Оттава слезам не верит

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Легко ли добиться статуса беженца на Западе


Канадская общенациональная газета the Globe and Mail рассказала на минувшей неделе о судьбе семьи из Казахстана, добивающейся за океаном статуса политических беженцев.


В 1998 г. инженер-механик Оксана Орел, русская по национальности (в публикации G&M постоянно акцентируется внимание на этнической принадлежности), и ее 11-летний сын Артем оставили половину семьи и бежали из Казахстана в Канаду. Там они попросили политического убежища, мотивируя это тяжелыми политическими условиями и наличием ядерного загрязнения на их прежней родине.


Теперь, спустя шесть лет, все старания могут провалиться: они опасаются, что их очередное прошение будет отклонено, а их самих отправят домой. Особенно Оксана Орел боится, что Артем, которому уже 17 лет, может заболеть туберкулезом. «Это так страшно», — сказала она. По мнению матери, Артему грозит туберкулез, возможность заразиться которым она почему-то связывает с радиацией, оставшейся после советских ядерных испытаний в Казахстане. Кроме того, она заявляет, что они «подвергаются там притеснениям как члены русского меньшинства».


Пересмотр дела может занять до трех лет, и у претендентов нет никакой гарантии, что их за это время не депортируют. В конце прошлой недели Канадская служба гражданства и иммиграции согласилась на шесть недель отсрочить постановление о выдворении семьи, в надежде на то, что к этому времени чиновники рассмотрят их прошение. Причем претенденты могут быть высланы прежде, чем их обращение будет рассмотрено.


Если прошение будет отклонено, это станет неутешительным финалом их канадской одиссеи, тем более что семья всячески стремится продемонстрировать, что может добиться там успеха. Оксана Орел, чей диплом был признан университетом Торонто, рассчитывала снова работать по специальности, она закончила курсы английского и инженерные компьютерные курсы. Кроме того, она подрабатывала швеей, чтобы поддержать сына. Артем, рано проявивший склонность к науке, свободно говорит по-французски и английски. Мальчика привлекает работа, связанная с освоением космоса, и в свободное время он занимается в королевском астрономическом обществе Канады. Артем, который уже считает себя канадцем, не может представить возвращения: «Я бы чувствовал себя не на месте. Я хочу поступить здесь в университет, — говорит он. — Я хочу, чтобы мой брат приехал сюда и мечтаю взять его в поход по Скалистым Горам».


Дважды, в 1999 и 2001 гг., власти отклоняли прошения этой семьи о предоставлении им статуса беженцев. Руководство миграционной службы сочло, что этот случай не подпадает под определение Конвенции ООН о беженцах.


На слушаниях по ее делу Орел свидетельствовала, что с ней и ее семьей обращались как с «гражданами второго сорта» в центральноазиатской республике, в 1991 году получившей независимость от бывшего Советского Союза. «После этого преимущество получили казахи. Правительство хотело, чтобы русские вернулись в Россию. Я потеряла работу инженера, и мы вынуждены были оставить нашу квартиру», — сказала она. Как отмечает канадская журналистка, зеленые глаза и светлая кожа легко выдают, что Оксана — русская. В статье приводятся и такие факты: группа казахов напала на ее мужа в октябре 1999, ему было сказано, чтобы он уезжал из страны, а в феврале 2000 г. подвергся нападению, ограблению и угрозам со стороны казахской банды ее старший сын.


В семье все понимали, что все четыре ее члена никогда не смогут получить визы, чтобы покинуть страну, и поэтому они решили разделиться. Оксана и Артем намеревались попросить политического убежища в Канаде, а затем помочь двум оставшимся.


Автор публикации также поведала канадским обывателям, что зараженные ядовитыми химическими веществами территории остались в Казахстане после двух десятилетий советских биологических испытаний. Это привело к высокому распространению туберкулеза, а эта болезнь часто устойчива к медикаментам и смертельно опасна. Также в Казахстане наблюдается высокий уровень промышленного загрязнения. Всемирная организация здравоохранения и организация «Врачи без границ» открыли там клиники для помощи местному населению.


Трудно сказать, поможет ли этой семье эксплуатация стереотипных представлений о трудностях жизни в Казахстане. Честно говоря, не совсем понятно, почему они не попытались уехать в Канаду легально, благо, миграционное законодательство там одно из самых либеральных в мире. Ведь в таком случае все процедуры могли отнять гораздо меньше времени и нервов.


А некоторые уезжают под конвоем


«Немецкая волна» сообщает, что Казахстан экстрадирует в Германию преступника, разыскиваемого немецкими правоохранительными органами. Как сообщили в посольстве ФРГ, это первый подобный случай в истории взаимоотношений двух стран. Гражданин Германии Теодор Ридель был задержан в октябре в Алматы по просьбе немецких властей, разыскивался через Интерпол. Хотя между двумя странами нет соглашения о выдаче разыскиваемых лиц, власти бывшей советской республики сообщили, что решение было принято на основе материалов, представленных немецким министерством юстиции.


По данным агентства Associated Press, 30-летний Теодор Ридель — этнический немец, родившийся в Туркмении и после распада СССР эмигрировавший в Германию. Также стало известно, что он не замешан ни в каких преступлениях на территории Казахстана.


Демократическая упаковка


Зарубежные СМИ комментируют последние политические изменения, связанные с обновлением выборного законодательства.


Associated Press отмечает, что оппозиции удалось добиться важных уступок при внесении изменений в закон. АР приводит высказывания Алихана Байменова, который, одобрив достигнутый компромисс, отметил, что законопроект все еще не обеспечивает адекватную защиту прав кандидатов и избирателей. В частности, лидер партии «Ак жол» заявил: «Нам необходимо убедиться, что любые нарушения прав граждан при голосовании и препятствия деятельности кандидатов будут строго наказываться».


Петр Своик, представитель организации Демократический выбор Казахстана, сказал корреспонденту France Press, что изменения «не гарантируют справедливых выборов». Но он признал, что «по крайней мере, они усложнят фальсификации». По мнению Своика, изменения, которые неплохо выглядят на бумаге, не означают гарантий честной практики или прекращения многолетних репрессий против средств массовой информации. «Мне кажется, что выборы будут фальсифицированы не столько благодаря подтасовкам результатов голосования, сколько с помощью контроля над СМИ».


Агентство, ссылаясь на мнение неназванных обозревателей, пишет, что необходимо еще очень много сделать, чтобы Казахстан был признан как уважаемый член международного сообщества. Один из комментаторов считает, что казахское руководство «неплохо постаралось в деле упаковывания своей авторитарной сущности в демократическую оболочку».


В публикации, попавшей на страницы газеты Times of India, цитируется еще один лидер ДВК Гульжан Ергалиева. «Мы потеряли то, чего добились за первые пять-шесть лет независимости: конкурентные выборы, независимость средств массовой информации и политический плюрализм», — заявила она на встрече лидеров ряда партий и общественных объединений в Алматы.


Что в имени тебе моем?


«Немецкая волна» рассказывает об очередной волне переименований в южной столице. Как пишет корреспондент Анатолий Вайскопф, власти города решили дать новые названия еще более 70-ти улицам Алматы. В основном переименование коснется тех улиц, которые до сих пор носят либо нейтральные названия (например, Вишневая), либо имена различных деятелей советского времени. Вместо названий, «не соответствующих новым реалиям дня», городская комиссия по ономастике предлагает назвать улицы в честь современников и исторических личностей, прославивших республику.


Как отмечает автор, многие алматинцы, привыкшие к периодическим переименованиям улиц, в целом отрицательно относятся к подобным инициативам городских властей. По их мнению, это бездумная растрата городского бюджета в угоду чьим-то родственным интересам. Действительно, периодически из кабинетов городской комиссии по ономастике просачивается информация о спорах за ту или иную еще не переименованную улицу между родственниками различных казахстанских знаменитостей.


В сообщении приводятся примеры того, что новые имена старых улиц не всегда удерживаются в народном сознании: улицу Желтоксан по-прежнему называют улицей Мира, Толе-би – Комсомольской, Наурызбай-батыра – улицей Дзержинского, проспект имени Алтынсарина – проспектом Правды, а проспект Раимбека, как и 120 лет назад, называют улицей Ташкентской.


Все слетаются на нефть


Financial Times пишет, что компания Air France намерена организовать регулярные прямые рейсы из Парижа в ряд отдаленных регионов, где активно ведется разработка нефтяных и газовых месторождений. В число привлекательных для французских авиаторов мест попал и казахстанский Атырау. Как пишет FT, этот город является индустриальным центром освоения нефтяного бассейна Эмбы. Пока не определен график полетов, но уже известно, что на новых маршрутах будут задействованы новые комфортабельные аэробусы A319-100.


На страницы Washington Times попало коротенькое сообщение о том, что министр иностранных дел Великобритании Джек Стро 5 февраля посетит Казахстан, об этом сообщило внешнеполитическое ведомство Казахстана. Обширная бывшая советская республика, отмечает WT, играет все возрастающую роль в мировых делах, поскольку владеет значительной долей каспийских минеральных ресурсов и занимает стратегически важное положение между Китаем, Россией, Европой и нестабильными южными соседями вроде Афганистана.


Что ожидает экономику в свете снижения цен на нефть и кадровых перестановок


Аналитическое обозрение Economist Intelligence Unit публикует очередной обзор экономических перспектив Восточной Европы и отдельных стран региона.


Что касается региона в целом, то эксперты EIU исходят из следующих предпосылок. Продолжающееся оживление в США и прогнозируемый подъем в Западной Европе позволят сохранить разумный внешний спрос на продукцию региона. Ситуация будет в значительной степени определяться изменением цен на нефть, уровень которых, как считают авторы прогноза, упадет в 2004 г. на 20%. Поскольку экономика России сильно зависит от нефти, большее снижение приведет к весьма неблагоприятным последствиям, которые скажутся и на других странах региона. Кроме того, существует множество других факторов риска для продолжения роста в регионе.


Высокие прошлогодние цены на нефть поддержали быстрый экономический подъем в странах СНГ. Однако в 2004 г. рост замедлится, и ВВП России вырастет лишь на 4,5%.


Казахстан, страна с крупнейшей экономикой в Центральной Азии, в 2004 г. обеспечит реальный рост ВВП на 10%. Рост по-прежнему будет определяться развитием нефтяного сектора. Хотя казахское правительство делает частые заявления о необходимости диверсификации экономики, на практике зависимость от нефти усилится. Увеличение добычи на трех гигантских углеводородных месторождениях — Карачаганаке, Тенгизе и Кашагане — станет главным фактором экономического развития страны. Правительство также планирует выставить на аукцион дополнительные шельфовые блоки для разведки. Однако высокие темпы роста будут скрывать углубляющуюся структурную несбалансированность, ведущую к появлению «двойной экономики», что в конечном итоге может обесценить весь долгосрочный рост.


Зависимость от природных ресурсов и коррупция — проблемы, которые присущи не только Казахстану, но и всей Центральной Азии. Зависимость от нескольких видов ключевых ресурсов усиливает роль экономических ведомств и создает почву для коррупции; это приводит к ухудшению инвестиционного климата и, в свою очередь, препятствует развитию других отраслей.


В обзоре отмечается, что уровень структурных реформ в СНГ в целом ниже, чем в странах, вступающих в ЕС. Рост инвестиций обусловлен преимущественно высокими ценами на углеводороды. Однако, учитывая изменчивость этих цен, вряд ли эти страны смогут поддерживать высокие темпы роста в долгосрочном перспективе. В России поддержание темпов роста выше 4% кажется маловероятным в средне- и долгосрочном плане по причине ряда институциональных, демографических и инфраструктурных ограничений.


В отдельной публикации, посвященной Казахстану, отмечены главные факторы риска для его экономики и предложены некоторые прогнозы. Эксперты EIU полагают, что президент Нурсултан Назарбаев останется у власти на прогнозируемый период. Однако приход его дочери в политику на фоне продолжающегося коррупционного скандала может рассматриваться как подготовка на случай непредвиденного развития ситуации.


Расширение нефтяного сектора обеспечит реальный рост ВВП около 10% в 2004 г. и 9,5% в 2005 г.; замедление темпов роста в 2005 г. главным образом связано с эффектом увеличения общей базы экономики и ростом импорта. Цены на нефть в 2004 г. будут снижаться, но негативное влияние от этого снижения будет компенсировано ростом нефтедобычи и ростом личного потребления.


Прогноз ключевых макроэкономических показателей Республики Казахстан представлен в таблице:
















































 

2003 г.


2004 г.


2005 г.


Рост ВВП,%


9,1


10,1


9,5


Инфляция,%


6,6


7,6


6,4


Курс тенге к $


149,6


145,3


148,3


Экспорт, млрд. $


12,716


13,778


15,305


Импорт, млрд. $


8,621


9,734


11,632


Торговый баланс, млрд. $


4,095


4,044


3,673


Внешний долг, млрд. $


22,002


23,103


24,208


Обслуживание внешнего долга, млрд. $


5,739


6,862


7,367



В сравнении с другими странами региона Казахстан выглядит не так уж плохо, о чем свидетельствуют следующие данные. В среднем по СНГ прогнозируются следующие показатели:


Рост ВВП: 2003 г. — 6,5%; 2004 г. — 4,9%; 2005 г. — 4,6%.


Инфляция: 2003 г. — 12,4%; 2004 г. — 10,6%; 2005 г. — 9,8%.


Аналогичные показатели по Центральной и Восточной Европе:


Рост ВВП: 2003 г. — 3,4%; 2004 г. — 4,1%; 2005 г. — 4,3%.


Инфляция: 2003 г. — 2,3%; 2004 г. — 2,9%; 2005 г. — 2,4%.


Как видим, Казахстан опережает страны региона по темпам экономического роста, но при этом у нас ожидается более высокая инфляция, чем в Центральной и Восточной Европе.


Не остались без внимания кадровые перестановки. Аналитики EIU считают, что назначение Григория Марченко первым заместителем премьер-министра может свидетельствовать о желании правительства отстранить от руководства Национальным банком Казахстана самостоятельную фигуру. Если эта интерпретация окажется верной, говорится в обзоре, это может иметь неблагоприятные последствия для независимости банка.


Однако с этим выводом зарубежного издания можно и поспорить. Непонятно, зачем, если кто-то в правительстве хочет уменьшить влияние достаточно самостоятельного руководителя центрального банка, переводить его в это самое правительство?


Что касается персоны самого Григория Марченко, то недавно мне попалась любопытная публикация из журнала Euromoney за апрель прошлого года. Вот как тогда еще главный банкир представлял свое будущее после возможного ухода из Нацбанка. Первым делом Марченко отметил, что есть еще немало дел, которые ему надо сделать, прежде чем уйти из банка. Далее он сказал:


— Однако после всего этого я хотел бы на несколько лет вернуться в частный сектор, чтобы обеспечить определенные гарантии финансового благополучия для моей жены и семьи. В долгосрочном плане я вполне мог бы открыть бизнес-школу здесь в Казахстане в сотрудничестве с одной из ведущих американских бизнес-школ. Это помогло бы обеспечить Казахстан профессионалами, которых недостает после получения независимости в 1991 году.


В конечном счете, я мог бы принять участие в строительстве здесь устойчивой системы социального обеспечения — эта задача потребует очень много усилий и времени, но у Казахстана есть шанс создать собственную систему, которая могла бы стать моделью, которую будут копировать другие страны.



***


© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора



smagulove@mail.ru