“Участие госслужащих в “Ак жоле” недопустимо”
“Соз” публикует материал Асхата Шарипжанова, по мнению которого, политический термометр в минувшее воскресенье достиг точки кипения. “Если экс-посол, наблюдая за казахстанской действительностью со стороны, на самом деле прозрел и решил попытаться добиться реформирования государства на благо общества, это, как говорится, один коленкор. Пусть даже и не в столь радикальной партии, как “Ак жол”. Если же после появления партии “Асар” он направлен самой властью для того, чтобы свернуть “Светлый путь” в нужном и для Дариги Назарбаевой, и для ее отца направлении, сей коленкор становится уже абсолютно другим! Не исключен и третий вариант: Алтынбек Сарсенбаев окончательно и бесповоротно выбран Нурсултаном Назарбаевым в качестве преемника высшей власти. И для того, чтобы повысить его популярность среди казахстанского электората и добиться, таким образом, легитимной победы ставленника на грядущих президентских выборах, он “десантирован” в “мягкую оппозицию”. С одной стороны, для “Ак жола” такой вариант выгоден, поскольку в этом случае он станет партией власти. Но, как говорится, это еще не факт: если задачей Сарсенбаева будет полное сохранение всех сфер государства в нынешнем состоянии, то ее ожидает идеологическое фиаско. По крайней мере, рядовые партийцы, вступившие в “Светлый путь” именно из-за желания добиться того, чтобы “понятие права человека” наполнилось в нашей стране реальным содержанием, останутся при таком раскладе ни с чем”, — считает автор.
СМИ уже припомнили Сарсенбаеву его несколько двусмысленную фразу, согласно которой он намеревался после отставки заниматься политической деятельностью, подотчетной президенту… “Соз” сообщает, что вступление экс-посла в ряды “Ак жола” “было воспринято неоднозначно” партийными бонзами “среднего ранга”. Тем более, что, не успев прописаться на новом месте, политик, по мнению журналиста, уже попытался показать, “кто именно в “акжоловском” доме хозяин”: заявил о том, что “Ак жол” должен потребовать отставки правительства, если оно до нового года не представит новый закон “О выборах”.
Похожее впечатление сложилось и у Аскара Умарова (“Новости недели”). По его словам, “на брифинге лидеры “Ак жола” отказались как-либо комментировать возможность избрания экс-посла на какой-нибудь партийный пост. Чувствовалось, что в партии нет на этот счет единого мнения. Компромисс во внутренних интригах был найден лишь глубоко под вечер. Число сопредседателей “Ак жола” увеличилось сразу на два человека”. Сейчас, по словам автора, между сопредседателями достигнут компромисс, но “отдельные наблюдатели считают, что этот компромисс временный и вполне возможно, что внутри “Ак жола” в скором времени закрутятся новые интриги в борьбе за лидерство. Это может очень помешать партии в преддверии грядущих парламентских выборов”.
Внимание “НН” привлекло то, что в “Ак жоле” “состоят три действующих министра и один действующий посол (в Иране). При этом среди правительства достаточно представителей и других партий, главным образом пропрезидентских. Получается, что наш кабинет министров фактически является коалиционным”, — считает издание. Советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев так прокомментировал эту ситуацию: “Коалиционное правительство, в традиционном понимании, формируется в парламентской республике после выборов. Нынешнее казахстанское правительство ни в коей мере нельзя назвать коалиционным. Участие некоторых государственных служащих в работе съезда партии “Ак жол”, которая является оппозиционной и подвергает резкой критике общий курс социально-экономических и политических преобразований президента Назарбаева, совершенно недопустимо. Быть оппозиционером за государственный счет – это слишком жирно, извините за выражение. Если кто-то из чиновников не может жить без политических пристрастий, то пусть вступает в проправительственные партии, которые всемерно и открыто поддерживают курс президента…
— Не отразится ли данная ситуация на грядущих парламентских выборах? Не получится ли так, что министры, состоящие в разных партиях, начнут борьбу между собой в самом правительстве?
– Никакого политического “раздрая” в правительстве и во всей системе исполнительно-распорядительных органов власти президент не допустит. И чиновники, крупный и средний бизнес, директорский корпус – подавляющая часть энергичной и дееспособной части казахстанского общества – жаждут стабильного и устойчивого развития страны. И вряд ли они попадут под идеологическое воздействие “Ак жола”, ДВК и других сил радикальной оппозиции, которые хотят “великих потрясений”. Дальнейшее развитие государства возможно только в рамках стратегии президента”.
Чего не сделаешь для “конкретных” бизнесменов…
“Казахстан намерен запустить собственный спутник”, — сообщает “Экспресс К”. “В течение последних месяцев правительство вело интенсивные переговоры с ведущими в этой области компаниями, корпорациями и конструкторскими бюро. Среди них были такие авторитеты, как французская компания “Alkatel Space”, Российский государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, российская ракетно-космическая корпорация “Энергия”, телекоммуникационная компания “Газком”, научно-производственное объединение имени Решетова, другие претенденты…”. О необходимости создать собственный спутник говорили давно. По выражению премьера Даниала Ахметова, имея собственный космодром “Байконур”, “Казахстан оказался в своем доме на правах гостя”: чужие аппараты запускаем, а своего создать не в силах”. Если не помешают обстоятельства, сообщает издание, наш спутник стартует уже в декабре 2005 года.
“Комсомольская правда Казахстан” сообщает о том, что наша страна вошла в пятерку мировых лидеров по количеству самоубийств и уступает только Литве, России, Латвии и Белоруссии. Французские ученые, определившие наше место в этом печальном списке, утверждают также, что по общему количеству насильственных смертей наша республика на третьем месте. При этом все лидирующие позиции заняты странами СНГ.
Издание сообщает также, что во всех странах-членах ЕврАзЭС с одобрения глав государств идет создание бизнес-подразделений сообщества, чьи цели обозначены следующим образом: “оказывать организационную, консультативную и информационную поддержку конкретным представителям бизнеса”. О каких таких “конкретных” бизнесменах идет речь, из документа не вполне ясно. Но понятно, что не ниже определенного уровня, поскольку “только первоначальный взнос за членство составляет порядка трех тысяч долларов”. В задачи нового органа входит поиск партнеров для предпринимателей, налаживание контактов, сбыт продукции и обмен инвестиционной информацией в Евразийском экономическом пространстве.
“Новости недели” опубликовали интервью с Кайратом Келимбетовым по поводу проекта бюджета на следующий год. Министр экономики и бюджетного планирования назвал процесс принятия главного финансового документа страны “особым жанром”. Отвечая на вопрос, почему бюджет у нас непрестанно подвергается уточнениям уже в течение года, что в итоге приводит к проблемам с освоением денег, министр призвал подойти к этой проблеме “с другой стороны”: “Когда мы формируем реалистичный бюджет, то приоритеты отдаются одним программам, другие ждут своей очереди. Когда же в середине года происходит уточнение, то и приоритеты расходной части немного другие. Мы ведь не увеличиваем расходы какого-то министерства, а направляем средства на выполнение вполне конкретных задач”. Приблизительно в таком ключе чиновник ответил и на другие вопросы интервьюера.