Малый хадж экс-коммуниста не спас КПК от раскола

Экс-коммунисты – назад? В смысле – из парламента.


Главное событие недели, конечно же, – раскол в рядах Компартии. А потому практически все пятничные газеты откликнулись на него в той или иной степени. Большая часть – чисто в западном стиле, просто пересказав ход событий и предоставив делать выводы самим читателям.


А вот “Assandi-Times” посвятила ему практически целую полосу. Заместитель главного редактора этой газеты Галина Дырдина в статье “Тохтасынов как яблоко раздора” сделала обзор “движений” с обеих сторон: процитировала часть их выступлений на пресс-конференциях, интервью Владимира Чернышова в “Нави”, плюс эксклюзив – беседа с верным “абдильдинцем”, первым секретарем Западно-Казахстанского обкома КПК Василием Шаминым.


Товарищ Шамин заявил, что планы смещения Абдильдина с поста главного коммуниста страны властью вынашивались давно. Мол, еще два года назад теперь уже “бывший коммунист Сорокин” собирал тайные вечери с участием нескольких региональных лидеров КПК у себя на квартире и предлагал им этот вариант “дабы… сохранить партию”. Он подтвердил, что коммунисты ЗКО исключили сего депутата из рядов КПК, и считает, что теперь Сорокин вдобавок должен быть отозван и из парламента.


Мухамеджан Адилов в той же газете свои рассуждения (“За ниточки дергал Марат Тажин?”) строит так же на материале, размещенном в “Нави” — “Плане действий в отношении Компартии Казахстана и ее лидера С. Абдильдина”. Он считает, что если сей документ и фальшивка, то все же он очень похож на правду. Поскольку власть именно так и должна действовать: “…с одной стороны, поддерживать Компартию, как политическую организацию, объединяющую протестный потенциал, с другой стороны – вносить раскол в ряды партии и компрометировать ее руководство, чтобы партия не превратилась в реальную силу”.


Однако, по мнению г-на Адилова, было бы ошибкой считать, что последние события в КПК являются результатом лишь выполнения этого “Плана”, и только. Мол, “…расколоть можно только то, что раскалывается”, то есть в руководстве партии и без этого существовали объективные противоречия, сыгравшие на руку власти.


Г-н Адилов тоже прогнозирует лишение депутатского мандата, но уже не Бориса Сорокина, а Владислава Косарева. Дескать, он так же, как в свое время Булат Абилов, прошел в парламент по партийному списку и должен повторить его путь из стен Мажилиса. “Если же этого не произойдет, значит, бывший второй секретарь ЦК КПК действительно находится под покровительством властей, а его действия были не самостоятельными, а марионеточными”.


Кроме того, по Адилову, переход большого количества коммунистов из КПК в КПРК может привести к тому, что ни КПК, ни новая Народная партия ДВК не будут участвовать в осенних парламентских выборах. Но, мол, нет худа без добра: они тогда пойдут на блок с другими оппозиционерами, в первую очередь – “Ак жолом”. То есть, оппозиция сплотится уже не на словах, а на деле, и произойдет именно то, чего больше всего боится власть.


Все вроде бы логично, да вот закавыка: почему исход коммунистов из абдильдинской КПК должен сказаться на готовности НП ДВК участвовать в выборах? Ведь после преобразования ДВК из движения в партию коммунисты и “демократы” должны готовиться к избирательной кампании порознь, по принципу – “котлеты – отдельно, мухи – отдельно”…


Что самое интересное, от одного из главных участников раскола, “парламентского ручья” Ерасыла Абылкасымова, демонстративно дистанцируется тот же Владислав Косарев, сообщает в “А-Т” Жибек Кашкеева из Астаны. Он вместе с другим депутатом, Булатом Абишевым, возмутился тем, что “ручей” начал вслух, в виде нескольких депутатских запросов, стирать партийное “белье”. Их поддержал и председатель комиссии по депутатской этике Жекен Кали-улы, заявив, что многие народные избранники превращают парламент в “форум партийных баталий”. Что же касается непосредственно г-на Абылкасымова (частенько допускающего публичные оскорбления коллег), то, мол, “этичная” комиссия бессильна, поскольку он попросту игнорирует приглашения на ее заседания.


То, что раскол Компартии является знаковым событием, подтверждает и тот факт, что на это событие в “отановской” “Стране и мире” откликнулся не кто иной, как сам главный редактор Джанибек Сулеев, очень редко “трясущий стариной” после перехода в весовую категорию “главредов” (“Предсказание Аполимова сбылось?”). Парадоксально, но факт: он считает, что настоящими коммунистами являются не участники нынешнего конфликта с обеих сторон, а ортодоксальные Аполимов, Курманов сотоварищи, давно уже отколовшиеся от абдильдинской КПК.


А так г-н Сулеев тоже в основном ограничился пересказом событий и доводов всех уже трех (с учетом “аполимовцев”) сторон. Его вывод не претендует на оригинальность: мол, кризис поразил КПК еще давно, в конце 90-х, когда коммунисты начали уходить от Абдильдина “как в одиночку, так и целыми райкомами и горкомами. В общем – “Райком закрыт. Все ушли на… совсем”. И какая теперь разница – кого кляня, ушли они, солнцем палимые…”


Не станем задаваться вопросом: насколько этично главе печатных органов одной партии злорадствовать по поводу проблем другой? А посоветуем г-ну Сулееву свое по-настоящему талантливое перо направить в первую очередь против тех, кто сейчас покидает ряды дражайшего для него “Отана”, тоже практически пачками переходя в “Асар” и даже в его парламентскую фракцию. И поодиночке – в “Ак жол”. Исходя из логики г-на Сулеева, можно сделать аналогичный вывод: “Отан” тоже переживает кризис, причем – всерьез и надолго…


В общем, “Стране и миру” следовало бы последовать примеру другой партийной газеты, “Эпохи”. Она разместила на новостной полосе сухие информашки с пресс-конференций обеих сторон конфликта. Весьма мудрое решение – “двое дерутся, третий не мешает”…


Последний номер все той же “Assandi-Times” вообще очень богат на интересные политические материалы. Это, помимо “разворотного” интервью Алтынбека Сарсенбаева “Асар” – это глубокий раскол во всем обществе…”, еще и рассуждения Ерлана Карина “Партии как генератор идей для правительства”. Уже само название статьи говорит о главной его мысли. И хотя в подписи к статье автор скромно указал только свою ученую степень, но особый шарм этих весьма интересных и нестандартных размышлений заключается в том, что их высказывает один из лидеров партии “Асар”…


Неспроста обращается к высшим сферам Н.Назарбаев


Продолжается визит Н.Назарбаева в Саудовскую Аравию. “Казахстанская правда”, передавая подробности с места событий, сообщает, что “в Эр-Рияде намечены перспективы партнерства”. В отличие от “Казправды”, “Деловая неделя” увидела в нынешней поездке президента Казахстана особые приметы, не касающиеся делового сотрудничества.


По мнению “ДН”, этот визит “стал еще одним малым хаджем Нурсултана Назарбаева. Не поехавший в королевство в период хаджа президент отправился в первый по мусульманскому преданию храм Бога на земле именно сейчас. Учитывая начало предвыборной активизации политической деятельности в Казахстане, может показаться, что президент неспроста обращается к высшим сферам”. При этом газета отмечает, что “называющие себя оппозиционными СМИ ждут чего-то, что уже окрестили “большим, основательным и страшным”. Ссылаясь на “печать и Интернет”, “ДН”, как будто не имеющая к оным никакого отношения, перечисляет возможные события, как-то: “вероятная внутренняя борьба в казахстанской элите, договоренности с Западом по поводу коррупционных разбирательств или новой смены Кабинета министров”. По предположению “ДН”, “что-то из этого списка и будет иметь место, что-то окажется полной чушью”, но “как бы то ни было, в стране постепенно поднимается температура политической жизни”. А в такой ситуации “любой шаг главного публичного политика страны привлекает широкое внимание и получает самое широкое толкование”. Тем более что глава государства сам дает достаточно поводов к “широкому токованию” его действий.


Гримасы родины потерянным поколениям


Мало-помалу все СМИ подключаются к обсуждению “квартирного вопроса”, разрешение которого, по выражению “Деловой недели”, “стало едва ли не делом всей жизни”. Что ж, журналисты тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. В частности, газеты рассматривают проблему сквозь призму системы ипотечного кредитования, которую сразу же после введения стали называть виновником резкого скачка цен на жилье.


О плюсах и минусах ипотечного кредитования пишет “Страна и мир”. Расписав предлагаемые различными банками услуги по ипотечному кредитованию, газета пишет: “несмотря на все трудности, с которыми сталкивается рынок ипотечного кредитования в Казахстане, мы наглядно показали, что он развивается весьма динамично – уменьшаются проценты, улучшаются условия, банки меряются силами в конкурентной борьбе…”. Относительно стремительного роста цен на крышу с четырьмя стенами, “СиМ” цитирует председателя правления Казахстанской ипотечной компании: “цены будут падать только в том случае, когда предложение будет соизмеримо спросом”. Но это не является ни для кого секретом и не облегчает существование.


Глобально – и рационально, и философски, а потому глубже подошла к проблеме “Деловая неделя”, которая пишет, что “в столице Саудовской Аравии, куда отправился президент Казахстана… сразу за последними домами города цивилизация вовсе не обрывается безмолвной пустыней”, — идет активное строительство жилья. Возникают логичные вопросы, “что мешает Казахстану решить жилищные проблемы двух-трех основных городов таким способом?” и “почему в одной из крупнейших и слабо заселенных стран мира не хватает места для жилья?” Введение же ипотечного кредитования вызывает у “ДН” недоумение, почему “спекулирующие на квартирном и жилищном рынке фирмы и “специалисты” заявляют, что цены регулируются рыночными рычагами спроса и предложения, а скачок цен был подстегнут более широкими возможностями для приобретения квартир через ипотеку. Однако разве можно забывать о том, что квартира или дом имеет, в конце концов, свою реальную стоимость…?”


Мы не идиоты, и нам “вполне понятно, когда мы выплачиваем полную рыночную стоимость тех или иных услуг (товаров). …Но объясните нам, простым казахстанцам, с цифрами на руках, как могут откровенные развалины стоить больше потенциально богатых полезными ископаемыми территории?” Видимо, все дело в том, что казахстанские власти никак могут понять, с чего начинается родина и что, в первую очередь, это вопрос политический. На самом деле человеку нужно не так много, чтобы чувствовать свою причастность к стране, и “может быть, сегодня мы по-настоящему не чувствуем себя патриотами как раз потому, что никогда не были хозяевами хотя бы клочка земли своей родины. Малой родины – на Большой Отчизне. Своего дома – своей крепости, от которой и гордость, и доброта. Ведь человек, у которого есть своя земля, дом, семья и работа, становится действительно тем, кого можно назвать с большой буквы Гражданином. Такой человек в случае войны возьмет хотя бы кочергу, чтобы выступить за Родину, потому что у него есть свой ее кусочек”. Может быть, поэтому многим молодым и не очень людям (и журналисты здесь не исключение) “по барабану” идеологические параметры типа гражданской позиции, профессиональной ответственности, порядочности и прочего. И “правильное” воспитание, данное старшим поколением, здесь, увы, не помощник.


“Что и говорить, не повезло молодым казахстанцам, которым сейчас от 25 до 30 лет”, – пишет “Новое поколение”. – Время их социализации пришлось на самое тяжелое время в новейшей истории страны – середину 90-х годов. Пресловутый декаданс, “закат века” ознаменовался только ураганным отеком экономики и соответственно финансовыми проблемами. Поголодать в студенческой молодости, в принципе, не вредно. Куда хуже, что социализация этого поколения пришлась на ту пору, когда старого социума уже не было, а новый еще не сформировался”.


Между тем, считает автор, “даже нынешние 30-35-летние “сфинксы” с советским детством и юностью и капиталистической взрослой жизнь смотрятся вполне конкурентоспособно”. Но “ничего этого не было уже у тех, кто моложе тридцати. В результате росли они как социальный бурьян”, — еще одно “потерянное поколение”. Однако, считает обозреватель “НП”, есть надежда, что есть надежда: “и общество, и государство, и политические партии наконец-то осознали, как важно воспитание”. Главное, чтобы это воспитание хоть в какой-то степени им пригодилось, а не висело ярмом на шее, соответствовало времени, “чтоб они не чувствовали себя бесхозными…”.


“Матриархальное” правительство все равно будет искать “самца-производителя”?


Даже у замороченных “политическим процессом” и “социалкой” журналистов один весенний номер не обходится без женской тематики. Что называется, 8 Марта обязывает, хотя сей праздник для постсоветских государств, в принципе, уже, увы, не носит обязательный характер.


“Новое поколение”, ссылаясь на многофункциональность женщины – “трудно назвать даже три вещи, которые может делать только мужчина и которые не под силу женщине” — примеривает известным казахстанкам правительственные должности, предлагая, так сказать, женскую альтернативу нынешнему кабмину. Вообще эта идея насколько шуточная, настолько и спорная. Страшно представить, как уживались бы одном “стакане” и сотрудничали амбициозные, своенравные и стервозные женщины. Например, самой подходящей кандидатурой на пост премьер-министра “НП” называет Г.Карагусову: “если она усвоила стиль жизни и работы своего политического идеала Маргарет Тэтчер, то готовьтесь к счастливому будущему”. Однако не каждая женская нервная система выдержит писклявый голос г-жи Карагусовой, что уж говорить более. В кресло вице-премьера “НП” посадила Н.Коржову, которая “может украсить любое правительство своим присутствием”. Видимо, автор судит по ярким и громоздким украшениям г-жи Коржовой, что не только украсит правительство, но может вызвать раздражение коллег. Боевитую И.Савостину, естественно, посадили в кресло министра обороны. Да уж, командный голос у предводителя “Поколения” не отнять. Представитель оппозиции Л.Байсеитова видится “НП” министром транспорта и коммуникаций: “она очень хорошо смотрелась в оранжевой спецодежде дорожных рабочих, лучше, чем другие в платье от кутюр”. Но, судя по голосованию в “Нави”, достоинства г-жа Байсеитовой оценены не по заслугам. Берите выше! СМИ могла бы руководить Т.Калеева: “она сможет уСМИрить любой закон”. Минкультуры отдали Р.Рымбаевой: “если Роза может выбить из нас слезу, исполняя песни, то выбить деньги на поддержку артистов, художников, писателей и музыкантов ей не составит труда”. Но выпросить деньги у мужчины женщина может, а вот у женщин – надо еще посмотреть. Финансами могла бы править З.Балиева, “ведь голоса избирателей считать не легче, чем золотовалютные резервы”. Неизвестно, как бы считала финансы глава ЦИК, окажись она в самом деле в Нацбанке, но если так же, как и голоса избирателей, банкротство неизбежно. Единственным мужчиной в виртуальном женском правительстве “НП” оставляет Г.Марченко: “как человек честный и справедливый, он не оставит нас без пенсий”. Но, скорее, даже такой зубастый мужик, как Марченко, не выдержал бы так много женского начала. В то же время, по мнению “Страны и мира”, “нетрадиционная и неожиданная позиция” современной женщины в современной жизни, “как и прежде, сводится к примитивному поиску более качественного самца-производителя”. Ну, зачем же так грубо?