Кадыров, как бы он там ни блефовал, он — человек Кремля. Он не будет делать никаких резких движений. У России достаточно рычагов в любой момент остановить Кадырова…


— Каков Ваш прогноз о событиях после выборов? Ведь выборы пройдут, а, скажем, Масхадов останется как бы за кадром, народ, судя по всему, также останется недовольным… Что же дальше будет?


— Довольными остаются Путин и Кадыров. Это не самое лучшее, к сожалению, что придумал Кремль. Возникает вопрос – почему Кремль всегда для урегулирования российско-чеченских отношений выбирает сомнительные фигуры? Во времена Ельцина против Дудаева был выбран Руслан Лабазанов – махровый уголовник. Затем Путин из тюрьмы вытаскивает Гантемирова. Теперь вот Кадыров… Невольно приходишь к выводу, что Кремль не заинтересован в нормальном урегулировании вопроса. России выгодно сохранить эту горячую точку на Кавказе с целью установить влияние на все Закавказье и удержать этот регион. Выгодно держать в Чечне большую армию, превращая Чечню в полигон. Это выгодно российским генералам и офицерам, для которых Чечня стала настоящим “клондайком”: всевозможные льготы, повышенные оклады, продажа оружия, зачистки, в ходе которых “зачищают” карманы и кошельки мирного населения. Но самое позорное – трупоторговля, так как труп чеченцы выкупают любыми средствами. И эти вещи в конце концов возвращаются бумерангом в Россию. Удовлетворяются интересы очень узкого круга лиц, но это противоречит интересам как чеченского, так и русского народов.


— В общем, сценарий дальнейших событий у Вас пессимистический…


— Да, к сожалению. Думаю, что такая безысходная ситуация на длительную перспективу заложена уже сознательно.


— Говорят, у Кадырова очень много “кровников”. Возможно его физическое устранение…


— Кадыров это все очень хорошо осознает. В народе говорят, что Кадырова убьют или кровники, или спецслужбы. Когда его используют до конца и он станет не нужен. Этот человек обречен в любом случае. Наверное, он шел на это сознательно. Это, конечно, трагическая фигура.


Подытоживая Ваши вопросы, хочется сказать, что, разработав такой сценарий, кремлевские политтехнологи получат тактический выигрыш, но стратегически проиграют. Это просто углубление пропасти между чеченским и российским народами и дальнейшее озлобление. И еще раз повторю, что то зло, которое творит российская армия в чечне, возвращается назад в Россию.


— А как предполагает вести себя Масхадов в рамках этого сценария?


— Я думаю, что все-таки мировое сообщество заставит Россию вернуться к нормальной политике в Чечне. Не знаю, сколько может это все длиться – пять-десять лет. Но все эти политические решения, которые сейчас принимаются Россией, будут пересмотрены. В конце концов есть законно избранный президент Чечни – Масхадов, которого Борис Ельцин сам поздравлял с избранием. И эти выборы были признаны мировым сообществом легитимными.


История вынесет суд этим событиям. Но сейчас, к сожалению, чеченский народ истребляется. И это грозит гуманитарной катастрофой для такого малочисленного народа.