“Грузинский сценарий” предопределен или невозможен?

В Казахстане правит бал “бессильная демократия”


Издания продолжают высказывать свои мнения по поводу “грузинского сценария” в Казахстане. И оценки в СМИ звучат самые разные.


“Мегаполис” считает, что так называемая “бархатная революция” в Грузии – скорее “импорт революции”. “Теперь, когда она уже позади, поневоле приходится возвращаться к переоценке высказываний тех, кто ее предсказывал в начале ноября. Эти люди тогда говорили о революции, которая инициируется не снизу, а со стороны. И еще у них шла речь о том, что представляющие те силы, которые вели тогда дело к “революции”, люди “проходили некую подготовку” на территории бывшей Югославии”. В связи с этим автор считает, что “введенное в свое время З. Бжезинским понятие “полумесяц нестабильности”, упирающийся одним своим концом в Балканы, а другим в Восточный Туркестан, начинает находить все более полное воплощение”. При этом “поднять революцию и достаточно быстро и успешно завершить ее удается, похоже, в тех странах, где сформировались так называемые “бессильные демократии”, или, иными словами, сложились такие порядки, при которых властный режим поставлен в сильнейшую зависимость от общественно-демократического характера требований западных международных организаций, а народу от всего этого совсем мало проку”, — пишет издание. Причем в Азербайджане, по мнению А. Тажутова, революция не прошла потому, что во внешней политике этого государства “есть два основных возможных варианта дрейфа: или в сторону Турции и через нее ближе к НАТО и прочим западным межгосударственным структурам, или в направлении Ирана. Для Запада, разумеется, абсолютно нежелателен второй вариант”. Далее, анализируя экономическую ситуацию в стране, автор приходит к выводу: “в Азербайджане пока нет ни “бессильной демократии”, ни полного перехода всего стратегического экономического комплекса в частные руки”, поэтому “импортировать” революцию в эту страну у великих держав пока нет никакого резона. “Другое дело – наша страна. У правящих властей Казахстана нет аналогичных азебайджанским “козырей”. Во-первых, у Казахстана нет своего “Ирана”. Россия и особенно Китай на такую роль не годятся, потому, что они ни за что не станут портить отношения с теми же США из-за Казахстана. Своего рода Ираном в глазах американцев Россия может выступать для Украины. И официальный Киев в своих отношениях с Западом на этом факторе небезуспешно играет уже давно. А Казахстан же для России – вовсе не Украина. Ему такое никак “не прокатит”. Во-вторых, вся стратегическая экономика Казахстана уже давно в распоряжении западных транснациональных корпораций и международного авантюрного капитала. То есть судьба уже вложенных в нее инвестиций от конкретного нынешнего, скажем, правительства Казахстана напрямую не зависит… В-третьих, у нас правит бал такая же, как и в Грузии, “бессильная демократия”. И вывод, который прямо-таки напрашивается из материала – грузинский вариант развития событий не просто возможен в Казахстане, он практически предопределен.


“Время” не стало рассматривать всерьез возможность “бархатной революции” в Казахстане. Тем более, что, по мнению одного из ее авторов, В. Верка, “в колоде у казахстанских рулевых немало козырей. Это и сравнительно высокий (на фоне той же Грузии) уровень жизни населения, и богатство недр, и относительная стабильность тенге. Но больше всего нашей власти повезло с нами. С народом – трудолюбивым, понятливым… И терпеливым. Это власти, говоря словами одного из лидеров “Ак жола”, Булата Абилова, “остаются в плену иллюзий”. А народ давно готов к демократии, к честным выборам, к реальному самоуправлению. Так стоит ли, подобно грузинским властям, ждать, пока эта готовность перерастет в боевую?”


Из какого рода г-н Абылкасымов?


Мажилисмен Абылкасымов, постоянно обвиняемый коллегами (впрочем, не только ими) в нарушении этических норм, на днях поставил под сомнение саму комиссию по депутатской этике. Впрочем, удивляться не стоит, как известно, лучшая оборона – это нападение, но поражает повод, к которому сумел придраться политик. Напомним, что просьба разобраться с неразборчивым в выражениях депутатом поступила в комиссию от Алимпиады Черкашиной и Толена Тохтасынова. Однако г-н Абылкасымов так и не явился на заседание комиссии, но дал интересный комментарий газете “МК в Казахстане”: “Все очень просто, — заявил он, — я четко и ясно председателю комиссии сказал, что этот вопрос выеденного яйца не стоит, и раздувать эту проблему нет смысла. Еще я сказал, что Жакиянова защищают Абдильдин, Тохтасынов, потому что они являются его земляками-соплеменниками. В том, что земляк защищает земляка, ничего предосудительного нет. Так повелось издревле. Но они говорят, что защищают его, потому что у них идеология одна. Ничего подобного. Я выяснил, что Жакиянов происходит из рода найман, подрода каракерей. Тохтасынов тоже найман, и тоже из рода каракерей. Что и требовалось доказать. А председателю комиссии я сказал: как вы можете нас судить, обсуждать, если сами тоже являетесь найманом?” Во всей этой ситуации за кадром осталось, кем же является сам г-н Абылкасымов. А жаль. Возможно, знание родовой принадлежности депутата позволило бы предугадать его следующие эксцентричные выпады. “Время” пишет, что в трайбализме на минувшей неделе Ерасыл Абылкасымов обвинил также министра здравоохранения.


“Комсомольская правда Казахстан” сообщает о том, что депутаты весьма своеобразно решили поощрить многодетных граждан. “Казахстанские парламентарии собираются вручить каждой матери-героине по бриллиантовой, золотой или серебряной подвеске”, — пишет издание. Причем, “если женщина отважилась на рождение десяти и более чад, то, по замыслу пятерки мажилисменов (инициаторов предложения), ей полагается получить в награду бриллиантовую подвеску. Если она произвела на свет от семи до десяти ребятишек, то сможет стать обладательницей золотой подвески. Ну а если в ее “послужном списке” пять-шесть сыновей-дочерей, то достойна она только серебряной награды”.