О коррупционных скандалах и будущих наследниках

“Ведомости” в материале “Взятки из-за черного золота” еще раз обратились к теме о взятках иностранных нефтяных компаний в Казахстане.


Крупнейшие нефтяные компании мира при заключении миллиардных контрактов не стесняются использовать взятки и подкуп госчиновников, маскируя их под оплату консультационных услуг или другие законные операции. В коррупционных скандалах, помимо ChevronTexaco и ExxonMobil, оказалась замешана даже госкомпания Statoil.


На прошлой неделе вторая по величине американская нефтяная компания ChevronTexaco согласилась сотрудничать с Минюстом США, расследующим дело о взятках иностранных нефтяных компаний в Казахстане, пишет издание.


Американские власти подозревают, что иностранные нефтяники перечислили в общей сложности примерно $78 млн. на швейцарские счета казахских чиновников.


Американские следователи не обошли вниманием и Азербайджан. Как сообщила в субботу британская Financial Times, в получении миллионов долларов от американских инвестфондов Oily Rock и Minaret при посредничестве швейцарского адвоката подозреваются президент этой страны Гейдар Алиев и его сын премьер-министр Ильхам Алиев. Среди ответчиков по делу значится и крупный нью-йоркский инвестфонд Omega Advisors, вложивший $126 млн. в азербайджанские приватизационные ваучеры.


В центре коррупционного скандала оказалась и норвежская государственная нефтяная компания Statoil, член консорциума по разработке иранского месторождения нефти Южный Парс. На прошлой неделе из-за обвинений в подкупе иранских партнеров Statoil пришлось разорвать 11-летний контракт на $15,2 млн. на предоставление консультационных услуг с иранской Horton, имеющей тесные связи с правительством. По этому контракту Statoil уже заплатила Horton $5,2 млн. А главный разработчик международных программ Statoil, руководитель департамента разведки и добычи Ричард Хаббард в прошлую пятницу ушел из компании. По словам генерального директора Statoil Улава Фьелля, эта отставка должна \»рассеять все сомнения по поводу того, соблюдает компания этические нормы или нет\», хотя у Statoil нет никаких свидетельств участия ее сотрудников в нелегальных схемах, сообщают “Ведомости”.


“Независимая газета” вновь обратилась к теме преемников президентов СНГ. У постсоветских престолонаследников — не безоблачное будущее, отмечает издание.


Дети президентов уже сами по себе — явление достаточно примечательное. Отпрыски восточных правителей, как правило, рассматриваются в качестве престолонаследников. Если раньше это касалось только стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, то сейчас эта тенденция прослеживается и на постсоветском пространстве.


Лидеры большинства стран СНГ пока еще только соревнуются друг с другом, кто дольше продержится у власти. А в странах Центральной Азии в национальные конституции уже вносятся всевозможные поправки о продлении президентских сроков правления и последующей неприкосновенности уходящих на покой лидеров. В этом отношении примером послужила Россия: бывший президент Борис Ельцин перед своей отставкой получил гарантии безопасности для себя и собственной семьи. Российский опыт тщательно изучается и перенимается. Вот уже и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев оградил себя от ответственности путем введения поправки в законодательство страны \»О пожизненном сенаторстве и неприкосновенности бывшего руководителя страны\». В Киргизии на днях принят новый закон, также гарантирующий действующему и бывшему главе государства судебную неприкосновенность. Аналогичный закон действует и в Молдове, пишет газета.


Некоторые президенты пошли другим путем. Так, Гейдар Алиев подготовил законодательную почву для того, чтобы передать власть в наследство своему сыну Ильхаму, который нынче возглавляет правительство. В последнее время внимание к себе привлек и Узбекистан: вновь поговаривают о скорой отставке президента Ислама Каримова, хотя его полномочия продлены до 2007 года.


В качестве преемников на высший государственный пост Узбекистана рассматривались различные кандидатуры, в том числе речь шла о передаче власти в кругу семьи — к дочери Гульнаре.


Впрочем, ничего нового Ислам Каримов не придумал. У него нет сыновей, только дочери, как и у многих других президентов стран СНГ. Это Гейдару Алиеву и Аскару Акаеву повезло с сыновьями. У Туркменбаши хотя сын и есть, но к власти его пока не подпускают: слишком большие суммы он проигрывает в европейских казино. Дочь первого российского президента Бориса Ельцина Татьяна Дьяченко была советником отца и активно участвовала в кастинге подходящего преемника на пост президента.


Из трех дочерей президента Казахстана Нурсултана Назарбаева старшую дочь Даригу многие видят в будущем на отцовском месте.


Передача власти по наследству придумана не вчера. \»Учитывая специфику центральноазиатских обществ, даже несмотря на происходящие процессы либерализации, в регионе достаточно сильны традиционные отношения — межклановые, межрегиональные. Поэтому необходимо отметить, что само население очень боится каких бы то ни было серьезных изменений. Во-первых, у населения нет уверенности в том, что это действительно могли бы быть демократические выборы, которые привели бы к власти достойных представителей. Все понимают, что выборы могут быть использованы традиционными структурами и гарантировать приход к власти человека, которого хотело видеть большинство населения, практически невозможно\», — отметила в интервью \»НГ\» вице-президент Центра стратегических и политических исследований Ирина Звягельская.


Однако оптимальным вариантом для всех этих стран, как полагает профессор Малашенко, был бы выход за рамки семьи. \»Искать нужно не по принципу родственных связей, а по двум другим: во-первых, по принципу ума и профессионализма, во-вторых — по принципу верности. Это может быть не непосредственный член семьи, а просто преданный человек”, пишет “Независимая газета”


“Новые известия” сообщают, что на кинофестивале стран СНГ и Балтии таджикский \»Ангел справа\» обошел украинского \»Мамая\».


В минувшие выходные в Анапе завершился открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии \»Киношок\». Судя по его итогам, кино стран Средней Азии не просто возрождается, но вполне способно бросить вызов российскому и украинскому кинематографу.


Основные призы:


\»Папа\», Украина (реж. Алексей Росич) — главный приз конкурса \»Короткий метр\».


Анатолий Кот (\»Анастасия Слуцкая\», Беларусь) — приз за лучшую мужскую роль.


Аян Есмагамбетова (\»Молитва Лейлы\», Казахстан) — приз за лучшую женскую роль.


Сергей Михальчук (\»Мамай\», Украина) — приз имени Александра Княжинского за лучшую операторскую работу


Алексей Герман (\»Последний поезд\», Россия) — приз за лучшую режиссерскую работу.


\»Ангел справа\», Таджикистан (реж. Джамшед Усмонов) — главный приз \»Золотая лоза\».


О казахском фильме издание пишет так: “Казалось, что выбор казахской \»Молитвы Лейлы\» Сакена Нарымбетова для начала фестиваля был крайне неудачным. Это затянутый рассказ о девочке-подростке из Семипалатинской области, в самом начале 60-х теряющей всех родных и друзей, которых косит странная болезнь. Периодически возникающие кадры атомных \»грибов\» спрямляют пафос картины до песенного призыва \»Ядерному взрыву — нет, нет, нет!\» У зрителей нет возражений: конечно — нет! Однако стоит ли использовать смерть персонажей в качестве ожидаемого аттракциона? Тем более что история хромоножки-экстрасенса Лейлы, изнасилованной солдатом и рожающей в 15 лет, без всякого пафоса могла бы выглядеть на экране просто здорово… если бы не многочисленные режиссерские просчеты. Приз за лучшую женскую роль получила юная актриса Аян Есмагамбетова, очень красивая пластичная девочка, фактически спасшая эту картину от непереносимой скуки”.