“Сегодня партии больше всего нужен — Серикболсын Абдильдин”

На вопросы редакции отвечает Владимир Чернышев, член Компартии Казахстана

Владимир Чернышев – бывший депутат двух разогнанных парламентов Казахстана (в 1993 и в 1995гг.), член Форума демократических сил Казахстана. Во время второго роспуска Верховного совета был жестоко избит неизвестными за несогласие с этим решением. Правоохранительные органы так и не раскрыли это преступление. На последующих парламентских выборах дважды избирался народом, однако власть не пропустила его в законодательный орган, сфальсифицировав итоги голосования.


***


— Давайте начнем с того, что о расколе Компартии говорят достаточно давно, если раньше об этом заявлял товарищ Арсентий Аполимов, который, скажем прямо, не имеет особого политического веса, то теперь и провластные СМИ пишут об этом. Кроме этого, о расколе заговорил депутат Ерасыл Абылкасымов, как вы думаете, с чем связана открытая атака на коммунистов, во главе которых стоит Серикболсын Абдильдин?


— Сегодня первое лицо государства пытается задушить Коммунистическую партию, потому что она стала опасна для власти. Партия зарегистрирована в Минюсте, она имеет свой печатный орган. Сейчас чтобы сломать работу партии, используют старые, как жизнь, методы – опорочить ее первого руководителя.


Это совсем не случайно. Абдильдин слишком много знает, слишком долго находится в большой политике, достаточно образованный и честный человек. Посадить его нельзя – в коррупции не замечен. Он ничего не украл, если бы его можно было посадить, они давно бы уже это сделали.


Началась атака на нашего лидера не сегодня. Я не научился врать, поэтому скажу так – идет прямая атака Нурсултана Абишевича против Серикболсына Абдильдаевича.


Истоки противостояния лежат в 1991 году. В том году председатель Верховного Совета КазССР Эрик Асанбаев был назначен вице-президентом республики. На вакантное место главы Совета было три кандидатуры – Сауык Такежанов, Абиш Кекилбаев и Серикболсын Абдильдин. Абдильдина предложил я.


Прошел первый тур голосования – остались два человека. Абдильдин и Такежанов. Пока готовили повторное голосование — объявили перерыв. Я пошел курить, смотрю вокруг — никого нет. Оказывается, срочно созвали заседание, когда я вошел в зал заседания, на трибуне стоял глава государства. И он заявляет вопреки регламенту, что снимаются все кандидатуры, и он предлагает свою креатуру О.Байгельди, в то время главу Жамбылской областной администрации. Поскольку президент не мог тогда вносить такие предложения – это было право только депутатов, я взял слово и призвал депутатов к порядку, чтобы они не нарушали регламент. Тем самым эта затея была сорвана. При повторном голосовании, как известно, победил Абдильдин.


Глава государства поздравил нового председателя Верховного Совета.


Уже после заседания, поздно вечером, на третьем этаже повстречался с президентом. У нас состоялся такой разговор.


— Ну что, твой председатель лучше?


— Может быть, и хуже, но он мой. Вы не имеете права предлагать кандидатуру, а я могу, — ответил я.


Вот он затаил с тех пор злобу на меня. Сейчас речь не обо мне.


Считаю, что тогда президент проявил неприятие фигуры Абдильдина, как самостоятельного политического лидера.


Одной из причин разгона Верховного Совета в 93 году, как мне стало известно позже, было то, что с 92-го года Нурсултан Абишевич дважды предлагал Абдильдину внести на рассмотрение сессии Верховного Совета вопрос о переносе столицы. Поскольку президент не имел права предлагать повестку дня, Абдильдин ему отказывал.


Потом заработала вопреки воле президента Контрольная палата.


В те годы впервые был вброшен пробный шар о наделении президента дополнительными законодательными полномочиями, идея прозвучала на сессии в октябре 93-го года. Глава государства запросил, мол, сейчас вы уходите на каникулы на пару недель, а “ситуация складывается так, что, возможно, придется вводить свою валюту”.


ВС согласился и наделил президента правом введения собственных денег. Но депутаты забыли, что закон о Госбанке гласил, что денежная единица РК определяется только Верховным Советом. А сроки введения определяет президент.


Нарушение состоит в том, что ВС не принимал закон о денежной единице — тенге. Эта валюта является незаконной.


В 93-м году был разогнан Верховный Совет, по словам Абдильдина, случился конституционный государственный переворот, я заявляю, был антиконституционный переворот. По 62-й статье той Конституции единственным законодательным и высшим представительным органом РК являлся Верховный Совет.


Т.е. никто не имел права наделять президента дополнительными полномочиями. Это дело до сих пор не рассмотрено в Конституционном суде. Исковое заявление было от меня.


Разогнали ВС, мы были окружены войсками, об этом мало кто знает.


Депутаты Верховного совета РК первого созыва избирались 7 марта 94-го года.


Серикболсын Абдильдин баллотировался в депутаты, но дважды покушались на его жизнь, устраивали автокатастрофы на трассе Алматы – Семипалатинск, в итоге власти “провалили” его. Настолько велик был страх перед интеллектом Абдильдина.


22 января 95-го года в четырех округах были довыборы взамен выбывших депутатов. Абдильдин баллотировался по Семипалатинскому округу. Я был в его команде. Чтобы сфальсифицировать итоги голосования, туда прибыл бывший председатель горисполкома Кажмурат Нагманов, тогда он был главой администрации Джезказганской области.


Президент рассчитывал собрать послушный Верховный Совет, а туда прошли зубры, похлеще чем в предыдущий ВС КазССР двенадцатого созыва.


Вновь заработала Контрольная палата, стали называть жуликов своими именами.


А 6 июля 95-го года отказали президенту переносить столицу. Этот ВС вновь был разогнан.


В 96-м году Абдильдин восстановился в Компартии. Его чуть ли не насильно упросили возглавить партию. С его приходом партия начала поднимать голову.


Сегодня она очень опасна власти.


97-98 год Надавили на Землянова, заразили его “звездной болезнью”, сказали «ты лучший, ты умнее», пришлось его поставить на место. Исключили его из партии. Нынче он “лег” под Даригу Назарбаеву.


После регистрации компартии за связь с ДВК, за поддержку РНПК, за поддержку всех оппозиционных сил Абдильдин стал врагом номер один.


Задача сейчас всей власти — убрать его из руководства партии, а саму партию ликвидировать как сущность. Это связано и с приближающимися парламентскими выборами. Все, кто сегодня настроен против Абдильдина, никогда не найдут общего языка, они начнут грызться и окончательно развалят партию.


Сегодня партии больше всего нужен — Серикболсын Абдильдин. Пока альтернативы ему нет. Но мы готовим молодых лидеров, в нужный момент они выйдут. Еще один момент — в антиабдильдинскую группу входят в основном славяне, что и злит меня.


Возьмите хоть Косарева, Сорокина, Королькова, того же Аполимова.


— Как вы относитесь к тем обвинениям ортодоксальных групп типа аполимовской, что Абдильдин пытается перевести партию на рельсы социал-демократии?


— Они говорят нам: вы правые оппортунисты. Может быть, и так, но мы за завоевание власти законным путем, без революции. А если вы не признаете законный путь, то готовьте молча боевые отряды, а так, критикуя нас, вы ведь работаете на власть, отвечаю я им.


Если придет такое время, что уже парламентскими методами нельзя будет изменить власть, то тогда мы изменим тактику.


— Вступление Толена Тохтасынова в Компартию и избрание его секретарем ЦК вызвало массу кривотолков, что скажете по этому поводу, каково мнение Серикболсына Абдильдина?


— Абдильдин тот человек, который просчитывает каждый свой шаг на 10 лет вперед. Пройти в Мажилис Тохтасынов пройдет и без поддержки Компартии. Нам нужен работающий секретариат ЦК. Вспомним, кто финансировал РСДРП – Савва Морозов. Поэтому сегодня нужно объединяться всем, кому не нравится власть. Нужно забыть о разногласиях. Сегодня цель одна – поменять систему. Я сегодня с гомосексуалистом объединюсь, чтобы бороться против режима. Я понимаю, когда нас критикуют в этом случае, но цель оправдывает средства.


— Депутат Ерасыл Абылкасымов воспылал желанием стать коммунистом. Для чего он это затеял?


— Вы знаете, задачу ему поставили – изгнать Серикболсына Абдильдаевича из руководства Компартии. Каждый подбирает кадры, команду под себя. Если Абдильдин берет в соратники тех, кто не предает, то аппарат президента подбирает – по своему уровню. Полагаю, что противники готовят очередную провокацию на пленуме ЦК. А у меня, как знаете, функция “чистильщика”, я отслеживаю эти моменты.


Если президентские выборы состоятся в срок, то Компартия будет выдвигать свою кандидатуру, и необязательно, что это будет Абдильдин. Мы имеем право поддержать любого, кто соответствует нашим интересам.


Однако полагаю, что президентских выборов вообще не будет, а парламентские выборы станут последними в истории республики. Поскольку “Асар” любыми средствами рвется к власти, собирается занять большинство в Мажилисе, полагаю, готовится следующий сценарий.


Партия “Асар” берет более половины мест в парламенте, остальные пропрезидентские партии добирают остальные места. После этого они могут внести изменение в Конституцию, что президента избирает Мажилис парламента, т.е. косвенные выборы.


Потом глава государства по состоянию здоровья слагает свои полномочия. Предлагается быть президентом главе Сената, он отказывается. Потом предлагают кресло президента председателю Мажилиса – он соглашается.


Самое интересное в этом случае – правопреемник не имеет права назначать никаких выборов по действующей Конституции. Он лишен такого права.