“Примите уверения в самом высоком уважении…”

“Казмунайгаз” финансирует зарубежные проекты за государственный счет?


“Время” сообщает, что “неправдоподобно дорогой терминал аэропорта Алматы, торжественно открытый накануне Нового года, до сих пор практически не работает”.


“Известия-Казахстан” пишет о том, чем может обернуться для казахстанцев дальнейшее падение доллара и обманчивое укрепление национальной валюты — тенге. “Специалисты не скрывают негативного влияния процесса укрепления национальных валют на экономику. В частности, в таких странах, как наши, — ориентирующихся на экспорт сырья и импорт готовой продукции”. По существу, “доллар сыграл с нами недобрую шутку – сначала стал практически второй национальной валютой, а потом обвалился. По логике Казахстан мог бы из-за этого оказаться на грани экономического кризиса, подобного тому, что случился в конце девяностых годов, но, на наше счастье, общая экономическая ситуация сегодня уже не та, что раньше. А объемы добычи и продажи нефти значительно возросли, что несколько компенсирует потери”. Что касается нашей родной валюты, то “тенге девальвирует. И это сильно заметно даже по ценам на продукты и так называемые товары народного потребления, не говоря о горюче-смазочных материалах. Отечественные аналитики не склонны связывать это явление с падением курса доллара, однако российские такую связь отследили у себя в стране еще год назад. Россияне не постеснялись подсчитать реальную инфляцию в стране и отметить потери населения и экономики от девальвации доллара”. А у нас показатели инфляции хоть и не привязаны к реалиям, зато радуют глаз – всего 6,8 процента, хотя на самом деле жизнь подорожала весьма значительно: “Скажем, недвижимость, на которую многие казахстанцы и копили деньги, подорожала за год почти вдвое. Повысились цены на автомобили, мебель и другие крупные вещи, в которые можно было бы вложить средства. Отчасти это объясняется неадекватно возросшим спросом: люди стали усиленно тратить обесценивающиеся деньги”. Впрочем, делать резких движений в сторону евро или тенге специалисты не рекомендуют. Ни одна валюта, по их мнению, не может гарантировать устойчивый рост, а доллар не обвалится окончательно хотя бы потому, что это никому не выгодно.


Главной темой “Мегаполиса” стала, как и следовало ожидать, казахстанско-российская тема. Еженедельник написал о растущей роли России в нашем нефтяном секторе, на первой полосе вышла статья под названием “Фасад празднично-парадного повода”. Автор подразумевал, что за праздничным (открытие Года России в Казахстане, Новый год и прочие праздники) фасадом есть и “весомые экономические составляющие”. Но рядом с материалом размещена статья Ахаса Тажутова, которая заставляет думать, что название имело и другой подтекст. Заместитель редактора в материале “История повторяется” доказывает, что на протяжении очень долгого времени отношение Кремля к союзным республикам и негласная иерархия союзных республик оставалась неизменной. И Казахстан в этой системе всегда занимал, к сожалению, совсем не то место, на которое мог бы претендовать, если бы все основывалось на объемах товарооборота, экономических достижениях и проч. Но все, оказывается, гораздо сложнее: “Иерархию важности стран региона в Москве выстроили по принятой в начале XX века в царской и потом советской России модели. По ней безусловное предпочтение перед казахами и кыргызами отдавалось сначала узбекам и туркменам, а потом таджикам. Такова историческая традиция”. Поэтому и порядок первых зарубежных поездок Владимира Путина в 2000 году был следующий: Украина, Белоруссия, Узбекистан, Туркменистан.


“Комсомольская правда Казахстан” и “Известия-Казахстан” написали о проблемах, связанных с водой. Первое издание сообщает, что Казахстан находится под угрозой потопа из-за Киргизии, которая должна уменьшить сброс воды с каскада Нарынских ГЭС, но медлит с выполнением обязательств. Второе пишет о том, что “в ближайшие годы проблемы нехватки воды могут захлестнуть всю Центральную Азию, и прежде всего Казахстан”. И здесь в числе других наших соседей, с которыми нам придется делить воду, фигурирует Киргизия: “Летом 2001 года киргизский парламент поднял вопрос о взимании платы за использование водных ресурсов. Нашлись “железные” аргументы: дескать, Казахстан получает большие прибыли от использования поливной воды, в то время как Киргизия несет убытки по содержанию водохранилищ. Тот скандал удалось замять дипломатическими приемами, но прецедент создан”.


“Время” продолжает освещать процесс Геннадия Бендицкого против Асыгата Жабагина и ЗАО “РИФ”, напомним, прошлое судебное заседание было отложено на неопределенный срок, а перед этим адвокат г-на Жабагина заявил, что пропавшие из казны полтора миллиона долларов пошли на финансирование каких-то политических процессов в Украине (связанных с выборами). Издание опубликовало запрос посольства Украины в МИД Казахстана следующего содержания: “Посольство Украины в Республике Казахстан свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Республики Казахстан и имеет честь обратиться с просьбой оказать содействие в получении от компетентных органов Республики Казахстан информации, подтверждающей или опровергающей публичное заявление, сделанное адвокатом закрытого акционерного общества “Республиканский инновационный фонд” А. М. Гинзбургом 06 января 2004 года в Алматинском городском суде о том, что это казахстанской предприятие по просьбе своих украинских партнеров принимало участие в финансировании проводимых в Украине политических мероприятий. Посольство Украины в Республике Казахстан пользуется настоящей возможностью, чтобы возобновить Министерству Иностранных Дел Республики Казахстан уверения в своем самом высоком уважении”.


“МК в Казахстане” сообщает, что информация о заключенном якобы соглашении, по которому Китай арендует 7 тысяч гектаров земли на юго-востоке республики, не соответствует действительности. Об этом заявил вице-министр казахстанского МИД Мухтар Тлеуберди.


Также издание сообщает, что наш “Казмунайгаз” участвует в борьбе за приобретение госпакета акций крупнейшей нефтехимической группы “Unipetrol”. “У Казахстана уже имеется опыт зарубежных нефтяных вложений. “Казахойл” под руководством господина Балгимбаева несколько лет назад прикупил акции Херсонского нефтеперерабатывающего завода. Тогда пошла большая шумиха об экспансии отечественного капитала, прорыва на мировые рынки и т.д. Проект века на поверку оказался провалом века… Однако херсонский урок не пошел впрок”, — продолжает “МК в Казахстане”. Российские компании раньше также покупали акции зарубежных компаний, но теперь они, подсчитав убытки, избавляются от зарубежных проектов. “Даже знаменитая сеть лукойловских автозаправок в США оказалась невыгодной. Правда, “Лукойл”, в отличие от “Казмунайгаза”, ставил эксперименты на частных капиталах, а не на государственных”, — замечает издание.