“Полмиллиона подписей под обращением в парламент – пиар-акция 4-х партий!”

Формула выборов от Загипы Балиевой

Автор этих строк был очевидцем записи телепередачи “Формула личности” канала “Казахстан-1” с участием главы Центризбиркома в качестве главной героини. По завершении шоу он задал Загипе Балиевой вопросы, которые она не услышала от ведущего программы Владимира Рериха.


***


— Загипа Яхяновна, на ваш взгляд, почему же все-таки политические деятели, приглашенные на “Формулу” в качестве ваших оппонентов, отказались от участия в передаче? Не хотят портить с вами отношения перед предстоящими выборами? Или они вас попросту боятся? Например, того компромата, который, возможно, имеется у вас на них и который вы могли бы озвучить здесь, в студии? Или за этим кроется что-то другое?


— Наверное, они действительно были заняты, я не знаю…


Не кажется ли вам, что все-таки это как-то подозрительно: не один, не два человека, а сразу три? Тем более, что, по моим сведениям, организаторы программы обзванивали и других людей, и они тоже отказались?


— Я думаю, что двое из них были просто поставлены в цейтнот, поскольку Булат Мукишевич (Абилов. – Прим. авт.) обещал прийти, и организаторы были спокойны на этот счет. Но потом ему помешали дела, и пришлось искать других в крайне сжатые сроки…


То есть, вы не видите никакой политической подоплеки в этом тройном отказе?


— Нет, не вижу. Мне все трое очень симпатичны, я всех их очень уважаю. Между нами всеми – очень хорошие отношения!


Даже так? Тогда как вы относитесь к тому, что тот же Булат Абилов со своими коллегами из “Ак жола”, Серикболсын Абдильдин и Гани Касымов со своими партиями собирают подписи под требованием принять подлинно демократический закон о выборах, а также – снять вас с поста главы Центризбиркома?


Я не читала внимательно это их обращение к парламенту и слов об отставке что-то не припомню… Но, как бы то ни было, это просто политические технологии. Я же говорю, поле у нас одно, а правила игры – разные. И потому часто применяются такие методы, как политические технологии. Они таким образом нашли способ (на мой взгляд, не очень удачный) заявить о себе. Ну что ж, имеют право!


— Я имею в виду другое: многие политики и СМИ персонифицируют вашу роль в итогах всех выборов, заявляя, что на первом этапе достаточно просто убрать “злого гения” Балиеву – и все пойдет по-другому, в лучшую сторону…


Все пойдет в лучшую сторону только тогда, когда все участники избирательного процесса будут соблюдать букву закона. Вообще, многим людям присуще находить на стороне виноватых в бедах, в которых они повинны сами. Некоторые видят корень бед во мне, хотя это неправильно.


Если внимательно изучить нашу работу, чем мы сами и занимаемся, то можно увидеть – мы только выполняем нормы закона. Мы не подменяем органы прокуратуры, следственные или судебные органы, которые должны разбираться со случаями нарушения закона, в том числе – и избирательного. Может быть, хотя бы ваш сайт “Навигатор” сможет разъяснить обществу, что Центральная избирательная комиссия, территориальные комиссии всех уровней занимаются только исполнением норм закона.


Мы – организаторы и администраторы избирательной кампании, и только. Если факты нарушений действительно имеют место, и мы имеем доказательный материал (а это очень важно, поскольку зачастую претензии предъявляются на основе только эмоций), то соответствующие меры принимаются. Центризбирком за всю свою историю четырежды принимал решение о признании результатов тех или иных выборов недействительными, но только на основе документально подтвержденного фактажа.


— Да, но Асылбек Кожахметов продемонстрировал документальные видеокадры того, как одни и те же лица, похожие на учителей одной из школ Алматы, голосовали на разных участках округа, где он баллотировался в депутаты маслихата южной столицы. Разве это не нарушение закона?


Да, это нарушение закона. И правоохранительные органы должны выяснить личности тех, кто это сделал и зачем. Если это опять же сознательное применение все тех же политтехнологий, о которых я уже говорила (а в других государствах подобные прецеденты имели место, там сами кандидаты или их оппоненты сами это заказывали и потом показывали, чтобы дискредитировать избирательную кампанию), то сейчас правоохранительные органы должны точно установить, кто это сделал. И принять соответствующие меры. Вот вы сами разве не допускаете мысль о том, что это был политтехнологический трюк?


— Мы с вами беседуем не для того, чтобы озвучивать мои мысли на тему, трюк это или не трюк, и чей он… Ладно, давайте не будем углубляться в долгую и наверняка бесплодную дискуссию, кто виноват в ситуации с Кожахметовым! Помнится, на одном из заседаний парламента вы как-то строго одернули чересчур “расчувствовавшихся” депутатов, сказав им примерно следующее: “Не забывайте, как вы сюда попали!” Что вы имели тогда в виду?


Хорошо, что вы задали именно этот вопрос. На самом деле все было немного не так. Собрался новый состав парламента, шли организационные заседания. И вот на одном из них надо было решить, какие комитеты будут в парламенте, и распределить депутатов по ним. Создавалась соответствующая комиссия. Предлагались кандидатуры, и кто-то из депутатов предложил – “давайте представителей от политических партий”. Другой крикнул: “Не надо партий, знаем мы, как они избирались!” Мне надо было предотвратить начинающуюся грызню и взаимные упреки. Есть протоколы, результаты мы получили. Вот я и сказала тогда: “Центризбирком знает, как вы избирались!” То есть, что все прошли законно, и результаты подтверждены протоколами.


Но эта фраза была вырвана из контекста, и вот так она прозвучала в телеэфире. На самом деле я просто предотвратила ссору, сообщив, что партии избирались честно.


А что вы скажете о последних довыборах в парламент по трем округам, на которых, по общему мнению, Карлыгаш Жакиянову “зажали”, а Булата Абилова “отстреляли”?


— Комиссия Майкудукского 32-го округа в Караганде применила к Булату Мукишевичу норму статьи и сняла его с регистрации. Центризбирком эту ситуацию даже не рассматривал, поскольку к нам материал по этому поводу не поступал. Была судебная оценка, и суд подтвердил правомерность решения окружного избиркома. А к нам эти материалы, повторюсь, даже не приходили.


Что касается г-жи Жакияновой и Павлодара: возможно, какие-то нарушения имели место. А может, и нет. Надо основываться только на фактах. Центризбирком всегда находится в столице. В Астане. Десять тысяч избирательных участков, огромная территория, многомиллионное население. И констатировать факты нарушений везде мы не в состоянии.


Другое дело, если нам присылают документы. Мы с ними работаем. Но опять же, Центризбирком – не правоохранительные органы.


В последнюю избирательную кампанию в маслихаты, которую мы не проводили, нам пришлось все же вмешаться. Двенадцать человек, которые были сняты с регистрации по тем или иным причинам, были восстановлены нашим решением. Хотя, в принципе, вся ответственность за проведение этих выборов лежала на территориальных комиссиях, а мы отвечали только за методическое и материальное обеспечение. Но, тем не менее, 12 человек были восстановлены, потом еще 6 человек, это представители ДВК, как они себя называют. По Алматы – г-жа Туменова, г-н Бакирланов. В Семипалатинске – г-жа Жошимова из Компартии.


Загипа Яхяновна, на ваш взгляд, нуждается ли Центризбирком в каких-либо изменениях, или он настолько идеален, что реформировать его – только портить?


Не думайте, что мы, в том числе и я, боимся, что нас как-то тронет или что-то еще в этом роде. Сейчас в Центризбиркоме работает слаженная команда из представителей 5 политических партий. Я лично никого из партий не представляю, мой заместитель тоже. У нас есть коммунисты, это секретарь, представители Партии Патриотов, “Отана”, Гражданской и Аграрной партий.


То есть, мы более или менее отражаем политический спектр общества. Представитель КПК работает достаточно активно, поднимает много злободневных вопросов. Мы всей командой садимся и решаем их.


Другое дело, что я называю себя представителем команды “открытых дверей”: добро пожаловать любым кандидатам, представителям всех политических партий или каждого СМИ, чтобы посмотреть, как проходят наши заседания и обсуждения. Мы ни перед кем не закрываем двери!


Сейчас парламент готовится принять новый закон о выборах, были представлены несколько альтернативных проектов…


Мы в 90-м году вступили в ОБСЕ и подписали ряд демократических стандартов этой организации. Центризбирком неоднократно встречался с представителями БДИПЧ ОБСЕ по применению этих норм и их изложению в нашем законодательстве. Мы получили предварительное заключение на законопроект, который был опубликован в прессе для всенародного обсуждения. Я считаю, что те наработки (а мы всем депутатам и членам правительства разослали 200 предложений, которые мы обобщили на круглых столах, всю переписку с ОБСЕ, их заключения по выборам и многое другое) должны быть учтены парламентариями при принятии закона “О выборах”. Я буду очень счастлива, если новый закон будет полностью соответствовать международным стандартам.


Вообще-то я хотел узнать другое: будут ли новым законом расширены права наблюдателей от кандидатов, смогут ли они действительно полностью контролировать весь избирательный процесс от начала до конца?


Центризбирком принял постановление, которое будет введено в этот законопроект: наблюдатели будут допущены на участках на такое расстояние, которое позволит им беспрепятственно следить за работой комиссии, выдачей бюллетеней и тому подобных процедур.


Спасибо за беседу!