ДВК выучило уроки грузинской революции…

И согласно разговаривать с представителем президента в лице вице-премьера

“Открытый урок” по грузинской революции, который вчера давало ДВК в своем офисе, по времени не дотянул до школьного. После вступительных слов организаторов немногочисленные слушатели, задав несколько вопросов Петру Своику, потянулись к выходу. Наверное, ожидали чего-то радикального, но все прошло непривычно мягко и, что называется, в рамках политкорректности.


Выводы, которые извлекла для себя демократическая оппозиция Казахстана, содержатся в распространенном ею заявлении. Главный урок новейшей грузинской истории в том, что и у нас “времена безнаказанного манипулирования волеизъявлением избирателей уходят в историю”. До парламентских выборов, которые, по мнению ДВК, могут пройти досрочно, необходимо принять новый закон о выборах (к слову, вчера правительство “спустило” законопроект в Мажилис). А Загипе Балиевой, по словам П.Своика, “давно пора заняться другим делом”.


Между тем более полугода ДВК не может пройти регистрацию в Минюсте. Бахыт Туменова, исполнительный секретарь движения, напомнила хронологию событий, связанных с регистрацией Демвыбора.


— 8 января 2002 года Демвыбор Казахстана получил документ о временной регистрации в Минюсте. Временно — на один год с тем условием, что в течение него мы зарегистрируем хотя бы в половине областей, а это восемь, наши представительства, тогда мы получаем полную регистрацию. И до 8 января 2003 года, включая регионы, мы сдавали документы более тридцати раз. Доходило даже до смешного. /…/ В Астане, например, нам написали, что наши документы будут направлены в Минюст на экспертизу, хотя Минюст сам никогда никакой экспертизой не занимался.


Рьяно критиковать власть, в том числе главу государства, ДВКшники не стали и к баррикадам не призывали. Напротив, предлагают, забыв обиды, всем политическим силам сесть за стол переговоров, чтобы предотвратить повторение грузинских событий в Казахстане. А президенту предлагают свою помощь в отторжении, так сказать, темных сил в его окружении и хотят “конструктивного Национального диалога”:


— Мы всю власть не рассматриваем как монолит зла. Вовсе нет. Мы хорошо отдаем себе отчет, что во власти, даже в ближнем окружении президента, безусловно, есть силы, которые цепляются за старое. Но мы предлагаем президенту поддержку в освобождении от этих сил и в действительно реальной демократизации политической системы Казахстана, начиная с демократизации избирательных комиссий, потому что без этого просто нельзя. И это главное, чего мы хотим добиться. Мы понимаем, что это можно сделать только путем очень настойчивых и конструктивных консультаций, переговоров, разговоров… Без этого ничего не получится. … Еще раз повторяем: мы ни на кого не жалуемся, ни на кого не обижаемся. Мы работаем на стабильное, благополучное будущее Казахстана», – сказал П.Своик.


Вопрос с диалогом, по мнению П.Своика, должна решать власть. Оппозиция в лице ДВК согласна на “вертикальный диалог”, в частности, через вице-премьера, “поскольку режим недемократический, и глава такой власти не может согласиться на равноправный диалог с оппонентами, потому что он тогда уже не будет главой режима неразделенной власти”.


— Мы согласны разговаривать с представителем президента в ранге вице-премьера. Но мы хотим, чтобы это был разговор, а не имитация разговора. Чтобы этот вице-премьер не изображал, что он что-то хочет решать, а чтобы на самом деле имел полномочия решать. /…/


Призывая к общению “по-хорошему”, П.Своик предостерег, что “уклоняться” “режим” может до тех пор, пока “будет считать, что он выше оппозиции”:


— А в последний момент может оказаться, что он ниже. И уже разговаривать не с кем, но тогда уже будет поздно.


В то же время на вопрос “Нави”, будет ли ДВК участвовать в Постоянно действующем совещании, Петр Владимирович туманно ответил: “Посмотрим”.