Усиление или разрушение?

О некоторых итогах съезда партии “Ак жол”

По всей видимости, прошедший съезд акжоловцев может стать катализатором многих политических событий и процесса в целом в ближайшем будущем. В немалой степени это связано с многообещающим приходом в партию Алтынбека Сарсенбаева. Многие обозреватели говорят, что его приход усилит партию.


Вместе с тем, приход в партию политического тяжеловеса Сарсенбаева, по мнению наблюдателей, привел к борьбе за лидерство между старыми и новым сопредседателями. Указывают конкретно на Байменова и Сарсенбаева как основных конкурентов на лидерство, особенно среди казахской части партийцев и избирателей.


Будучи очевидцем партийного съезда, сам я не хотел бы верить всем этим, скажем так, инсинуациям. Однако, реальные события указывают на то, что действительно не все ладно в доме Болконских. Свидетельство тому публикации о съезде в газете “Жас Алаш”, напоминающие по большей части бенефис экс-посла. И если Абилов и Жандосов хоть как-то отражены в газетном материале, то в нем совершенно забыли упомянуть о Байменове. Хотя все информационные сообщения достаточно выдержанно освещали позиции партии по актуальным вопросам, озвученными всеми сопредседателями. Но забыть сказать — это не страшно, может, просмотрел журналист, чего не бывает в жизни.


Однако несколько публикаций в этой газете до съезда и после съезда на самом деле направлены против Байменова. При этом журналисты бессовестно замахиваются на свято почитаемые казахами духи предков и родителей. Вот это уже более чем серьезно, это в казахской среде мало кому прощается, и если прощается, то не сразу.


Есть два более или менее достоверного объяснения этому.


Либо Сарсенбаев через подконтрольную ему газету (которая, кстати, болеет трайбализмом, и это известно всем) начал активные действия, конечная цель которых — дискредитация своего соратника и выход на первые роли в партии. Возможно, Сарсенбаев, как опытный информационный и политический технолог, решил сразу же выложить свои позиции. Но правильно ли это?


Либо главный редактор газеты “Жас Алаш” решил сам публикациями вбить клин между двумя старыми и действительно сильными друзьями. Второй вариант маловероятен, и мы его отметаем, поскольку в таком случае редактор газеты — камикадзе, или самоубийца.


Тогда остается вариант первый. Что же он означает? И к чему он ведет?


Как показывает исторический опыт практически всех политических партий Казахстана, для всякой партии очень важно сохранение единства руководства партии. Здесь огромную роль играют психологические взаимоотношения между лидерами. А для партии «Ак жол» это важно втройне, вдесятерне, даже в сотни раз важно. Потому что эта партия выступает носительницей политической тенденции, неудачная реализация которой надолго затормозит движение страны в сторону цивилизованных демократических стран и приведет к самому махровому авторитаризму.


Это означает потенциальный раскол в руководстве партии, причем раскол с выходом разборок на публику. И инициатором выхода на публику здесь выступает новый сопредседатель. Это означает наличие противоречий и большого потенциала конфликтности между лидерами. Это означает, что борьба внутри партии уже началась с первого дня после съезда и уже выплескивается наружу.


Безусловно, все лидеры партии — самодостаточные сильные личности, и их притирка друг к другу — это вопрос времени. Между Жандосовым, Абиловым и Байменовым, это естественно, были и есть несовпадающие взгляды на проводимую партией тактику и реакцию на отдельные события и личности. Однако им всем троим хватило мудрости и воли, чтобы не выносить это на публику. В результате мы имеем три взаимодополняющие друг друга сильные личности, единство которых было и остается духом и силой партии.


Почему же так себя повел новый сопредседатель? И потом, действия Сарсенбаева — это тактическая ответная реакция на что-то или долгосрочная линия поведения? Дай-то бог, чтобы это была ответная реакция.


Алтынбек Сарсенбаев политический тяжеловес, знающий как тайны двора, так и всю систему власти в целом (поскольку создавалась она при нем и при его активном участии). Алихан Байменов, будучи на высших государственных должностях (руководителя АП, канцелярии премьер-министра, министра труда и т.д.), тоже имел доступ к информации. Оба прирожденные сильные аппаратчики.


Отличие их в том, что Байменов (так же, как Абилов и Жандосов) за последние два года стал сильным публичным политиком и сильным лидером, что стоило ему очень многого. И в большинстве регионов много людей ему доверяет и верит ему.


Сарсенбаев тоже сильный политик. Но политик другого качества. Прежде всего, он был и остается весьма близок к Н.А.Назарбаеву, нередко на него ориентируются представители региональной элиты. Но лидерство свое среди широких слоев избирателей и партийцев ему еще предстоит доказать, поскольку раньше он был в тени президента, а сейчас он отошел от главы государства (причем в отставку он ушел после встречи с президентом). Кстати, многие близкие к нему люди не могут понять причину и цель отхода его от президента.


Лидерство при президенте, лидерство в стороне от президента, лидерство на позиции против президента — это разные по содержанию и составу участников состояния лидерства. Очевидно, что для лидерства в партии ему нужна поддержка большинства, основанная не на силе привычки или боязни перед авторитетом. Интересно, думает ли об этом новый сопредседатель или нет. Ведь партия — сложный социальный организм, и нужно выстраивать хорошие отношения со всеми или хотя бы большинством партийцев.


К чему это ведет?


Если это долгосрочная линия поведения, то радуйтесь, сидящие в аппарате президента аналитики и политтехнологи: то, чего вы не смогли добиться всеми своими планами по нейтрализации оппозиции, свершилось само по себе. “Ак жол” будет заниматься внутренними разборками, что и будет занимать их основное время. Это затормозит процесс прихода в партию новых сильных личностей и увеличит попытки наших общих друзей поиграть на противоречиях между лидерами. За год до парламентских выборов такое — непозволительная роскошь, тем более для партии, которая будет участвовать в них впервые. Это в конечном итоге приведет к ослаблению партии.


Приход в партию Сарсенбаева усилит партию. Но такое усиление вкупе с обострением борьбы за лидерство может повлечь разрушительные последствия для самой партии, поскольку такая борьба за лидерство потребует мобилизации всех имеющихся ресурсов у претендентов. И, как говорит один мой знакомый, новый политик-тяжеловес, если не станет могильщиком партии “Ак жол”, то терминатором он уже становится.


Какова мораль? Партии нужна внутрипартийная конкуренция личностей за лидерство, это бесспорно. Но нужны также определенные правила игры, нарушение которых недопустимо. И первое среди них — решение всех вопросов и проблем без выноса мусора из избы.


Есть общие цели, достижение которых важнее, чем выяснение отношений между собой лидеров партии. Нужно учиться компромиссу, уступкам друг другу ради более важных целей. Нужен поиск механизмов внутрипартийной демократии.


Интересно, как и чем публично ответит Байменов на действия со стороны своего коллеги, поскольку не ответить он тоже не может. Возможно, он будет апеллировать к мнению своих соратников, ко всей партии или ее части.


Таким образом, в партии назревает серьезный внутренний кризис. Каковы его перспективы? Или партия выйдет с достоинством из создавшегося серьезного кризиса, или это будет началом конца партии . Третьего, увы, не дано. Так что поживем, увидим.


Кстати, кризисы бывают полезны.


Получено по электронной почте


shamanov87@mail.ru