Плохие антимонопольщики, хорошие нефтяники
В Павлодарской области дефицит бензина и очередной, четвертый с начала года скачок цен на ГСМ, – сообщает “Комсомольская правда Казахстан”. Это, по мнению населения, повлечет удорожание других товаров и услуг.
“Так что “бензиновая проблема” теперь в городе обсуждается не только водителями и автолюбителями, но и пенсионерками и домохозяйками. И только официальные органы власти в этом обсуждении не замечены”.
“КП” сравнивает антимонопольщиков с нефтяниками не в пользу первых: “…государство в лице Антимонопольного ведомства уже четвертый раз с начала года, наблюдая за скачками цен на ГСМ, только разводит руками. Хотя, казалось бы, есть перед глазами замечательный пример Национальной компании “Казмунайгаз”, которая не только отпускает горючее по цене своего завода, но даже умудряется продавать его сельчанам в горячую пору по сниженным ценам. И уж конечно, никогда не допускает ценовых скачков в регионах своего влияния”.
Лукавый Жандосов, искренний Тлеубердин
Разъяснения главы Антимонопольного комитета Ораза Жандосова в парламенте по вопросу ГСМ не удовлетворили редакцию “Экспресс К”.
Как известно, “…на совместном заседании палат парламента премьер-министр Ахметов дал понять депутатам, что правительство (так же, как и народные избранники) очень недовольно работой антимонопольного агентства, возглавляемого Оразом Жандосовым. Недовольно прежде всего потому, что именно его… “недостаточная деятельность и вызвала скачок цен на ГСМ”. Свою вину в этом Ураз Алиевич, конечно же, не признал и заявил, что в росте цен повинно, в первую очередь, правительство. По словам Жандосова, оно уже якобы два месяца не может одобрить проект тарифной и экономической политики страны”.
“Экспресс К” взяла подробный комментарий, “в чем не сошлись во взглядах антимонопольщики с правительством”, у руководителя канцелярии премьер-министра Алтая Тлеубердина, который “в свое время… тоже возглавлял антимонопольное ведомство и должен знать его изнутри”. Тот пояснил: “Спич г-на Жандосова полон лукавства и недоговоренностей. Во-первых, если уж говорить о сути проблем, то антимонопольное агентство должно регулировать отношения не только в сфере платных услуг. В его прямую компетенцию также входит контроль над предприятиями, доминирующими на продовольственном и непродовольственном рынке. Собственно, эти три компонента и являются частью индекса потребительских цен, или, говоря проще, — инфляции. В выступлении руководителя агентства использован расхожий прием: если у тебя что-то не сходится в расчетах, можно отбросить то, что ты не хочешь учитывать, и презентовать уже желаемый, а не действительный итог”.
“По словам Алтая Тлеубердина, антимонопольное ведомство не право в том, что акцентирует внимание на состоянии только одного из компонентов, формирующих инфляцию. Например, в своем выступлении г-н Жандосов сказал, что за 10 месяцев текущего года рост индекса платных услуг составил 4,3 процента (в прошлом году – 5 процентов). Агентство как бы говорит – мы отвечаем только за платные услуги, и по ним показатели действительно ниже. Но это же (с точки зрения экономиста) действительно политическое лукавство”, – комментирует в свою очередь “Экспресс К”.
Очевидно, что ситуация вокруг ГСМ перешла из экономической плоскости в политическую, и возможно, была спровоцирована. Публикация в “Экспресс К” — информационном ресурсе г-на Машкевича — может быть лишь подтверждением версии. Вместо того чтобы искать и устранять причину проблемы, глава правительства и глава Антимонопольного ведомства обвиняют друг друга то в затягивании проекта “тарифной и экономической политики страны”, то в “политическом лукавстве”. Возможно, когда подковерная интрига вокруг руководства антимонопольного комитета разрешится, тогда прекратится и чехарда с ценами на ГСМ.