Премьер не русофоб, а вот депутаты не любят российские газеты за “эдакую коллективную “Правду”

“Черный ворон” оппозиции предвещает ДВК большие проблемы…


Если съезды провластных политических партий освещались практически во всех СМИ и их называли “событием недели”, то из сегодняшних газет учредительный съезд ДВК стал таковым, по понятным причинам, только для “Соз”. Фактически весь номер газета отдала публикациям по съезду. В свежих номерах “Экспресс К”, “АиФ Казахстан”, “Комсомолки”, “Казправды”, “Известий” о мероприятии оппозиции ни слова. Посмотрим, что напишут (или не напишут) другие издания, выходящие в оставшиеся дни недели.


На съезд ДВК съехалось 167 делегатов, представлявших 1200 членов партии, – “эти формальные показатели… нужны, прежде всего, для представления данных при регистрации в Министерстве юстиции”. Сейчас в ДВК 24 тысячи человек, но, как отмечает газета, делегаты из регионов не сомневаются, что партии удастся собрать необходимые 50 тысяч. Во время съезда, подсчитала “Соз”, “зал дважды тонул в овациях”: когда выступал гость из Грузии и после заявления, что лидером партии считается Галымжан Жакиянов. “Делегаты вскочили с мест, скандируя лозунги: “Галымжан!”, “Свободу Жакиянову!”, и это “трогательно, и действует очень сильно”.


Среди гостей съезда был “лишь один человек” из “всей государственной службы Казахстана” — советник президента. Сам президент, “как и ожидалось, … не пришел на съезд ДВК и не прислал приветствия съезду…”. В свою очередь, советник “…всем своим видом старался продемонстрировать свое отношение к съезду, то качая головой, то иронично ухмыляясь при оглашении программно-политического доклада съезда. Г-н Ертысбаев выступил с краткой речью в критическом духе, поучая оппозиционеров, как себя нужно вести с властью. Чуть позже, видимо, не выдержав резких выпадов в адрес автократического режима власти, зазвучавших в речах выступавших, г-н Ертысбаев удалился в фойе, где его, как звезду, обступили журналисты, которым была интересна точка зрения на съезд ДВК хотя бы одной из особ, приближенных к власти. Советник президента с видимым удовольствием долго разносил перед журналистами в пух и прах оппозицию, посетовав на то, что организаторы съезда напрасно не пригласили на съезд представителей Министерства юстиции, в которой партии предстоит регистрироваться, чтобы сотрудники Минюста смогли убедиться в том, что съезд проведен без обмана (все та же оппозициофобия)”.


“Соз” отмечает, что, “зная вещий характер некоторых суждений г-на Ертысбаева, можно предположить, что ДВК действительно будет иметь трудности с регистрацией именно указанного советником характера”. Если ДВК не пройдет регистрацию, оставшись вне правового поля, то оппозиционерам, видимо, не следует более приглашать на свои мероприятия Е.Ертысбаева, дабы не накаркал чего…


Между тем в комментарии “Соз” советник пожелал, чтобы ДВК прошла регистрацию: “Я хотел бы, чтобы ДВК была зарегистрирована и очень важно было бы проверить ее на прочность. ДВК не представляет опасности политической власти президента, ей надо зарегистрироваться”. Пожелав оппозиции успехов и конструктивизма, тем не менее, “черный ворон” оппозиции заявил, что не видит у ДВК будущего: “если брать историю рождения этой организации, название ее принадлежало абсолютно другим людям – валютным миллионерам, крупным чиновникам, крупным менеджерам государства, которые решили предложить главе государства совершенно другую модель государственно-политического устройства, другие правила честной, свободной конкуренции. После того, как из этой организации выпочковалась партия “Ак жол”, в ДВК начали сливатья абсолютно все структуры радикальной оппозиции”.


Выходит, посадив за решетку тех, кто предлагал пусть и иные правила, но “честной, свободной конкуренции”, во-первых, власть сама спровоцировала появление ДВК в новом виде. А во-вторых, значит, “посадка” Г.Жакиянова, М.Аблязова и иже с ними являет собой правила честной игры?


Ахметов не болеет русофобией


Вопросы так называемой “национальной политики” прямо и косвенно освещает “Аргументы и факты Казахстан”. Как известно, недавно движение “Лад” выразило возмущение “языковыми” высказываниями премьер-министра, который якобы ратует за развитие казахского и английского языков, а про русский “забыл”. “АиФ”, связавшись с пресс-службой правительства, выяснила, что “был в корне искажен смысл высказываний главы правительства Казахстана по поводу проблем, связанных с развитием языков”.


Как пояснил глава пресс-службы, Д.Ахметов “никогда не умалял значение русского языка, как пытаются преподнести некоторые”. В общем, газете представили стенограмму того выступления премьера: “… если мы хотим быть образованной нацией, образованной общностью, то гармоничное развитие и других языков должно быть эффективным. …Мы должны понимать, что для того, чтобы Казахстан был интегрирован в систему мирохозяйства, все наши дети должны знать казахский язык, прекрасно владеть английским и, безусловно, понимать, что такое русский язык, который открыл нам дорогу в систему мироэкономики”. Правда, придание значения русскому языку как помощнику во вхождение в мировую экономику несколько узко, так как возникает вопрос: а как же русская культура, литература, наконец, русская душа?


И в этом же номере “АиФ” публикует интервью с депутатом Шарипом Омаровым, основной темой которого стал Год России в Казахстане. По мнению депутата, между двумя государствами не только по воле президентов, но и “исторической неизбежности” никогда не станет камнем преткновения “пограничный вопрос”: “наверное, в процессе делимитации еще возникнут проблемы. И мы их будем решать. Но я знаю точно, какой не будет казахстанско-российская граница. Не будет колючей проволоки, контрольно-следовой полосы, которые разместили на своих границах некоторые наши соседи в Центральной Азии”.


“АиФ” заинтересовал вопрос, касающийся непосредственно этого издания. А именно, требование отдельных депутатов запретить распространение “популярного издания в целом” (скорее, речь идет об “Известиях”) и обвинения в том, что авторы казахстанских вкладышей “…чуть ли не получают инструкции в российском ФСБ и используют печатную трибуну для подрыва казахстанского суверенитета”.


По словам народного избранника, причиной депутатского раздражения стало то, что Казахстан сознательно пошел на распространение у себя “практически в неограниченном количестве прессы соседней страны. С одной стороны, это дань демократическим принципам… С другой – признание нашей полиэтничности”. В то же время депутатов “огорчает, что российские телеканалы (в том числе и государственный) очень редко рассказывают о нашей стране. Только если какое-нибудь ЧП случится. Или президент с визитом приедет. Российские газеты и некоторые их казахстанские вкладки грешат менторским тоном и нравоучениями. Эдакая коллективная “Правда”. Очень любят раздавать советы. Особенно парламентариям”.


Депутат считает, что “отдавая приоритет русскому языку и уважаемому северному соседу, мы вправе рассчитывать на паритет и политкорректность”. Кроме того, Ш.Омаров высказался за государственную поддержку и “патриотичных бизнесменов” казахскоязычной прессы в России. Он считает возможным в российских областях, где проживают казахи, “в порядке эксперимента учредить выпуск газет (или хотя бы вкладок) на казахском языке”.


Между тем Казахстан собирается начать взаимообмен с Россией реликвиями, хранящимися в музеях соседней страны. Как сообщает “Известия-Казахстан”, “государство озабочено проблемой возвращения на родину материалов, имеющих непосредственное отношение к богатейшей истории казахского народа и его культуре”.


По словам госсекретаря Имангали Тасмагамбетова, “нам предстоят переговоры с российской стороной о возможности возврата их в Казахстан. Такая работа велась и раньше, причем мы нашли понимание и поддержку. Но одной доброй воли тут мало. Мы, наверное, пойдем на обмен. Российским ученым интересны экспонаты времен Отечественной войны, целины. Наверное, в этом ключе мы и сможем найти общий язык”.