Сегодня на страницах российской прессы отметились главы внешнеполитических ведомств Казахстана — Касымжомарт Токаев и России — Игорь Иванов.
Первый дал интервью “Независимой газете”, второй написал статью для издания “Время новостей”.
Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев считает, что многовекторная политика Казахстана соответствует новым реалиям.
На вопрос о том, правда ли, что Казахстан отодвинул Россию в строительстве нефтепровода в Китай, Министр ответил, что и Китай, и Россия — наши основные партнеры. “Развитие дружественных отношений с обеими странами, укрепление взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах необходимо для развития нашей страны, максимального раскрытия ее потенциала.
Что касается экспорта энергоресурсов, то нельзя упрощать эту ситуацию, ведь мы никак не можем «задвинуть» Россию на задний план. Эффективно функционирует трубопровод КТК — наша главная и пока единственная существующая магистральная нефтетранспортная артерия. Казахстанские нефтепроизводители освоили ряд других так называемых малых маршрутов экспорта с использованием российской трубопроводной и железнодорожной систем”, — отметил г-н Токаев.
— Как вы можете прокомментировать инициативу Казахстана о реформе деятельности ОБСЕ на территории Содружества, когда посол Казахстана Рахат Алиев заявил об излишне правозащитной направленности деятельности ОБСЕ и о том, что ОБСЕ необходимо реформировать, вплоть до закрытия региональных офисов в странах Центральной Азии. Некоторые российские СМИ утверждают, что предложение посла Казахстана в Вене не согласовано с Астаной…
— ОБСЕ сыграла важную роль в становлении новых независимых государств. В последнее время обострились прежние проблемы, появились беспрецедентные по своему деструктивному потенциалу новые угрозы и вызовы сложившемуся миропорядку. В новых международных условиях мы тем более признаем важность сотрудничества с ОБСЕ. Оно должно представлять собой дорогу с двусторонним движением. Мы заинтересованы в том, чтобы ОБСЕ гибко реагировала на наши насущные потребности. А проблем в нашем регионе немало: терроризм, наркоиндустрия, незаконная миграция, экология, нехватка водных ресурсов. Деструктивный потенциал этих проблем выходит далеко за рамки Центральной Азии. Поэтому нас не устраивает то, что они зачастую выпадают из поля зрения ОБСЕ во время ее так называемой «полевой деятельности».
Демократические реформы в Казахстане необратимы. Мы постепенно идем к построению подлинно гражданского общества. Казахстан, как и другие страны, в том числе Россия, высказал в документе, распространенном в ОБСЕ, свое мнение о совершенствовании деятельности организации. Речь не идет о критике ОБСЕ, как утверждают некоторые СМИ. Это наша общая организация, где не должно быть деления на «главных» и «второстепенных» членов, на критиков и критикуемых. Мы также исходим из того, что ОБСЕ должна быть более понятной народам нашего региона и заниматься всем спектром актуальных проблем, имеющихся в наших странах.
По словам г-на Токаева, получается, что во всем виноват народ, который не понимает, что такое ОБСЕ, а руководство страны признает важность сотрудничества с этой международной организацией.
— Перспективы создающегося Единого экономического пространства четырех стран многие эксперты и аналитики поставили под сомнение. Появилось даже мнение, что надо развивать отношения по горизонтали — между регионами и областями. Согласны ли вы с этим утверждением?
— ЕЭП — это не клуб государств, а конечная цель длительного процесса унификации норм и правил, регулирующих хозяйственную деятельность в странах, объединенных главной целью – интеграцией…
Это означает принятие общих для участников ЕЭП законов, а также создание наднациональной структуры, некоего «правительства», чьи решения в сфере экономики, прежде всего по тарифам и торговле, должны быть директивными и должным образом исполняться. В этой сложной, я бы сказал, деликатной работе должен соблюдаться баланс интересов всех государств. В противном случае неизбежен провал идеи о создании ЕЭП.
Министр иностранных дел Российской Федерации Игорь Иванов озаглавил свою статью во “Времени новостей” так: “Как перевести единство стратегических интересов мирового сообщества на язык согласованных действий”.
Стандартные слова г-на Иванова, что современные угрозы безопасности отдельного человека и всей нашей цивилизации приобрели глобальный характер, что борьба с ними требует объединения усилий всех государств, согласуются с позицией г-на Токаева.
Естественно, глава российского МИДа пиарит свою страну: “Трагические события 11 сентября 2001 года в США открыли глаза всему миру на подлинные масштабы глобальной террористической угрозы, о которой давно предупреждала Россия. Впервые после второй мировой войны международное сообщество вновь сплотилось против общего врага. Начала складываться глобальная антитеррористическая коалиция, в которой одно из ключевых мест заняло сотрудничество между Россией и США”.
Последовавший затем иракский кризис внес серьезный раскол в мировое сообщество, поскольку поставил под вопрос фундаментальные принципы, на которых создавалась глобальная антитеррористическая коалиция, пишет он.
“Отношение России к военной акции, развернутой США и их союзниками против Ирака 20 марта 2003 года, хорошо известно. Мы считали и считаем, что существовала реальная возможность политического урегулирования иракской проблемы на основе резолюций СБ ООН. Однако, что произошло, то произошло. И сегодня необходимо вместе искать выход из регионального кризиса, который затрагивает интересы глобальной стабильности”.
Игорь Иванов выдвигает три условия, на которых может быть достигнута согласованность действий мирового сообщества. Это — многосторонность, уважение международного права и центральная роль ООН.
В них нет ничего, что ущемляло бы достоинство и интересы России, Соединенных Штатов или любого другого государства. Напротив, именно на базе этих принципов мировое сообщество может начать наконец движение к новому, более безопасному и справедливому, мировому порядку, считает министр иностранных дел России Игорь Иванов.
Однако вернемся на грешную землю.
“Парламентская газета” пишет, что завод уборочных комбайнов «Ростсельмаш» всерьез нацелился на казахстанский аграрный рынок. Наступление начнется уже в следующем году. Об этом на встрече с журналистами в Астане заявил первый заместитель открытого акционерного общества из Ростова Илья Челпанов, сообщает издание.
Российские машиностроители с берегов Дона намерены организовать в РК сборку своей техники. Они будут поставлять необходимые запасные части, а монтаж комбайнов организуют на одном из простаивающих нынче заводов, расположенных в северной зоне республики. В реализацию проекта ростовчане вложат на первом этапе 5 миллионов долларов.
Эти планы напрямую затрагивают деловые интересы Красноярского завода комбайнов, на долю которого сейчас приходится основная часть закупаемой Казахстаном уборочной техники. Нетрудно предвидеть обострение конкурентной борьбы за право доминировать на местном рынке, полагает издание.
При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«