Сталинская формулировка “Кадры решают все” актуальна во все времена

Перманентные перестановки кадров были и остаются одним из основных методов управления в нашей стране…

“Для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок”, — говорил небезызвестный герой самого знаменитого романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Увы, несмотря на обилие планов и концепций различного рода, с каждым днем все больше кажется, что в родной стране не хватает именно точных планов на какой-нибудь приличный срок для того, чтобы управлять. С одной стороны, ситуация в республике стабилизировалась, социальное напряжение спадает. Но, с другой стороны, все больше растет число временщиков у власти. Да и как быть иначе, если было сказано, что любого можно взять за руку и отвести к следователю. Можно понять человека, попавшего на ту или иную командную должность, который больше заботится о животе своем, чем о благе государства. Но как понять, когда немногие профессионалы в верхних эшелонах власти заменяются людьми, которые заведомо не справятся с порученным делом?..


Перманентные перестановки кадров были и остаются одним из основных методов управления в нашей стране. С момента получения суверенитета в Казахстане сменилось несколько составов правительства. А Даниал Ахметов стал шестым по счету премьер-министром. Впрочем, от кадровых перестановок курс политики, проводимый правительством, не меняется. Да и то сказать, ведь премьер, хотя и является политической фигурой, по сути самостоятельно ничего не решает. Кто в этом сомневается, пусть внимательно изучит нашу Конституцию. В то же время каждый премьер управляет по-своему. Скажем, на долю Акежана Кажегельдина досталось самое черное: приватизация и разгосударствление гигантов индустрии. Касымжомарту Токаеву пришлось много внимания уделять созданию международного имиджа страны. Ну а вечный вожак молодежи Имангали Тасмагамбетов в силу личных пристрастий больше внимания уделял строительству помпезных памятников, проведению юбилейных мероприятий и т.д. Кстати, занимаемый им нынче пост как раз дает возможность показать себя всесторонне на этом поприще. Что касается Даниала Ахметова, то ему придется заниматься всем сразу. Во-первых, по-новому будут заключаться контракты с инвесторами, что предполагает изменения действующего законодательства во многих областях. Во-вторых, новый премьер должен больше внимания уделять и внутренней политике, а точнее, социальной сфере с тем, чтобы не дать разрастись социальному напряжению, которое может усилиться в силу недовольства действиями ФПГ. В-третьих, если ЕврАзЭС наконец-то станет реальностью, именно Ахметову придется отстаивать интересы республики в этом союзе.


Но, кто бы ни стоял во главе правительства, все равно не может поручиться, что он имеет под началом команду. Это касается всех премьеров без исключения, в том числе и Даниала Ахметова. Правительства формируют не премьеры. И сентябрьские кадровые перестановки правительства — лишнее тому доказательство.


Разделение министерства культуры, информации и общественного согласия на два ведомства в общем-то правильно, ибо эффективной деятельности от подобного симбиоза ждать не приходилось. Впрочем, в ряде государств мира вообще обходятся и без министерства культуры, и без министерства информации. И ничего, и культура у них развивается, и свобода слова имеется. У нас же все эти министерства – наследие сталинского прошлого, от которого наши управители, яростные поклонники рыночных реформ, так и не в силах избавиться. Во главе министерства культуры поставлен человек, достаточно известный не только у нас, но и вне пределов Казахстана, заслуженный деятель искусств, профессор Дюсен Касеинов. Наверное, это правильно, когда специалиста делают управленцем. Но как-то сразу вспоминается опять же советский опыт, когда бывшая ткачиха Фурцева сделала для культуры и искусства гораздо больше, чем иные деятели от культуры. Мягкий, интеллигентный Дюсен Касеинов вряд ли сможет по-настоящему эффективно управлять министерством культуры, учитывая ряд обстоятельств. В силу оптимизации культуры, проведенной некогда вице-премьером, курировавшим эту область, Имангали Тасмагамбетовым, практически не осталось учреждений культуры на селе. Много проблем и в городе. Есть еще одно обстоятельство. Дюсена Касеинова считают человеком, приближенным к Дариге Назарбаевой. Он и руководитель пресс-службы администрации главы государства Есет Косубаев являются одними из организаторов ретро-фестиваля “Алматы – моя любовь”. Кстати, за последнее время пресс-служба президента страны, прежде считавшаяся одной из самых деятельных, перестала как-либо проявлять себя. Очевидно, ее руководителю некогда заниматься своей непосредственной работой, когда надо организовывать фестиваль. Ну да ладно с ним. Другое дело, что данный фестиваль превратился в тусовку для своих. Последнее и вызывает озабоченность, как бы теперь министерство культуры не стало храмом для приближенных, в котором нет места ни народному творчеству, ни юным талантам из числа художников, музыкантов, певцов и т.д., поскольку они “не свои”.


Еще больше вызывает сомнений назначение министра информации. Саутбек Абдрахманов мало известен не только широкой общественности, но и журналистам. Однако в узких кругах его знают как непревзойденного мастера по составлению некрологов (не у всякого человека получится составлять траурные тексты, можно только порадоваться за здоровую психику нового министра, позволяющую заниматься этим) и тонкого стилиста. Жаль только, что большинство из читающей публики не в силах оценить его работы. Известно также, что господин Абдрахманов железной пятой управлял три года главной республиканской газетой на казахском языке “Егемен Казакстан”. И это правление привело к тому, что из популярной газеты, набирающей тиражи во время руководства ею Шерханом Муртазой и Уалиханом Калижаном, газета превратилась в официоз, который, кроме чиновников, практически никто не читает. Стоит ли говорить, что без ведома Саутбека Абдрахманова ни одна информация не попадала в газету, а такой контроль делает любое издание скучным.


Но самое печальное, что в Казахстане любят наступать на грабли дважды. У Наполеона в “Максимах” есть такое изречение: “Совершаемые другими глупости отнюдь не помогают нам стать умнее”. Это к тому, что в самом начале суверенитета наши правители часто любили говорить об опыте других государств. Потом заговорили о том, что у Казахстана свой специфический путь развития. И что ж, оказывается, мы по-прежнему топчемся на месте. И опыт других нам не урок. Давно понятно, что не все, имеющееся в других странах мира, можно брать на вооружение, ибо у нас действительно есть своя специфика. Назначение на главные посты в силовых ведомствах гражданских лиц – обычная практика в ряде государств мира. Однако там это обусловлено практикой, опытом. Брать и пересаживать на нашу почву чревато последствиями. Без корней ни одно дерево не приживется. И пример соседней России наглядно подтверждает эту банальную истину. Борис Грызлов и Сергей Иванов – два гражданских человека, возглавляющих силовые министерства. И что? Результат: география взрывов расширяется, теперь они гремят не только на Кавказе, но и в Ростове, Ставрополье, Краснодарском крае, да и самой Москве. Одна за другой тонут почти при одинаковых обстоятельствах подводные лодки “Курск” и К-39. Из-за скинхедов многие горожане боятся выйти на улицы Санкт-Петербурга, Москвы и других крупных городов. Правда, почему-то вместо поиска террористов и наведения порядка на улицах высшие чины силовых министерств предпочитают раздувать нездоровые настроения в отношении лиц кавказской и азиатской национальностей. При этом всех сторонников ислама превращают априори в боевиков-ваххабитов.


Назначение Заутбека Турисбекова министром внутренних дел некоторые аналитики рассматривают как начало новых реформ в правоохранительных органах. Только какого рода будут эти реформы? Не так давно господин Турисбеков прославился тем, что ратовал за смягчение наказания лицам, совершившим коррупционные преступления. Точнее, он предлагал дифференцировать наказание, исходя из суммы ущерба, нанесенного государству в результате коррупционного деяния. Весьма оригинальное предложение, особенно если учесть, что его автор не юрист и если бы не одно щекотливое обстоятельство. Лет пять назад в Казахстане популярной стала книга “Шымкентская мафия” (на казахском языке название книги иное и обозначает в дословном переводе на русский “Змеиное гнездо”). Одним из главных фигурантов в книге, рассказывающей о коррупции в Южно-Казахстанской области, как раз и был бывший глава администрации этой области Заутбек Турисбеков. Говорят, что автор книги Темиртас Тлеулесов является близким родственником господина Турисбекова и, следовательно, знает, о чем рассказывал. В русском языке есть одна поговорка, которая означает, что дело будет швах, если в огород пустить… К слову, не слишком ли много в правоохранительных органах у нас стало выходцев из Шымкента? К генеральному прокурору Рашиду Тусупбекову вот теперь добавился Заутбек Турисбеков. Ох, благодатна, видима, почва, коль рождает такие кадры.


А в общем-то, господа, приходишь к выводу, что сталинская формулировка “Кадры решают все” актуальна всегда. Потому-то мы и никак определить не можем, а какая же у нас страна… Если судить по нынешним кадрам в верхах, то облик у нее не самый приглядный, к сожалению.