В последние дни бурные события происходят вокруг канадской нефтедобывающей компании PetroKazakhstan. Очередной конфликт с властями Казахстана привел к резким колебаниям котировок ее акций на мировых фондовых рынках. За событиями внимательно следили многие мировые и канадские СМИ. Итак, более подробно обо всех перипетиях истории в сегодняшней подборке.
Позиция казахстанского антимонопольного ведомства
Агентство по регулированию естественных монополий Казахстана объявило на прошлой неделе, что канадская компания PetroKazakhstan должна выплатить штраф в сумме около миллиарда тенге (7 млн. долларов), информирует агентство Reuters. Ведомство также наложило штрафные санкции еще на две фирмы: Meridian P, занимающуюся оптовой продажей нефтепродуктов, и филиал государственной нефтяной компании КазМунайГаз. \»Такое решение было принято после проверки ценообразования в этих компаниях, выявивших процедурные нарушения\», — заявил Бахытжан Сагинтаев, вице-председатель антимонопольного агентства. Руководители фирмы PetroKazakhstan встречались лично с Сагинтаевым, но он остался при своем мнении. \»Мы уверены в своей правоте и намерены идти до конца. Мы не предпринимали бы таких шагов, если бы не были убеждены в их обоснованности\», — сказал чиновник на пресс-конференции в Астане.
События развивались стремительно
Сообщение из Астаны вызвало моментальную реакцию на фондовых рынках. Резкие колебания цен на акции компании привели даже к временной приостановке торгов этими акциями в Торонто и Нью-Йорке после того, как их стоимость упала более чем на 13 процентов. Попытаемся восстановить ход событий.
В 12-20 по нью-йоркскому времени агентство Dow Jones newswire сообщило о намерении казахстанского антимонопольного агентства конфисковать монополистическую прибыль PetroKazakhstan и перечислить ее в государственный бюджет. Акции, которые во вторник стоили в Нью-Йорке около 20,90 доллара, резко упали до 15,51 доллара, пока не были приостановлены торги. В 14-13 представители PetroKazakhstan объявили, что никаких официальных уведомлений о штрафах они не получали и нет никаких фактов, которые подтверждали бы обвинения. В 15-00 торги возобновились. Акции незамедлительно поползли вверх, преодолев планку в 19 долларов, а на момент закрытия они стоили 18,36. В итоге потери за день составили 12%.
По аналогичному сценарию складывалась ситуация на бирже в Торонто. Как сообщает газета Toronto Star, в среду акции компании упали с начала торгов сразу на 28%. Но после заявления компании о том, что требования правительства Казахстана \»юридически необоснованны\», котировки пошли вверх, благодаря этому оживлению акции потеряли по итогам дня лишь 12%, а их стоимость составила 24,85 канадских доллара. На следующий день акции выросли еще немного и котировались уже по 26,70 кан. доллара. Тем не менее акции PetroKazakhstan не приблизились к уровню \»докризисного\» вторника (28,22 кан. доллара) и рекорду, поставленному 15 сентября (29,99 кан. доллара).
До этих событий с начала 2002 года акции PetroKaz подорожали на 147 процентов. Теперь финансовые аналитики воздерживаются от прогнозов по поводу их стоимости.
Позиция PetroKazakhstan
Канадская фирма отвергает обвинения и сообщает, что при проверке заключения было выявлено множество фактических ошибок и максимально агентство может потребовать только 400 тысяч долларов. Один из менеджеров PetroKazakhstan назвал действия антимонопольного агентства \»бурей в стакане\», сообщает Globe & Mail. Казахские бюрократы, по его мнению, \»отличаются довольно ядовитым стилем, можно сказать, что некоторые из этих господ сначала что-то говорят, а думают только после этого\».
Представители PetroKazakhstan выразили уверенность, что действия агентства не имеют юридической основы. Они указывают, сообщает Reuters, что фирма не получала извещений от властей Казахстана по этому вопросу и не знает о фактах, которые могли бы подтвердить обвинение в завышении цен. PetroKaz считает, что функционирует в \»высококонкурентной среде\». \»Основываясь на предыдущем опыте, когда подобные утверждения делались и в конечном счете опровергались казахстанскими судами, у компании нет никаких причин полагать, что обвинение имеет серьезные основания и нанесет ущерб компании или ее действиям\», — сказано в заявлении.
О причинах неприятностей канадцев
Одну из причин атаки на инвесторов газета Calgary Herald усматривает в осенней активизации казахстанских законодателей. Обычно послушный парламент страны потребовал жестких правительственных мер после того, как внутренние цены на нефтепродукты резко выросли во время уборки урожая. Казахстан, напоминает издание, — крупнейший производитель зерна в Центральной Азии.
Globe & Mail приводит такое мнение. Билл Вилер, президент инвестиционной компании из Ванкувера, считает, что частично объяснить события может неприязненное отношение местных бюрократов, вызванное глубокой пропастью между богатыми и бедными в Казахстане. \»Они пытаются бороться за каждый цент, за все, что получится. Есть богатая элита, но если вы посмотрите на остальную часть страны, то это — все еще бедная страна\», — говорит Вилер, дважды посещавший Казахстан. Он полагает, что одной из причин паники на бирже стали недочеты английского перевода сообщения из Астаны. \»Ключевым на лентах новостей стало слово \»конфискация\». Когда инвесторы слышат это слово, они думают о своих активах и стремятся бежать с тонущего корабля без обращений за помощью\». Но в данном случае PetroKaz имеет право бороться против штрафа в судах Казахстана, убежден бизнесмен.
Финансовый аналитик Вилф Гоберт, чьи слова передает агентство Canadian Press, считает, что \»нервная реакция фондового рынка\» стала следствием комбинации ошибок. Он также считает причиной обвала ошибку переводчика. Слово \»конфискация\», промелькнувшее на лентах новостей, стало неудачным переводом прозвучавших обвинений. К тому же в первых сообщениях не было сказано, что речь идет всего о сумме менее 7 миллионов. \»PetroKazakhstan планирует получить в этом году 300 млн. долларов прибыли, поэтому даже если суд признает вину компании, сумма штрафа сравнительно невелика\». Исходя из этого, эксперт полагает, что уход PetroKaz из Казахстана будет ошибкой.
Тернистый путь PetroKazakhstan
PetroKazakhstan (в прошлом носившая название Hurricane Hydrocarbons) является вторым производителем нефти в Казахстане после корпорации ChevronTexaco, владеющей акциями тенгизского месторождения, сообщает агентство France Press. Канадская компания имеет долю в 11 месторождениях Тургайского бассейна на юге Казахстана, вероятные запасы которых оцениваются в 518 млн. баррелей нефти и 27 млрд. кубических футов природного газа. Также PetroKazakhstan владеет крупным нефтеперерабатывающим заводом в Шымкенте. Компания пришла сюда в 1990-е гг., купив бывшую государственную нефтяную компанию. Канадцам принадлежит всего несколько АЗС, но фирма действительно монопольно владеет нефтеочистными мощностями в своем регионе.
PetroKazakhstan, чьи акции лидировали в биржевых сводках среди компаний Канады в этом году, не впервые сталкивается с политическими проблемами в Казахстане, где расположены ее активы. Во взаимоотношениях с властями страны были периоды охлаждения и потепления. В 2002 г., как напоминает Reuters, правительство ограничило экспорт компании, что привело к значительному сокращению нефтедобычи. Тогда власти аннулировали планы компании получить небольшую долю акций экспортного трубопровода КТК.
Об улучшении взаимоотношений компании с руководством Казахстана заговорили в этом году, особенно после ее активной роли в организации июньского визита президента Назарбаева в Канаду. Все это позволило значительно улучшить финансовые показатели, что незамедлительно сказалось на котировках акций. Только в сентябре акции PetroKazakhstan выросли более чем на 20% благодаря успешному решению проблемы транспортировки сырья на мировые рынки. Штраф в 6,3 млн. долларов составит лишь небольшую долю прибыли PetroKaz в этом году — благодаря высоким ценам на нефть компания заработала за первое полугодие более 136 миллионов.
Советы заокеанским акционерам
Веб-сайт fool.com (что можно перевести как дурак.com), предназначенный, по его собственной аннотации, для людей, у которых серьезные финансовые проблемы, не оставил без внимания последние события. Как известно, в США и Канаде значительная часть населения владеет акциями самых разных предприятий, причем большинство из этих людей трудно назвать специалистами в области биржевых операций или хотя бы в сфере экономики вообще. Сайт распространил в связи со злоключениями канадцев в Казахстане советы мелким инвесторам, которые больше всего страдают в результате паники на биржах.
Если вы собираетесь стать совладельцами бизнеса, основанного в бывшей советской республике с формирующимися политическими и судебными структурами, то необходимо быть готовыми к будущей головной боли. Государство может допустить или поддержать монополию, оно может забрать прибыль, или, по крайней мере, поднять шум, чтобы увеличить свои доходы. Когда это случится, нет абсолютно никакого смысла обращаться за помощью. Если это вас пугает, не играйте в такие специфические игры.
Автор публикации полагает, что вложение средств в энергетические активы развивающихся стран, независимо от обещаний безопасности капитала, — спекуляция. Для вложения незадействованной части инвестиционного портфеля автор советует предпочесть крупные фирмы, вроде ExxonMobil, ChevronTexaco, RoyalDutchShell или BP. В то время как эти гиганты не могут предложить сверхприбылей, как PetroKazakhstan, они идут более безопасным путем. Они также обладают активами на Диком Западе (и Востоке), все они переживали даже национализацию, но диверсификация их интересов в мире может нивелировать последствия махинаций различных правительств.
О последствиях нового конфликта с инвесторами
Казахстан рассчитывает привлечь 70 млрд. долларов иностранных инвестиций для разработки богатых запасов энергетических ресурсов, пишет Toronto Star. Во время поездки в Калгари (где базируется PetroKazakhstan) прошлым летом Нурсултан Назарбаев объявил, что его страна намерена втрое увеличить добычу нефти в предстоящее десятилетие.
Аналитики опасаются, отмечает France Press, что подобные действия могут нанести урон привлекательности Казахстана, поскольку он расположен на удалении от мировых рынков, а в конкуренции за инвестиции вынужден бороться со странами вроде Ирака, располагающими более крупными запасами нефти.
Извлекать уроки придется и инвесторам, и правительству Казахстана
Наиболее обстоятельную статью посвятила последствиям конфликта с инвесторами Дебора Йелдин, журналист канадской общенациональной газеты Globe & Mail. Вот о чем говорится в публикации, вышедшей под заголовком \»Казахстан теряет завоеванное с трудом доверие\».
Это было всего лишь в июне, когда Нурсултан Назарбаев, вместе с министром энергетики и председателем Нацбанка Казахстана, посетил Канаду. В Оттаве Назарбаев встретился с премьер-министром Кретьеном, а затем направился в Калгари, где рассказал об инвестиционном климате в его стране на специальном форуме, который посетили около 350 ведущих бизнесменов. Они должны были услышать, что Казахстан открыт для бизнеса.
Но события на этой неделе, кажется, указывают в другом направлении, отмечает журналистка G&M. Как иначе объяснить, что без предварительного уведомления Агентство по регулированию естественных монополий потребовало конфискации у базирующейся в Канаде компании PetroKazakhstan, как оно полагает, \»монополистической прибыли\». Агентство обвиняет компанию в завышении цен на продукцию Шымкентского нефтеперерабатывающего завода без согласия антимонопольного ведомства. В то время как обвинения в необоснованном завышении цен за нефтепродукты, в частности, на бензин, могут лишь вызвать улыбку у канадцев, иностранные компании, работающие в Казахстане, вряд ли относятся легкомысленно к подобным вещам.
Если казахстанское правительство действительно заинтересовано в создании процветающей нефтегазовой промышленности, а именно это следует из докладов, звучавших в июне, то на какую стратегию основанной в Северной Америке акционерной компании оно рассчитывает, кроме стратегии, ориентированной на получение высоких доходов.
Это также сводит на нет усилия правительства (и достигнутые в этом деле успехи) по формированию позитивного имиджа Казахстана, чтобы его не путали с прочими \»станами\». Из всех бывших советских республик, включая Российскую Федерацию, Казахстан первым получил инвестиционный кредитный рейтинг от иностранных рейтинговых агентств и вернул деньги, занятые у МВФ. В марте 2002 года США предоставили ему статус страны с рыночной экономикой.
Безусловно, факт, что Казахстан располагает значительными ресурсами, оцениваемыми в 16 млрд. баррелей нефти, создал основу для потока иностранных инвестиций, также это подвигло страну к формированию сильной банковской системы, на которую можно положиться. Благодаря такой экономической базе правительство планирует привлечь в нефтяной сектор до 2005 года более 11 млрд. долларов США, а к 2010 году объем инвестиций почти удвоится и составит 20 млрд. долларов.
Но все это может убедить лишь тех, пишет G&M, кто не сталкивался здесь с трудностями, которые пришлось пройти PetroKaz. Один перечень препятствий, которые компания преодолела после своего прихода в бывшую советскую республику, вполне достаточен, чтобы другие подали команду вывесить на дверях табличку \»Продается\».
В сентябре 1999 года компания, тогда известная как Hurricane Hydrocarbons, вследствие низких цен на нефть и разногласий с местным партнером едва не была объявлена банкротом. Несмотря ни на что, фирма Hurricane воскресла, подобно Лазарю, и смогла успешно преодолеть уже запущенные механизмы процедуры банкротства, но эти события не завершили длинную цепь злоключений канадцев.
Немного позже бывший председатель правления нефтеперерабатывающего завода попытался вернуться к руководству с помощью группы наемников, которые взяли под свой контроль предприятие. Фактически в апреле 2001 года была предпринята попытка переворота, осуществленная одним из крупных акционеров компании, а в мае 2002 года она столкнулась со значительным сокращением экспортных квот.
Через месяц компания объявила, что подготовлено соглашение о покупке доли в трубопроводе КТК. Но вскоре после этого министерство энергетики Казахстана отменило решение об этой сделке. Присоединение к трубопроводу позволило бы снизить транспортные затраты на 2,5 доллара за баррель. В конечном счете был построен другой трубопровод, по которому на внешние рынки поступает 100 тыс. баррелей нефти в день, 90 тыс. из которых добывает PetroKaz. А всего фирма производит в данный момент 160 тыс. баррелей нефти в сутки.
О многомиллионном штрафе казахстанское правительство объявило в среду. Последовавшие за этим события, несомненно, прибавят компании опыта по преодолению очередных препятствий в стране, все еще постигающей правила свободной рыночной экономики, согласно которому следует соблюдать принятые обязательства. Но для тех инвесторов, которые настороженно относятся к многочисленным рискам, существующим в развивающихся странах, произошедшего было достаточно, чтобы надолго отпугнуть их, даже при том, что основные принципы ни в чем не изменились; человеческая природа велит сначала продать и лишь потом задавать вопросы.
Если правительство Казахстана на самом деле заинтересовано в становлении свободной рыночной экономики, первый урок, который ему следует извлечь, заключается в том, что рынки работают эффективно только тогда, когда существует высокая степень доверия и прозрачности. Последние события, говорится в завершении публикации G&M, разрушили иллюзию обоех сторон, и теперь от правительства зависит, будет ли преодолен нанесенный ущерб.
Комментарий обозревателя
Во всей этой истории остается несколько темных моментов, которые не проясняют многочисленные публикации западных газет и информационных агентств. Прежде всего, необходимо напомнить, что фирма PetroKazakhstan стоит особняком в длинном ряду нефтяных инвесторов в нашей стране. Сначала к нам шли преимущественно гранды мировой нефтяной индустрии (ExxonMobil, ChevronTexaco, BG и др.), имеющие многолетнюю историю и активы в десятках стран. Затем в Казахстан устремились ведущие национальные компании стран, пытающихся выйти на мировую экономическую арену, вроде амбициозных Китая, Малайзии или России. Что касается PetroKaz, известной ранее как Hurricane, то до появления в Казахстане об этой фирме никто ни в Канаде, ни за ее пределами практически ничего не знал. На сегодняшний день все ее добывающие и перерабатывающие мощности сконцентрированы в Казахстане.
Такого количества скандалов, как у этой компании, не было, наверное, ни у кого больше, но она показала удивительную живучесть. Трудности у остальных инвесторов, осваивающих, например, Тенгиз или Карачаганак, начались сравнительно недавно. PetroKaz практически с момента прихода в Казахстан обвиняли в неисполнении условий соглашений, нанесении ущерба экологии страны, были серьезные конфликты среди акционеров и т.д. Обвинять во всех напастях только казахстанскую сторону, как это делают западные издания, было бы слишком просто. Для Запада мы — всего лишь сырьевая республика, из которой, как следует из приведенных выше фрагментов, грех не извлекать сверхприбыли. Что и пытаются делать канадские бизнесмены, хотя не все идет гладко.
Несмотря на проблемы, PetroKaz сумела восстать из пепла, вышла на ведущие фондовые рынки и показала удивительные результаты на фоне общей стагнации североамериканской экономики. Но внимательный аналитик может усмотреть спекулятивный характер бума, ведь, скажем, сентябрьский 20-процентный рост не отражает такого же роста нефтедобычи или увеличения доходов. А за последние 2 года акции выросли примерно в 2,5 раза, что значительно опережает реальные экономические показатели. Дальнейший рост мог бы продолжаться, пока цены на нефть остаются на нынешнем уровне. Но рано или поздно должна была начаться корректировка курса, вспомним, как недавно лопались \»мыльные пузыри\» акций технологических компаний, росшие как на дрожжах в конце 90-х. Не думаю, что котировки в Нью-Йорке или Торонто должны сильно беспокоить нас с вами, но заокеанские обыватели, клюнувшие на невиданные показатели PetroKaz, видимо, изрядно понервничали на минувшей неделе.
На этот раз буря грянула внезапно — благодаря резкому заявлению казахстанских антимонопольщиков. Поскольку компания работает только в Казахстане, то обвал акций произошел моментально. Кстати, когда еще сообщения из Астаны вызывали столь живую реакцию на нью-йоркской бирже?
Но позволю себе задать другой вопрос: насколько неожиданным было сообщение о штрафе и \»конфискации\». Может быть, кому-то были на руку резкие курсовые скачки? Ведь за пару часов без особых усилий можно было заработать миллионы долларов. Только за прошлый четверг в Нью-Йорке было продано 1,4 миллиона акций PetroKaz (стоимость одной акции колебались от 15 до 20 долларов США). С учетом диапазона колебаний, суммы в чей-то карман попали огромные. Впрочем, доказать махинации в подобных случаях практически невозможно, поэтому оставим это версию. Также без ответа останется вопрос о том, кто именно сумел заработать на панических настроениях.
Как бы то ни было, PetroKazakhstan по-прежнему будет считаться одной из самых непредсказуемых иностранных компаний в Казахстане, а Казахстан — одной из труднопрогнозируемых стран для зарубежных инвесторов.

