Принято считать, что теневая экономика – это сфера, где укрывают от налогообложения доходы, производят нелегальную продукцию и оказывают неофициальные услуги. Это также контрабанда, наркобизнес, проституция, трафик людей и многое другое, что не вписывается в законы любого цивилизованного государства. Зачастую теневую экономику отождествляют с экономической преступностью, хотя это не совсем верно. Хозяйственная деятельность, наказание за которую отражена в Уголовном кодексе, можно считать экономической преступностью. Теневая же экономика базируется и на других аспектах, например, неэффективности производства и управления, оказании некачественных услуг, вовлечении в трудозанятость населения без оформления соответствующих документов и мн. др.
Между тем, теневая экономика может действовать и в легальной сфере, только ее специфика проявляется в том, что население не получает качественные товары и услуги, произведенные официальным способом. Понятно, что от этого страдают люди, ставится под угрозу их здоровье и жизнь. С другой стороны, такой подход гипертрофирует рынок — менеджеры начинают ориентировать производство на выпуск дешевой и не соответствующей стандартам продукции. Оценить их объемы весьма трудно. В развивающихся странах, в частности, Африки и Латинской Америки, их размер достигает 40-60% всех предложений на товарном рынке и сфере услуг, в развитых странах рынок некачественной продукции значительно уже – около 4-8%, причем им пользуются в основном люди с невысокими заработками, которые не могут себе позволить приобретать качественные изделия.
В Узбекистане объем некачественных изделий и услуг весьма значителен. Трудно оценить его масштабы. Одни эксперты предполагают, что его доля до 10% всей реализуемой продукции, другие – до 50%. Считается, что не всегда товар или услуга соответствует требуемым стандартам или качеству, хотя она продана и выполнена без нарекания со стороны клиента. Например, сантехник починил трубу, однако ее дефекты могут проявиться через месяц. Купленное в магазине электробытовое изделие действует в течение двух месяцев, а потом выходит из строя. То есть качество определяется со временем. Потери со стороны потребителя явные. Бывает и так, что человек вовремя и в полном объеме платит за коммунальные услуги ЖЭКу или товариществу, однако годами ждет ремонта крыши или канализации. Услуга ему не оказывается, хотя денежные средства поступили в распоряжение организации, которая обязана выполнить услугу согласно договору, и это уже есть факт проявления теневой экономики.
И поэтому эксперты говорят, что необходимо ввести соответствующие механизмы, способные противостоять такой негативной тенденции в экономической деятельности. И это необязательно должны быть карающие органы, например, милиция, прокуратура, таможенная служба, налоговая инспекция. Существуют другие государственные организации, в обязанности которым вменена задача заслона на рынок некачественных товаров и услуг, – Государственный комитет по демонополизации и развитию конкуренции, а также Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации.
И они выполняют свои миссии. Приведем статистику деятельности вышеуказанных органов за первое полугодие 2003 года. Так, из 321 предприятия торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, проверенных Государственным комитетом по демонополизации и развитию конкуренции Республики Узбекистан, у 87,5% были выявлены нарушения закона по защите прав потребителей. Общая сумма выявленных различного рода нарушений составила 474,8 млн. сумов.
В результате проверок и мониторингов, проведенных антимонопольным органом на потребительском рынке, только за первое полугодие текущего года были возмещены убытки потребителям в размере 63,9 млн. сумов, а за нарушения требований законов о защите прав потребителей к 452 хозяйствующим субъектам наложены штрафы в сумме 401,2 млн. сумов.
В антимонопольные органы поступило 405 жалоб от потребителей, из которых 360 решены в их пользу, 45 находятся на рассмотрении. По рассмотренным письмам и жалобам направлено 138 предписаний и возмещен ущерб потребителям на сумму 101,7 млн. сумов. Кроме того, зарегистрированы 322 жалобы по телефону доверия, 147 из которых решены в пользу потребителя и по 175 проведены разъяснительные работы.
Анализ рассмотренных жалоб показал, что 45,9% из них приходится на коммунальные услуги, 29,8% — на торговлю и общественное питание, 24,3% — на другие сферы обслуживания. Причем 41% поступающих жалоб по ущемлению прав в сфере коммунальных услуг приходится на г.Ташкент, по 15% — на Ферганскую и Ташкентскую области, от общего количества заявлений претензий на сферу торговли и общепита 21,8% приходится на Навоийскую область.
В Кашкадарье областным антимонопольным органом была рассмотрена коллективная жалоба потребителей по поводу отсутствия горячей воды, за которую все равно взималась плата. В ходе изучения жалобы сотрудники установили наличие такого факта, и областному управлению “Иссик манбаи” выдано предписание о необходимости перерасчета с потребителями, сумма которой превысила 11,7 млн. сумов. Похожая ситуация была выявлена в Сурхандарьинской области, где потребителям осуществили перерасчет за неиспользованный газ в размере 359,4 тыс. сумов.
Кроме того, жалобы поступали и по нарушениям прав потребителей торгующими организациями. Так, гражданин, проживающий в Андижанской области, обратился в антимонопольный орган по поводу отказа торговым предприятием принять обратно купленный некачественный видеомагнитофон марки “Daewoo”. В ходе вмешательства сотрудников управления предприятие выплатило потребителю стоимость покупки в размере 110 тыс. сумов.
Какие нарушения прав потребителей наиболее часто встречаются? Прежде всего, это отсутствие информации об изготовителе или о товаре, реализация товаров без указанных сроков годности или с истекшим сроком годности или без гарантийных обязательств, нарушения правил продажи или продажа товаров без выдачи кассового и товарного чека. Зачастую используемые измерительные приборы не проходят проверку в органах стандарта.
Антимонопольным органом Навоийской области в центральной аптеке Зарафшана было установлено завышение торговых надбавок на 2,2 млн. сумов. В связи с этим было принято решение об изъятии средств в фонд ценового регулирования, применив 100% штрафные санкции. Завышение предельных наценок на медикаменты было установлено в Бухарской области. В результате проверки частной аптеки “Амон-бобо-Д” выявлено завышение наценок на шприцы на общую сумму 41,9 тыс. сумов. Было внесено решение об изъятии средств на 83,9 тыс. сумов с применением штрафа в бюджет.
Другим направлением борьбы с теневым проявлением является контроль за ценообразованием. Так, 5 288 объектов были подвергнуты мониторингу цен и анализу потребительских товаров со стороны Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции Республики Узбекистан за шесть месяцев 2003 года. В том числе совместно с налоговыми органами осуществлялся мониторинг 1 381 объекта обществами защиты прав потребителей – 560, другими контролирующими органами – 167.
В 1 423 случаях были выявлены нарушения постановлений правительства, отметил он. В 929 случаях нарушения фиксировались в магазинах, 459 – на рынках и 35 – на предприятиях, оказывающих услуги потребителям. Сравнительно много нарушений было в Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Хорезмской областях. По выявленным нарушениям соответствующими органами снято с реализации товаров на сумму в 49,7 млн. сумов.
В целях устранения выявленных нарушений антимонопольными органами было направлено 519 предписаний, что на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, направлено 35 материалов хокимиятам, 13 – налоговым службам, 437 – предприятиям и учреждениям, 34 – другим организациям. На 396 работников наложены административные меры наказания, что на 20% больше второго полугодия 2002 года. Также шесть должностных лица освобождены от занимаемой должности.
Комитет совместно с таможенными и другими органами проводит мониторинг за уровнем и динамикой цен на основные потребительские товары на внутреннем рынке и в приграничных районах республики. Это позволяет сопоставлять показатели и прогнозировать ситуацию в ценообразовании потребительской продукции и услуг.
Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации также ведет контроль за качеством продукции. Приведем некоторые результаты его деятельности: так, в первой половине 2003 года было забраковано и снято с реализации импортной продукции на 58 млн. сумов. Всего агентством было проконтролировано 24 вида импортной продукции на 11 предприятиях республики на 1,5 млрд. сумов, в том числе территориальными органами — 1,07 млрд. сумов, уполномоченными экспертами — 484 млн. сумов.
В частности, при проверке ООО “Савдо уйи” Андижанского района установлен факт реализации смазочных материалов компании “Техасо” без сертификатов качества. Предприятию был выдан запрет на реализацию. При проверке городского колхозного рынка г. Ургенча (Хорезмская область) было установлено, что рулет “Абрикосовый” (Россия) реализовывался магазином № 1 без сертификата соответствия и накладной, с истекшим сроком годности, на упаковке “Крупы манной” не была проставлена дата изготовления. Руководству магазина также было запрещено реализовывать товар.
Когда были проведены 84 комплексные проверки молока и молочной продукции, куриных яиц и мяса птицы на предприятиях агропромышленного комплекса и других министерств, то в 88,1% случаях из них были установлены факты нарушения стандартов. При осуществлении контроля 62 видов продукции в 66% она не соответствовала нормативным документам. В результате в 39 случаях была запрещена ее реализация, а в 7 случаях – ее производство. За нарушения нормативных требований были применены штрафные санкции на 26,7 млн. сумов, а за реализацию продукции вопреки запрету – 1,05 млн. сумов.
Приведем конкретные примеры: так, при проверке АОЗТ “Сардор” Алтынкульского района (Андижанская область) на упаковках 200 кг пастеризованного молока и 60 кг масла сливочного “Крестьянское” было обнаружена маркировка, не соответствующая стандартам. Кроме того, предприятие производило и реализовывало эти виды продукции без нормативных документов и сертификатов соответствия, причем контроль за качеством готовых изделий не осуществлялся, сама же производственная лаборатория не была аттестована. Была запрещена реализация молока и масла, применены штрафные санкции на 1,01 млн. сумов.
При проверке АО “Кувассай парранда” (Ферганская область) 43 кг мяса птицы на 56,5 тыс. сумов, 1,9 тыс. куриных яиц на 123,3 тыс. сумов не соответствовали требованиям государственного стандарта. Предприятие при этом реализовало без сертификата соответствия 730 кг мяса птицы на 876 тыс. сумов и 140 тыс. яиц на 9,1 млн. сумов. Как выяснилось, лаборатория АО не была аттестована, испытания проводились на неудовлетворительном уровне. К предприятию органы Узстандарта применили штрафные санкции на 9,9 млн. сумов, запрещена реализация проверенной партии и всей продукции.
Из 102 предприятий у 93% были обнаружены нарушения нормативных документов при производстве и реализации алкогольных напитков. Сумма взысканных штрафов достигла 6 млн. сумов, лица, ответственные за нарушения, понесли наказание в административном порядке на 901,5 тыс. сумов.
Такие факты можно перечислять до бесконечности. Однако вполне ясно, что одной из причин появления некачественных товаров и услуг является отсутствие серьезной конкурентной среды в Узбекистане. Производители не борются за покупателей, поскольку в республике еще испытывается населением дефицит на ряд важнейшей продукции и услуг, и поэтому качественный фактор уходит на последний план, уступая такому заурядному показателю советских времен, как вал — или увеличение физических объемов. Считается, что полуголодный клиент проглотит и то, что ему предлагают, не взирая на недостатки товара/услуги.
Пока такая система будет функционировать, теневая экономика не сойдет с арены национальной экономики. Даже карательные меры не помогут, ведь ее истоки – в несовершенстве экономических механизмов, коррупции, административном менеджменте с упором на силовые способы управления, протекционизм и многое другое, что мы взяли с собой из советской системы. И плюс современный паразитизм с псевдорыночным оттенком.