Новое назначение: удачный выбор, удачное время…
“Ассанди-Таймс” опубликовала статью под названием “С такими “друзьями” и врагов не надо” (“В поисках исчезнувшего интервью президента Казахстана”). Издание пишет о том, почему интервью с главой страны, опубликованное в “Уолл-стрит джорнэл” и вывешенное на личном сайте президента, неожиданно с этого сайта пропало. А произошло это потому, сообщает “АТ”, что “Уолл-стрит джорнэл” такого текста 23 декабря 2003 года не печатала. И в другие дни тоже. Неслучайно, видимо, пресс-служба президента Казахстана не привела на сайте английский текст первоисточника, и даже не указана фамилия интервьюера”. На личном сайте опубликовали сокращенное интервью, без вопросов, которые могли бы вызвать раздражение главы государства. А после того, как сайт Евразия провел собственное расследование и обнаружил подлог, интервью тут же пропало. “АТ” также публикует заключительную часть интервью Назарбаева газете “Уолл стрит джорнал”, в которой затронута тема “Казахгейта”.
“АТ” не обошло стороной и тему визита в Астану российского президента. По мнению издания, “Владимир Владимирович был сдержан, корректен и в отличие от аналогичного визита перед прошлыми президентскими выборами в России не позволил себе ни одного “вольного высказывания”. Зато Нурсултан Абишевич, напротив, “буквально рассыпался в комплиментах своему визави. Он заявил, например, что высокий рейтинг Владимира Владимировича обусловлен тем, что именно при нем Россия стала управляемой, стабильной и предсказуемой страной, значительно снизилось состояние напряженности, была создана база для осуществления глубинных экономических преобразований”. “Невозможно судить о взаимоотношениях между президентами двух стран как политиками и людьми на основании официальных документов. Но очевидно, что сегодня Нурсултан Назарбаев заинтересован в дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией намного больше, чем Владимир Путин в Казахстане. И это говорит о многом”, — заключает издание.
“Экспресс К” продолжает регулярно публиковать результаты тестов, пройденных известными деятелями на детекторе лжи. На сей раз подопытным оказался Сейтказы Матаев. Как показал прибор, председатель Союза журналистов лжет довольно редко. Также Сейтказы Бейсенгазиевич признался, что работать с чиновниками очень нелегко. “Я представляю журналистское сообщество в правительственном аппарате, и, когда начинаю доказывать что-то чиновникам, возьмем законопроект о СМИ, наталкиваюсь на непробиваемую стену непонимания. Меня хлопают по плечу и говорят: мы тебя уважаем, но пусть закон будет таким”.
В “Новом поколении” обозреватель Сергей Волков комментирует назначение Григория Марченко вице-премьером, как весьма удачный выбор. “Кроме выборов, у правительства и выше есть еще один резон обновлять свой состав. И его я уже приводил. Уже сегодня нужны госуправленцы новой формации. Не те, кто проводили приватизацию, либерализацию и другую “цию”. А те, у кого не будет груза бюрократа XXI века. Те, кому эти игры еще будут нравиться из-за сложности решаемой задачи, а не из-за персональных преференций. Между прочим, относительно персоны Марченко еще и удачно выбран момент – начало года. Аккурат так, чтобы к концу года, когда он, скорее всего, станет премьером, у него уже вырисовалась полная картина того, что есть, и, соответственно, сформировалась программа, что делать”. И, как считает г-н Волков, решать проблемы Григорий Марченко будет “не как хозяйственник, аппаратчик или политический интриган, а как системщик”. Согласно прогнозам обозревателя “НП”, к концу года существенно помолодеют и акимы, и Сергей Волков такую возможность приветствует от всей души: “Сделать это надо обязательно. А то вместо дальнейшего продвижения мы получим натуральный застой. Со всеми вытекающими на нас последствиями”.
Также еженедельник напоминает, что с 1 января 2004 года в стране указом президента введен мораторий на смертную казнь.
В “Караване” опубликована статья братьев Шуховых, в которой авторы выступили в защиту журналиста газеты “Время” Геннадия Бендицкого, впрочем, не только его одного. Здесь же помещено заявление исполкома Конгресса журналистов Казахстана. Дело в том, что ранее было опубликовано обращение к общественности партии “Ак жол”, в котором было сказано, что процесс проходит “при пугающем молчании” Конгресса журналистов. “Натужная стилистика фразы соответствует упрятанной в ней неточности, — считают в КЖК, — еще в декабре прошлого года обстоятельства этого дела обсуждались в Астане на очередном заседании исполкома КЖК, представители которого публично выразили обеспокоенность судьбой журналиста”. “И если общественный комитет, о создании которого хлопочет “Ак жол”, ограничит себя подобными причитаниями, толку от него не предвидится никакого. Попавшему в беду коллеге прежде всего необходима юридическая помощь, которую может оказать высококвалифицированный адвокат. Разумеется, услуги подобного специалиста оцениваются дорого. Эти расходы могут оказаться не по карману одной лишь партии “Ак жол”. В этом случае Конгресс журналистов Казахстана готов прийти на выручку. Как говорится, поможем всем миром!” – такими словами завершается не то заявление, не то рекламный ролик партии “Асар”.
О разбойниках и добрых советчиках
В газете “Начнем с понедельника” Валентин Макалкин продолжает рассуждать о социальном расслоении общества. Основной упор депутат делает на том, что минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий, стипендий не должен быть меньше прожиточного минимума работающего: “понятно, реального, а не виртуального”. И это должно быть установлено законодательно, считает автор: “разумеется, и вполне естественно, что внимательный читатель вправе спросить: а почему разговор об оплате труда сконцентрировался на минимальной заработной плате? Дело в том, что у нас государство в оплате труда ничего, кроме минимальной заработной платы, не регулирует. А если что регулирует Правительство, то это в качестве работодателя. Конечно, некоторые могут сказать: у нас рыночная-де экономика, а посему цену рабочей силы (заработной платы) урегулирует рынок труда (спрос и предложение). Но проблема-то в том, что при массовой безработице никакое нормальное социальное партнерство невозможно. Поскольку у наемного работника выбор: либо с голоду помирай, либо соглашайся с тем, что платят. А большинство наших работодателей ощущают себя разбойниками первоначального накопления. А в таких условиях государство вправе и власть употребить. И пример показать. Ибо нищие – опора для государства неустойчивая”.
В то же время “Известия-Казахстан” публикует материал с презентации новой стратегии в Казахстане на 2004-2006 годы одного из крупнейших доноров Казахстана – Азиатского банка развития. В общем, “если раньше речь шла в основном о материальной помощи государству…, то сегодня акценты несколько меняются. …Банкиры решили сконцентрировать внимание на передаче знаний, чего, судя по всему, молодому государству не хватает больше, чем денег”.
“Словом, из разряда сильно нуждающихся Казахстан уже исключен. И, как видно, надолго”, — резюмирует газета. Видимо, иностранные инвесторы плохо изучили местный менталитет, предпочитающий жить по принципу: “Не учите нас жить, лучше помогите материально”. А советы, как говаривал один классик, как касторка: давать нетрудно, а принимать неприятно.
О бедных газетах и битых гражданах
“Деловая неделя” замолвила слово о бедных газетах, к которым, видимо, относит и себя. Опираясь на запрос группы депутатов, потребовавших от генерального прокурора “дать соответствующую правовую оценку фактам незаконного использования бюджетных средств на проведение государственной информационной политики и привлечение к ответственности виновных лиц”, газета приводит собственное мнение.
“ДН” считает, что “…по старинной большевистской привычке подобные конкурсы проводятся как-то полуподпольно, критерии не ясны, результаты не публикуются. В логичности такого подхода к “государственной информационной политике” есть сильные сомнения. Почему я должен содержать газету, которую не читаю, телеканал, который не смотрю, радиостанцию, которую не слушаю?”.
При этом, пишет издание, “смешно предположить, что государство оплачивало бы работу оппозиционных изданий. Но если субсидии даются “государственным” СМИ, то почему обходят стороной общественно-политические, культурологические, экономические и прочие “негосударственные” средства массовой информации? Ни правые, ни левые, а просто делающие свою работу, информирующие людей”.
С утверждением о полуподпольном проведении тендеров согласимся с “ДН”. Здесь требуется прозрачность. С игнорированием оппозиционных СМИ – тоже, что ясно как божий день: оппозиционные СМИ государственную политику точно не проводят. Относительно же упрека в том, что “негосударственные” СМИ не получают бюджетных средств, есть сомнения: получают же их такие газеты, как “Время”, “Экспресс К”, казахстанские “АиФ” и “Комсомолка”, “Новости недели”… Просто “ДН” не повезло.
“Начнем с понедельника” и “Эпоха” вступаются в защиту журналиста “Времени”, который в настоящее время судится с героем своей публикации. В статье, названной “Кто “копает” под экс-вице-премьера и “закапывает” журналиста”, издание отмечает: “удар по Геннадию Бендицкому – неплохой показатель уровня культуры нашего общества. Некто, решивший ударить по высокопоставленному лицу, попал по журналисту, лицо которого не так хорошо защищено…”. И “этот факт наталкивает на размышления о профессиональной этике – должен ли журналист раскрывать на суде источники информации? В ряде стран журналисты скрывают их даже под угрозой тюремного заключения, и теперь нам придется перенять их передовой опыт. Наши “высокопоставленные источники” вряд ли снизойдут до того, чтобы прикрывать журналистов, которым “сливается” опасная информация”.
Между тем бьют не только журналистов, и не только морально, но и физически. “Комсомольская правда-Казахстан” рассказывает, что “нападению турецкого дипломата Хаджи Ахмеда подверглась строитель Айман Орынтаева”, попытавшаяся пожаловаться дипломатическому родителю на его непослушное дитя. Но “прежде всего он вытолкнул женщину со своей территории на лестничную площадку, затем последовало наказание – удар и пинок”.
“КП”, пообщавшись с представителями турецкой и казахстанской сторон, отмечает: “Какое дипломат понесет наказание – личное дело государства, гражданином которого он является. Как же был наказан атташе? Никак”.