У казахов одна религия – Ислам?

“Я подарю вам эту луну…”


На прошлой неделе основное внимание отечественной прессы было приковано к выборам в местный законодательный орган – маслихаты. И, как считает один из авторов “Егемен Казахстан” (№241), в агитационный период большинство кандидатов в депутаты были готовы “достать с неба луну” для своих избирателей. Естественно, в качестве “луны” предлагалось позитивное решение вопросов инфрастуктуры, коими являются вода, газ, дорога и т.д.


“Будучи представителями кандидата в депутаты, нам пришлось обойти около двадцати селений, чтобы встретиться с избирателями, — пишет Ахан Баганов. — Увы, оказалось, что сельский электорат еще не в состоянии понять важность такого мероприятия, как выборы. Мы стали свидетелями того, с каким равнодушием они отнеслись к встречам, организованным кандидатами. Многие не знали даже, какие вопросы задавать кандидатам, какие обязательства на них возлагать. Большинство до сих пор путают понятия обязательства и наказ. Понятно, что в маленьких аулах достаточно проблем, связанных с отсутствием воды, дорог. Кроме того, в аулах процветает безработица, не везде имеются школы. Возможно, поэтому сельчане часто говорили кандидатам, мол, “проведете дорогу, решите вопрос с водой, мы и проголосуем за вас”. Признаться честно, было обидно слышать это из уст соотечественников. И, тем более досадно, что некоторые кандидаты с энтузиазмом цеплялись за подобные “обязательства”. К примеру, в ауле “Орнек” один из кандидатов заверил местное население, что вопрос с водой будет решен. “У меня две скважины, возьмите одну, я также обеспечу вас трехфазным электросчетчиком”, — легко раздавал свои обещания щедрый кандидат. При этом ни он сам, ни избиратели не думали о том, что вышеназванными вопросами должна заниматься местная исполнительная власть. Тем более что в этом году из республиканского и областного бюджета выделяется достаточно средств на решение данного вопроса. Кандидаты в маслихаты хорошо знают об этом. А вот вопросы, связанные с проведением дорог в эти аулы, остались не замеченными кандидатами. Потому что бюджет пока не выделяет денег в данном направлении. Зато приходилось слышать, как один из кандидатов бессовестно врал сельчанам, что именно он потребовал выделить деньги на ремонт школ и моста. Возникает вопрос, почему же он не требовал денег на воду четыре года назад, будучи депутатом маслихата?.. Замечу, что честность и справедливость выборов во многом зависит и от действий членов избирательной комиссии. В этом отношении было заметно, как ряд руководителей районов, председателей комиссий пытались воздействовать на избирателей, призывая их голосовать за того или иного “земляка”, мол, “какой-никакой, все же свой”. Надо сказать, что данная психология сама по себе весьма опасна…” — пишет автор газеты “Егемен Казахстан” Ахан Баганов.


“Нельзя выносить религию на политическое пространство”


Такое мнение было высказано доктором философских наук Гарифоллой Есим в газете “Туркестан” (№38, 18.09.03), которая провела опрос среди экспертов на тему религии в канун съезда религиозных конфессий, которая состоится в Астане на этой неделе.


“Религия и политика — понятия, не совместимые друг с другом. Религия вечна, и она выше политики. А политике свойственно меняться в соответствии с политической ситуацией и геополитическими процессами. В этом отношении очень опасно превращать религию в политику. И если данная встреча превратится в политическое собрание, то здесь больше вреда, нежели пользы… В принципе, встреча представителей традиционных религий на таком уровне весьма полезна. Но у каждой религии своя пропаганда и своя истина. Для того чтобы увидеть высокую истину, мы должны уметь мыслить цивилизованно. Я думаю, что данная встреча должна способствовать этому…” — считает Гарифолла Есим.


Декан факультета философии и политологии КазНУ признался также, что весьма критически относится к религиозной политике Казахстана.


“Не должно быть понятия религиозная политика, — отмечает он. – Мы должны говорить о состоянии, мощи религии. До народа должны дойти научные данные об Исламской философии, культуре, о том, какие изменения претерпел Ислам в Казахстане, как наш народ его воспринял в свое время. Кроме того, мы должны внутри себя разобраться, что собой представляет наша религия. Ведь есть немало различий между чистым Исламом арабов и мусульманством Яссауи, построенным на основе литературы, суфизма, и наших традиций и обычаев… На мой взгляд, нашему государству не хватает более критического взгляда на религиозный вопрос внутри страны. Порой различные секты и течения воспринимаются как религия. Это не религия. Их должны определять специалисты, эксперты мировых религий. Сейчас имеют место случаи, когда религия создается искусственно, руками какого-то человека. Меня удивляет, что в Казахстане до сих пор нет научно-исследовательского института Ислама. У нас есть институты, где изучают, пропагандируют религию, но нет заведения, которое ее исследует”, — говорит Гарифолла Есим.


Свое мнение по предстоящей конференции высказал в газете и известный общественный деятель Жасарал Куанышали.


“Такое ощущение, что мы работаем на то, чтобы сделать Казахстан много национальным, многорелигиозным государством. Непонятно только, кому это нужно? Нам что, больше нечего делать? Это земля принадлежит казахам. И у казахов одна религия, завещанная предками. Это – Ислам”, — отмечает он.


По мнению Ж. Куанышали, данное мероприятие не что иное, как дешевый способ сбора политических очков


“Все другие страны и народы, кроме нас, создают условия для развития своего языка и пропаганда своей религии. К примеру, возьмите Россию, которая является не унитарным, а федеральным государством. Даже там издается закон о русском языке. А что же происходит в нашем унитарном государстве?.. Я считаю, что религиозная политика Казахстана должна быть четкой и ясной. Мы – национальное государство, поэтому мы должны ориентироваться на национальные ценности. Казахстан ни разу не посетили известные и видные представители Ислама мирового уровня. Между тем, что ни день — к нам приезжают представители католицизма, различных сект иегова и др.”, — отмечает Жасарал Куанышали.


“Не люблю рассказывать о годах, проведенных в заключении”


Сказал в интервью газете “Жас Алаш” депутат Мажилиса Парламента РК Жекен Калиулы. Но все же рассказал.


“Окончив среднюю школу в 1947 году, я поступил в Алматинский юридический институт. Проучившись половину семестра, я понял, что из меня прокурор, а тем более судья, не получится. То было время послевоенных репрессий. Столько безвинных людей было сослано в лагеря. За то, что оказался в плену или за то, что украл чужую курицу. Голодное было время, вот люди и шли на такое преступление. Сейчас не понять, но в сталинское время могли заключить в тюрьму, даже если опоздаешь на работу, что было равноценно “прогулу”. Конечно, кого-то судили справедливо, а кого-то по политическим мотивам. И я понял, что такая работа мне не по душе. Перевел свои документы в институт иностранных языков, думал, буду работать по международным отношениям…


Однажды наш сосед по комнате Махмет Темиров принес кучу книг, среди которых были произведения Сакена Сейфуллина и Ильяса Жансугурова. Они тогда еще не были реабилитированы. Махмету дал эти книги Буркит Искаков. В 1951 году началась вторая волна сталинских репрессий. Но мы искренне верили, что “врагами народа” называют истинно виновных. Откуда нам было знать, что могут посадить за чтение запрещенных книг. Оказалось, что среди нас был студент, который, составив список прочитанных нами произведений, и, включив наши комментарии к ним, время от времени передавал все в КГБ. Мы тогда не знали, что за свое “пособничество” доносчики получали паек, а студенты тогда жили в очень тяжелых условиях. Таким образом, в январе 1951 года группу студентов арестовали и заключили в тюрьму комитета госбезопасности. Полгода длилось следствие. Нас обвинили в национализме, в действиях против Советской власти, в создании национальной партии. Мне дали 8 лет, Буркиту Искакову — 25 лет”, — рассказывает Жекен Калиулы.


Тогда отцу президента национальной компании “Эйр Казахстан” было 19 лет.


А в 1953 году после смерти Сталина Верховный суд КазССР реабилитировал бывших студентов института мировых языков.