Шоу все-таки состоялось?..

Первые впечатления о съезде “Асара”

Повторить фразу о том, что “Театр начинается с вешалки”, все равно, что говорить: “Какое небо голубое”. И все же рискну сказать, что впечатление о спектакле начинается с гардероба, а точнее, с того, как вас встретят в этой самой гардеробной. Если вежливо и с улыбкой, то и сам спектакль воспринимаешь по-доброму. А коль в гардеробе не найдется места для твоего пальто (хотя согласно купленному билету, место должно быть), то происходящее на сцене уже не затронет душу зрителя. Так и в случае с первым съездом партии “Асар”: отсутствие мест в гардеробе настраивало как прессу, так и приглашенных гостей на критическое восприятие. Увы, поводов для критики партийное собрание “Асара” дало немало. Возьмем тот же гардероб: вешалок не хватило даже именитым гостям. Девушки в гардеробе были смущены: такого наплыва гостей Театр оперы и балета им.Абая не видел даже во время аншлага Ермека Серкебаева или заезжих оперных знаменитостей. По словам девушек, театр рассчитан на 800 мест, а пришли 1200 человек.


Но места не было и в самом зрительном зале. Мальчики и девочки из оргкомитета с трудом находили свободные кресла для того, чтобы усадить очередную VIP-персону. Кстати, именитых гостей было не так уж много. Видимо, поэтому задние ряды заняли студенты алматинских вузов. Посольства, разместившиеся в южной столице, в основном были представлены секретарями и другими сотрудниками. Не было видно и парламентариев, кроме тех, кто вошел в состав фракции партии.


Очевидно, после учредительного съезда руководство партии сделало выводы и потому постаралось сделать съезд динамичным и деловым. Однако, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад, а потому вышло партийное действо, согласно знаменитой фразе Виктора Черномырдина: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”. Отсутствие опыта партийного строительства можно было бы простить, если в руководстве партии не было бы доктора политологии, кандидата политических наук и менеджеров. Повторяемые постоянно слова о том, что “Асар” — партия молодых, партия новых дел”, должны были подкрепляться и новым подходом к организации самой партии. Пока этого не происходит. Нововведения, очевидно, сказываются в том, что по уставу у Серика Нугманова партийная должность называется секретарь центрального аппарата партии. Что сие означает, никто понять не мог. Автор этих строк поинтересовалась у одного из бывших комсомольских работников, являвшегося в свое время членом ЦК ЛКСМ, как понимать такое название. Опытный комсомольско-партийный работник не смог объяснить, откуда взялась такая должность, которая, по сути, обозначает делопроизводителя, т.е. техническую должность.


Динамизм, видимо, должен был проявляться в том, как быстро проходило заседание съезда. Но для партии, позиционирующей себя как партия реальных дел, динамизм должен быть в другом. Доклад председателя партии Дариги Назарбаевой представлял собой набор лозунгов и не был подкреплении ни цифрами, ни фактами. А, как известно, сколько ни повторяй “халва-халва”, во рту от этого слаще не станет. Дарига Назарбаева заявила, что принципиальным успехом можно считать создание парламентской фракции, в которую вошли “известные всей стране имена”. Но при этом ничего не было сказано о тех конкретных малых делах, которые “Асар” совершил за время создания. Выделенные в качестве приоритетных направлений меры странным образом напоминали предложения всех действующих в стране партий. Скажем, акции “Народный контроль” и “Честные выборы” уже использованы партиями “Ак жол” и поддержаны Партией патриотов Казахстана и Компартией. Словом, радикально нового ничего “Асар” не предложил, и уже одно это вызывает сомнение в жизнеспособности партии в целом.


Увы, поверхностный подход, характерный для подавляющего большинства телевизионных журналистов, имел место и в субботу. Расписанный сценарий не был до конца продуман. А потому один руководитель партии говорил о том, что “рост ради роста ни к чему хорошему не приведет” (Ерлан Карин), а другой заявил, что одной из важнейших задач партии на данный момент является увеличение численности рядов (Серик Нугманов). К тому же на съезде выступили практически все руководители партии, а рядовым членам или руководителям филиалов слова не предоставили. Студентка и бизнесмен, призванные выступить от лица народа, настолько скучно говорили, что в зале с облегчением вздохнули, когда закончились их выступления. Генерал Мурат Калметаев, известный своим мужественным поведением во время декабрьских событий 1986 года, счел своим долгом обрушиться с критикой на казахстанскую оппозицию. Непонятно, то ли генерал хотел произвести впечатление на Даригу Назарбаеву, то ли его взгляды претерпели изменения. Ведь в 1986 году он выступал за демократизацию общества, свободу слова и плюрализм мнений. Кстати, непродуманность деталей сказалась и в том, что два выступления на казахском языке шли подряд в то время, как все остальные выступления были на русском языке. К слову, в папках у делегатов съезда отсутствовала бумажка с повесткой дня.


Довольно странным выглядел и избирательный подход к выступлениям представителей других политических партий. Скажем, представителям “Ак жол” и “Отан” слова для приветствия так и не было дано. Зато лидеры провластных партий за радушными улыбками и пожеланиями припасли и капельку яда. Так, двусмысленно прозвучали слова лидера Аграрной партии Румина Мадинова о динамизме “Асара”, сумевшего создать парламентскую фракцию, не пройдя через выборы. Дариге Назарбаевой весьма может пригодиться пожелание г-на Мадинова “политической мудрости, которая не всегда совпадает с мудрой женской логикой”. С логикой у “Асара”, судя по всему, напряженка. Ну, о какой логике можно говорить, когда партия, позиционирующая себя как партия, поддерживающая президента, выступает против законопроектов о СМИ и о выборах, разработанных правительством. А правительство в стране с президентской формой правления назначается главой государства. Наверное, нужно принять лидерам “Асара” и слова лидеров партии “Ауыл” Гани Калиева о том, что аргументация тех или иных положений должна быть более убедительной. Нельзя сбрасывать со счетов и предупреждение руководителя Гражданской партии Азата Перуашева о том, что праздник пройдет и начнется “простая черновая партийная работа”, и не все будет гладко.


Желание лидеров “Асара” избежать превращения съезда в шоу легко можно было угадать по темпам работы партийного форума. Но, когда на сцене находится Владимир Рерих, действо само по себе начинает выглядеть театром. А витийство данного персонажа порой больше походит на клоунаду, поскольку этому способствует смешенье стилей в его речи. И на этот раз о чем только ни говорил Владимир Ахмедзянович. Здесь пафосное из Владимира Маяковского “Величественное слово – партия!” (подразумевалось, не нужно отдавать столько сил партии). Вопрос, а зачем тогда ее создавать, если относиться к ней несерьезно?.. Здесь и призыв к делегатам съезда участвовать в работе газет, не так давно учрежденных партией и уже зарегистрированных. И призыв отказаться от “пятиминуток ненависти” — речь шла о митингах. Не правда ли, странный призыв для человека, вступающего на партийную стезю, ибо он означает неуважение к традициям большинства партий мира, использующих митинги для пропаганды своих платформ и требований. В общем, съезд “Асара” плавно перетек в шоу. Да и группа людей, безмолвно сидящих на сцене рядом с президиумом, порождала ассоциации с театром или эстрадой. Автор этих строк поймала себя на том, что ожидала, когда люди на сцене оживут, взмахнут флажками или выпустят голубей. Красные косынки на шее у лидера партии и делегатов будили воспоминания о пионерских временах, когда театрализованные праздники являлись развлечением для заорганизованной детворы. А уж когда Дарига Назарбаева в заключительном слове заявила, что порукой жизнеспособности партии среди прочих факторов является ее фамилия, стало скучно и грустно. Ведь, собственно говоря, и так все понимают, что “Асар” потому и возник, что его лидером является дочь главы государства. Ощущение дежа вю усугубилось, когда на сцене появился бывший председатель Совета Министров Казахской ССР Байкен Ашимов, которого и сменил когда-то Нурсултан Назарбаев. Ничего нового ветеран не сказал, зато как трогательно выглядела сцена сопровождения его к трибуне Даригой Назарбаевой…


Лично меня порадовали только выступления лидера Партии патриотов Казахстана Гани Касымова и советника главы государства Ермухмета Ертысбаева. В первом содержались конкретные предложения по объединению усилий политических партий в социальной сфере. А во втором четко расставлены были акценты, после чего стало ясно: Нурсултан Назарбаев выйдет победителем на выборах-2006. Приятно все-таки среди сплошного елея (чем отличались выступления генерала М.Калматаева, академика У.Султангазина, представителей России и Украины) услышать нормальное человеческое слово. К тому же на хорошем русском языке, образном и сочном. Что-что, а умению выступать перед аудиторией многим (в том числе и лидерам “Асара”) можно поучиться у доктора политологии Ермухмета Ертысбаева и у выпускника МГИМО Гани Касымова. И еще одно можно отметить: партийные билеты в субботу получили олимпийский чемпион Ермухан Ибраимов и певица Дильназ Ахмадиева. Этот факт говорит о многом, и он является чуть ли единственно позитивным в деятельности “Асара”. Ну, нельзя же принимать всерьез декларации о новых подходах, “партии будущего”, “партии конкретных дел” и видеоролики, создание парламентской фракции во главе с косноязычным сенатором Рашидом Ахметовым, который в своем выступлении на съезде допустил столько ляпсусов, что впору разбираться, а что именно хотел сказать парламентарий. Авторитет Ермухана Ибраимова велик не только в спортивном мире, а вступление Дильназ Ахмадиевой в ряды “Асара” может привлечь на сторону этой партии всю уйгурскую диаспору. А вообще детей Виктора Черномырдина в Казахстане, оказывается, много, что и показал первый съезд “Асара”. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Партия, созданная по родственному признаку (партбилеты за номером один и два имеют Дарига Назарбаева и ее свекор Мухтар Алиев), должна пройти через многое, чтобы стать игроком на политической арене.