Всем известно, что Храпунов имеет

СМИ освещают минувшее на той неделе заседание правительства с участием президента. У журналистов встреча кабмина с главой государства вызвала схожие ассоциации. Даже в названиях материалов сделан акцент на слове “проверка”: “Проверка на постах”, “Проверка на прочность”. Также газеты отмечают, что “общий настрой заседания был положительный”, и настроение президента ему соответствовало.


Еще одна общая тема “свежей” прессы – выборы, до которых осталось 39 дней. Причем предвыборную работу ведут не только кандидаты в депутаты, но и в президенты страны. Своеобразно подает тему газета “Новости недели”. Корреспондент издания лично включился в предвыборный процесс.


“По шапке” президент никому не надавал


“Президент никому из присутствовавших не надавал “по шапке”. Хотя ходили упорные слухи о том, что некоторые лишатся после заседания своих кресел. Нурсултан Назарбаев назвал первые шесть месяцев текущего года успешными”, — сообщают “Аргументы и факты Казахстан”.


“…Заседание правительства с участием президента страны сюрпризов не преподнесло – никого не уволили, званий и чинов не лишили. /…/ Впрочем, некоторым все же досталось от президента “на орехи”, – пишут “Новости недели”.


В частности, об “орехах” от президента. Несмотря на известные успехи банковской сферы, все еще высокими остаются ставки по банковским кредитам. И это не все.


“…Даже несмотря на высокую процентную ставку, кредит получить непросто, если вы, например, решили взять ссуду для покупки либо строительства жилья. Ипотека до сих пор остается больной темой для многих слоев населения”, – пишет “НН”.


“- К примеру, судя по выступлению акима г.Алматы Виктора Храпунова, взять кредит в банке на строительство дома под залог земли практически невозможно. Для наглядности он попытался обрисовать ситуацию от первого лица.


– К примеру, я имею землю под строительство жилого дома, — начал было аким Алматы.


— Всем известно, что ты имеешь, — тут же с улыбкой парировал президент. В зале раздался смех. Однако г-н Храпунов не растерялся и продолжил пояснять. По его словам, банки отказываются принимать в залог землю, ссылаясь на то, что в случае невозврата кредита не смогут продать ее по заявленной цене. Президент одого за другим поднял нескольких банкиров, но так и не получил вразумительного ответа”. Затем он призвал банкиров к гражданскому долгу: “Все банки, которые уже считают себя великими, мы создавали с нуля и каждый день лелеяли, чтобы вы помогали экономике страны, а не для вашего личного обогащения, как вы иногда думаете. Начинаете тратить деньги как угодно. И думаете, что не будет спроса. С каждым разберемся, если надо. Помогайте экономике!”.


Навряд ли банкиров напугали слова президента. Ведь он сам напомнил, что о необходимости конкуренции на кредитном рынке говорится уже на третьем совещании. Получается, банкиры лишь слушают и в ус дуют, но двигаться не спешат. Возможно, они поняли, что угроза Н.Назарбаева “с каждым разобраться” — только на словах угроза. Всех ведь за руку не возьмешь и в суд не поведешь. Не сможет президент оставить народ без чиновников, олигархов и тем более банкиров, деньги переводящих.


Особенности национальных кандидатов


Хотя до президентских выборов еще два года, Н.Назарбаев не сидит сложа руки. Газета “Азат” участие президента в заседании правительства расценивает как попытку завоевать голоса сельчан.


“Как мы помним, главный идеолог Астаны и советник президента Ермухамет Ертысбаев неоднократно заявлял, что основной электоральный упор на президентских выборах 2006 года будет сделан на аул. С этой точки зрения, поручения, данные Назарбаевым правительству по агросектору, призваны пуще прежнего укрепить его имидж отца казахов, которые, в основном, и проживают в сельской местности”, – пишет издание.


“Итак, как же президент завоевывает симпатии будущих избирателей? Во-первых, правительство получило задание поднять закупочные цены на зерно. Во-вторых, по мнению Назарбаева, у сельхозпроизводителей остаются трудности со сбытом своей продукции, цены на сельхозтовары остаются завышенными. /…/ В-третьих, правительству поручено обеспечить бесплатный доступ сельхозпроизводителям на городские рынки”.


Автор отмечает, что “первая и третья меры бросаются в глаза своей нерыночностью и трудновыполнимостью”. Дав еще некоторые указания, президент “лишний раз подчеркнул, на какие жертвы идет государство” ради благополучия сельчан: “Люди должны понимать, что выделение в течение трех лет по 50 млрд. тенге при том, что весь аграрный сектор производит от 15 до 20 млрд. в год, – не манна небесная и не может продолжаться вечно”.


Журналист приходит к выводу: “Если сельская программа провалится, это будет не только невосполнимой утратой для бюджета страны. В сочетании с реализацией программы по передаче земли в частную собственность этот провал отберет у президента 40% голосов. И даже если избиркомы сумеют подтасовать результаты голосования, то фальсификации хоть как-то скрыть будет уже невозможно”.


Если предположения “Азата” верны, думаю, у президента все равно останется шанс — горожане. Доказательства? “Казахстанская правда”, например, описывает премилую (в стиле прессы советских времен) картину во время поездки Н.Назарбаева в Восточно-Казахстанскую область: “На торжество собрались горожане, которых Президент поздравил с введением нового объекта (мост через р. Ульба – авт.), пожелал благополучия и процветания. Главу государства обступили устькаменогорцы, многие пожилые люди благодарили за повышение пенсий, желали здоровья. Нурсултан Абишевич делился с ними планами по дальнейшему улучшению жизни казахстанцев, отвечал на вопросы”. Чем не предвыборная агитация?


Выборы активизировали прессу. Причем в самом прямом смысле. Коллектив газеты “Новости недели” выдвинул собственного кандидата в маслихаты. Журналист издания удачно прошел регистрацию.


“Выборы кандидатуры из редакционного коллектива проходили в лучших традициях казахстанской демократии: малый кворум, инертность большинства “избирателей” и главное – окончательное решение оставалось за главным редактором, – пишет автор и потенциальный депутат Аскар Умаров. – В полном соответствии с местным “менталитетом” выбор остановился на моей персоне. Во-первых, я – один из старожилов редакции, значит, “агашка”. А как не уважить “долголетие”? Во-вторых, главреду было трудно устоять перед натиском просителей за мою кандидатуру (подозреваю, коллеги просто сами не хотели окунаться в бюрократическую кашу). /…/ Третья причина выдвижения меня начальством и электоратом (коллективом) в кандидаты в депутаты маслихата — это то, что мне уже доводилось баллотироваться в этот орган осенью 1999 года”.


Мужеству А.Умарова можно только позавидовать. Глядишь, через год (тоже в качестве эксперимента) он будет баллотироваться в мажилис. Впрочем, для нашего парламента журналисты-политики не в новинку.


“Пути Господни неисповедимы – могу и не дожить до пенсии”


“Комсомольская правда Казахстан” бьет тревогу о пенсионных сбережениях казахстанцев. Заявление одного представителя НПФ о том, что в республике существуют пенсионные фонды с отрицательной доходностью, заставило редакцию продолжить тему. Тем более что куратор НПФ – Нацбанк — не спешит раскрывать названия этих фондов.


“Два накопительных пенсионных фонда в Казахстане убыточны – это значит, что их вкладчики могут лишиться своих накоплений. Национальный банк факта существования фондов “с отрицательной доходностью” не скрывает, однако… не соглашается назвать их – видимо, чтобы не создавать паники”, – сообщает “Комсомолка”.


В Нацбанке, куда редакция обратилась за разъяснением, сообщили: “По итогам июня 2003 года реальная доходность (коэффициент реального дохода) двух накопительных пенсионных фондов является отрицательной”.


Но Нацбанк (как всегда его руководитель) настроен оптимистично: “На сегодняшний день ни одна организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами, не завышает показатели доходности пенсионных активов НПФ, находящихся в инвестиционных портфелях НПФ, возможность искусственного завышения показателей доходности по пенсионным активам НПФ исключается”.


Давайте не будем забывать, что там, где что-то исключается, всегда есть исключения. Как показал опрос “Комсомолки”, не такие уж мы наивные. “КП”, например, предполагает, что в Казахстане появились пенсионные “пирамиды”.


Думаю, отголоски пенсионной реформы когда-нибудь больно ударят по очень многим казахстанцам. Это понимают даже члены президентской партии. Танирберген Бердонгаров, лидер молодежного крыла партии “Отан”, на вопрос, боится ли он за свои сбережения, ответил: “Нет. Потому что пути Господни неисповедимы – могу и не дожить до пенсии. Ну а если доживу, то к тому моменту инфляция съест все мои сбережения. На пенсионные фонды не рассчитываю и собираюсь деньги “на старость” хранить в обычной банке под кроватью”.


Не уверен в благополучной старости и политолог Ерлан Карин: “Я вообще особо не задумываюсь, куда мои деньги пенсионные уходят, как я буду их потом получать. Хотя, если быть честным, то немножко все же боюсь. Наша экономическая система только формируется, устанавливаются какие-то правила, которые еще неоднократно будут меняться. Кто знает, до чего к моей пенсии эти перемены доведут”.


Как пояснили “Комсомолке” в “Национальной лиге потребителей”, “ни один пенсионный фонд пока что не прописал свою ответственность в случае, если он разорится”. Известно, НПФ хотят, чтобы сохранность вкладов в них гарантировало государство. Вот и “зависла” ответственность между государством и НПФ. Последние, как известно, являются частными структурами. А с частников какой спрос? Может, руководству страны нужно честно объявить населению: извините, граждане, но старость вам никто обеспечивать не будет. Живите, как знаете, копите, как хотите. Впрочем, и нынешняя политика подойдет. А вдруг 99 процентов до пенсионного возраста не дотянут? Как повторил за “Библией” отановец, пути Господни неисповедимы…