Президенты о президенте

Об ушедших или хорошо, или ничего

Среди потока комментариев на отставку президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе психологический интерес вызывают высказывания президента России Владимира Путина, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и экс-президента СССР Михаила Горбачева. Другие президенты СНГ пока не выразили публично своего мнения.


Очень важна реакция Путина тем более, что Москва принимала непосредственное участие в тбилисских событиях.


Владимир Путин сказал, что последние события в Грузии не стали для Кремля неожиданностью.


«Смена власти в Грузии — закономерный результат серии системных ошибок во внутренней, внешней и экономической политике государства прежнего руководства страны«, — сказал он.


Российский президент отметил, что бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе никогда не был диктатором и он озабочен тем, что «смена власти в Грузии происходит на фоне сильного силового давления«. «Те, кто организует и поощряет эти акции, берут на себя ответственность перед грузинским народом«, — сказал президент.


Владимир Путин призвал «будущее законно избранное руководство Грузии сделать все от него зависящее, чтобы восстановить традиции дружбы между нашими странами«.


По поводу внешней политики Эдуарда Шеварднадзе Путин сказал, что она «проводилась без учета глубоких культурных, исторических корней грузинского народа и без учета геополитических реалий«.


«Экономическая же политика Грузии свелась к борьбе за унизительные подачки из-за рубежа«, — сказал президент РФ.


По словам Путина, внешней долг Грузии в настоящий момент составляет 2 млрд. долларов или примерно 60% ВВП страны. «Государство фактически находилось в состоянии дефолта«, — отметил он.


По имеющимся в Кремле данным, «суммарные официальные и теневые поступления из России в Грузию составляют около 2 млрд. долларов в год«. «Это намного превышает всю совокупную иностранную помощь стране«, — подчеркнул Путин.


Президент России оценил российско-грузинские отношения, которые существовали в последние годы, как непростые. «У нас было много взаимных претензий. У России их было достаточно к бывшему грузинскому руководству«, — сказал Путин.


Руководство Казахстана выразило свое отношение кратко. Пресс-служба президента РК распространило заявление Нурсултана Назарбаева.


Президент РК сказал следующее: “В Казахстане внимательно наблюдали за развитием ситуации в Грузии. Тяжёлое экономическое положение страны, сложная внутриполитическая ситуация привели к противостоянию различных групп населения. Мы выражаем своё удовлетворение мудрой позицией грузинского народа, обеспечившей мирный исход событий. Этому также способствовала гражданская ответственность Эдуарда Шеварднадзе, который уберёг Грузию от кровопролития и беспорядков. Желаем новому руководству Грузии успехов в развитии национальной экономики, обеспечении территориальной целостности страны и преемственности внешнеполитического курса. Между Казахстаном и Грузией всегда существовали конструктивные дружественные отношения. Мы нацелены на дальнейшее развитие наших экономических, политических и культурных связей”.


Михаил Горбачев в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera заявил: “Я с ним (Шеварднадзе. — Ред.) хорошо знаком и знаю, что он не трус. Именно поэтому он и ушел. Очевидно, он понял: настало время сделать шаг, чтобы избежать раскола Грузии на две части. С этой точки зрения, он совершил правильный поступок”.


Оценка Горбачева понятна. Добровольный уход Шеварднадзе, вероятно, напомнил ему и свой уход с поста президента СССР. Тогда Горбачев сделал выбор под давлением ельцинской группировки. С его точки зрения, президент Грузии “совершил правильный поступок”. Это для Михаила Горбачева и оправдание своего поступка.


Лидер России основной упор сделал на ошибках руководства Грузии, которые и привели к кризису. Из уст Владимира Путина прозвучала жесткая оценка и в адрес оппозиции, похоже, президент России не совсем удовлетворен оппозицией, пришедшей к власти.


Президент Казахстана по-восточному похвалил и Шеварднадзе, назвав его ответственным политиком, и пожелал успехов новому руководству.


По большому счету, тбилисские события должны болью отразиться в душе президентов СНГ. Радость от довольно легкой передачи власти от Алиева старшего Алиеву младшему сменилась, кажется, горькими раздумьями о своем будущем.


Какие уроки извлекут для себя главы государств из азербайджанских и грузинских событий, покажет время.