Что имел в виду Чубайс, говоря о Казахстане как о центре либеральной империи

Духовной жаждою томим…


Президент Казахстана находится в Саудовской Аравии. Очередной его визит более-менее подробно из сегодняшних газет освещает лишь “Казахстанская правда”. Как сообщает “Казправда” (к слову, “КП” изменила дизайн, благодаря которому стала походить на современную газету), “на аэродроме высокого гостя встретил наследный принц королевства”.


Во время переговоров “стороны выразили неудовлетворенность” состоянием внешнеэкономического сотрудничества, “признав его не соответствующим потенциалу двух дружественных государств”. В то же время Н.Назарбаев “выразил удовлетворение по поводу того, что королевство поддерживает республику, выделяя гранты и кредиты”, а также пожелал скорейшего переезда посольства СА в Астану. Кроме того, президент Казахстана и наследный принц СА “обменялись мнениями о том, что происходит в мире”, и, как выяснилось, “позиции стран во многом совпадают”. Правда, в каких именно вопросах совпадают позиции наследного принца и президента светского государства, “КП” не уточняет.


Сегодня Н.Назарбаев с подчиненными посетит Джидду и Мекку, “где будет совершен обряд умра (малый хадж), и Медину, где намечено посещение святых мест – мечети Пророка, Макан Шухада (место захоронения сподвижников Мухаммеда) и мечети Киблатейн, где мусульмане впервые стали молиться, обратившись лицом в сторону Каабы”. Что ж, всем известно, что и глава нашего государства “духовной жаждою томим”.


Нынешний визит Н.Назарбаева в СА второй или третий в истории отношений двух стран. Первый раз президент побывал в этих святых местах еще в 1994 году. Еще помнится, после того визита Имангали Тасмагамбетов делился с журналистами, как обнаружил у себя непонятно откуда взявшееся знание обряда омовения. Правда, на сей раз г-на Тасмагамбетова нет в составе казахстанской делегации. Рядом с президентом сейчас К.Токаев, Н.Абыкаев, А.Дербисали.


Марченко “делает” правительство, а Чубайс…


Тем временем события во внутриполитической жизни Казахстана сильно отличаются от событий в Саудовской Аравии, связанных с визитом президента РК. В отличие от главы государства, политические организации обеспокоены вопросами, очень далекими от духовности. Газеты публикуют материалы, посвященные работе кабмина, в частности, человеку, который, как и свита короля, “делает правительство”; с “круглого стола” по проблемам прозрачности политических партий, в том числе и финансовой, а также “эффективной форме диалога” между ними и властью.


Газета “Начнем с понедельника”, вспомнив неприятность, произошедшую с правительством Имангали Тасмагамбетова, решила, что после принятия закона о выборах и действующий кабмин может отправиться в отставку. Однако почти все опрошенные изданием политические деятели такую возможность исключили, ведь в отличие от кабинета “продукта Назарбаева” нынешний не проталкивает законопроект, как кружку Эсмарха без смазки. И лишь активист РНПК считает, что “вариант отставки правительства Д.Ахметова не исключается”. Но это скорее мечты, нежели реальная возможность.


Ахас Тажутов в “Мегаполисе” считает, что “нашему старому “новому” правительству давно уже требовалось вливание “свежей крови” для придания нового импульса и динамики проводимым им политическим и экономическим реформам. Кажется, это и происходит вместе с приходом Г.Марченко”. По мнению автора, как “короля делает свита”, так “правительство – первый вице-премьер”. И “уже сейчас… можно говорить о том, что в правительстве РК появился такой человек, который готов в дополнение к прочим обязанностям взять на себя труд, аналогичный отправлявшимся А.Чубайсом в Совете министров РФ функциям. Имеется в виду работа со СМИ в целях разъяснения и популяризации проводимых реформ на высоком правительственном уровне. До сих пор никто из высокопоставленных чиновников этим последовательно и целенаправленно не занимался и не изъявлял желания заниматься”.


Автор дает лестную характеристику Г.Марченко: “он не избегает публичности. Но при этом явно не страдает нарциссизмом и не боится подвергать свое самолюбие испытаниям”. Однако между независимым и самостоятельным по характеру Чубайсом и независимым и самостоятельным Марченко есть разница – несмотря на свою публичность, вице-премьер, в отличие от главы РАО “ЕЭС”, отстраняется от политических оценок и оппозиции. Григорий Александрович, хоть и европеец, но ведет себя как азиат. Кстати, через своего собственного корреспондента в Москве “Мегаполис” добилась от пресс-службы А.Чубайса комментарий к известному высказыванию, затрагивающему Казахстан: “если вы не хотите либеральную Россию, то получите империю с центром в Казахстане!”. Оказывается, таким образом А.Чубайс “высоко оценивает ход реформ, проводимых в республике, и его заявление по поводу “либеральной империи в Казахстане” сделано в связи с хорошими темпами их проведения по сравнению с Россией”. То бишь, мы в силу разности менталитетов чего-то не поняли?


Мечта умерла, не успев родиться


“Казправда”, сообщает о том, что Казахстан, “миновав опасность экономических и социальных потрясений, …взял последовательный курс на расширение политических прав и свобод, ускорение демократических процессов”. А “логическим продолжением дальнейших демократических реформ… явилось создание уникального института — постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества”.


Называя ПДС “эффективной формой диалога”, занявшей “прочные позиции на политическом пространстве”, “КП” считает, что “…первые заседания наглядно показали, какие из существующих политических сил готовы к конструктивному диалогу с властью и решению назревших проблем”. Увы, но эта попытка провластной газеты реанимировать президентскую идею, не идет ни в какое сравнение, например, с институтом Склифосовского. Учитывая, что ПДС игнорируют партии, относящие себя к оппозиционным — “Ак жол”, РНПК и ДВК (П.Своик посещает заседания по личной инициативе), ПДС диалогом ну никак не назовешь, что сводит на нет его “раздутое” значение.


В свою очередь, “международные общественные организации решили оценить степень развития казахстанских политических партий” и “вынесли на дискуссию вопрос, нет ли случаев использования государственных средств политическими институтами, не содержащимися за счет госбюджета, в том числе политическими партиями”, – пишет “Литер”, – “…инициаторы… убеждены в необходимости обеспечения прозрачности” их деятельности.


Как пишет газета, “единственным, кто искренне откликнулся на призыв “признаться”, оказался лидер патриотов Гани Касымов. “Лидеры “Асара” и “Ак жола” от этой дискуссии уклонились. Они удостоили мероприятие вниманием на следующий день, когда в станах Международного института современной политики за “круглым столом” собрались не только партии, но и видные эксперты, международные организации и дипмиссии”. Почему-то “Литер” среди пожелавших “признаться” забыл перечислить руководителей КПК, “Отана”, ДВК и РНПК.


“Помощник исполняющего обязанности председателя партии “Отан” Казбек Казкенов уверен, что прежде чем говорить о транспарентности, необходимо разобраться с идеологией, которую провозглашает та или иная партия: “вот тогда и станет ясно, кто финансирует данную политическую структуру. Традиционные же источники — партвзносы — составляют лишь 40-45 процентов партийной кассы. Такой затратный механизм, как политическая партия, на них не сможет существовать”, – цитирует отановца “Казахстанская правда”


Руководитель фонда им. Ф.Эберта в Казахстане, одной из организаций, инициировавших дискуссию, Э.Пак в целом “охарактеризовала уровень развития отечественной партийной системы как “эмбриональный”. Спасибо, что не назвали жертвой аборта”, – откликается “Литер”.


Мир говорит о людях, а Казахстан – о депутатах и мамбетах


Широк интерес СМИ к отдельным личностям – от сенатора, “дочери садоводов”, ставшей народной избранницей, до мамбетов.


“Время” цитирует вице-спикера сената Омирбека Байгельди, ответившего на реакцию, вызванную его интервью в “Егемен Казакстан”. По словам г-на Байгельди, газета исказила его высказывание о необходимости сокращения СМИ: “я просто журналисту рассказывал, как у нас и как в цивилизованных развитых государствах. Как они относятся к нам. Но я не предполагал, что они не знают, сколько у нас средств массовой информации. Когда я назвал цифру, они удивились. А когда сказали, что это много, я ответил: “Это, наверное, рынок отрегулирует сам и лучшее выберет”.


В “МК в Казахстане” Татьяна Квятковская рассказала подробности о себе, своих расходах, любимой собаке, отношении к политикам. Например, казахстанская оппозиция, по мнению депутата, “на уровне детского сада: все вертится вокруг одного и того же. И позиция, и оппозиция. Альтернативы никакой — ни политической, ни идеологической. Политические программы называются по-разному, а все про одно и то же”. А президент страны у Т.Квятковской “вызывает смешанные эмоции: “как на политика — всегда смотрю критически, в силу того, что я — журналистская морда”.


Рядом с материалом о Т.Квятковской соседствует “Мамбеты-2”, в котором по данному вопросу высказываются рядовые казахстанцы. Например, по мнению одного студента, “мамбетизм исчезнет благодаря урбанизации. Жизнь в мегаполисах, одиночество, стремление к западным стандартам и западной культуре станут причиной роста манкуртов”.