Чьих, “гвардейцы”, будете, или У “Известий”-KZ появился свой “Бендицкий в юбке”?

А вас г-н Калмурзаев просит остаться…


Главное событие недели – конечно же, взрывы в Узбекистане и уличные бои спецслужб этой страны с террористами. Практически все без исключения пятничные газеты откликнулись на эти события в соседней стране, каждый по-своему применяя ее к казахстанской действительности.


“Assandy-Times” приводит довольно интересные подробности назначения Сарыбая Калмурзаева председателем Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Автор статьи “Рыбак рыбака видит издалека” Дулат Мусатаев из Астаны считает ошибочным распространенное мнение о том, что этого представителя когорты “серых кардиналов” понизили в должности.


И не только из-за того, что это учреждение еще в бытность Агентством финансовой полиции было главным орудием властей против оппозиции (уголовное дело против главреда “Деловое обозрение “Республика” и осуждение верхушки РНПК в лице Амиржана Косанова и Ермурата Бапи). Во-первых, согласно Указу президента № 1316 новоявленный глава главного антикоррупционного ведомства страны назначен еще и членом правительства РК. Его предшественник, генерал-майор Булгакбаев, такой чести никогда не удостаивался. Во-вторых, в тот же день, 20 марта, вышел другой документ – постановление правительства, преобразующее былое АФП в военизированное Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями.


“Теперь на службу туда граждане Казахстана принимаются с 18 лет, при этом они становятся на специальный ведомственный учет и соответственно освобождаются от службы в рядах вооруженных сил страны. А молодежь, поступившая в учебные заведения финансовой полиции, снимается с воинского учета и становится на специальный учет даже с 16 лет. Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры, также снимаются с учета в военкоматах в установленном порядке и состоят на специальном учете в органах финансовой полиции”, — сообщает г-н Мусатаев.


Более того, “сотрудники органов финансовой полиции могут быть прикомандированы к госорганам с оставлением в кадрах… Прежде подобное право имел только КНБ…” – продолжает автор. В общем-то, все понятно – новое агентство превращается в еще одно ведомство “людей с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками”.


С учетом того, что коррупция в Казахстане давно приобрела масштабы общенационального бедствия, вполне реально угрожающего национальной же безопасности, сия пертурбация былой АФП вполне и логически объяснима. Непонятно только, о каких таких “финполовских” учебных заведениях толкует постановление правительства, чьи “студиозусы” становятся на специальный учет уже в 16 лет? Неужели у наших финансовых полисменов появились уже своеобразные суворовские школы (точнее, “калмуразаевские”), воспитывающие непримиримых и неподкупных борцов с коррупцией с младых, что называется, ногтей? Хотя, если вспомнить “совковые” еще легенды о том, что великий и ужасный КГБ наблюдал за своими будущими сотрудниками чуть ли еще не в детских садах, то все может быть…


Однако, почему-то в полномочия аттестационных комиссий, долженствующих объективно оценивать соответствие сотрудников финпола занимаемой должности, не входит формулировка “достоин повышения” – иронизирует автор, видя в этом удобную лазейку для карьерного роста “блатных” специалистов и любимчиков высочайшего начальства…


Особая изюминка, по мнению г-на Мусатаева, заключается в том, что на сию должность главного борца с коррупцией назначен не кто иной, как Сарыбай Калмурзаев. Ведь именно он “долгое время возглавлял приватизацию и разгосударствление общенародной собственности… Вряд ли еще один человек в Казахстане знает столько о “прихватизации”, сколько новый руководитель финансовой полиции”.


По мнению г-на Мусатаева, суть несомненно важной роли г-на Калмурзаева на будущее предугадать несложно. Мол, по наблюдениям одной части общества, каждый раз новоявленные оппозиционеры усилиями финансовых полисменов быстро превращаются в коррумпированных до корней волос и ногтей ног личностей. По мнению другой же части, все происходит с точностью до наоборот – коррупционеры, едва для них начинает пахнуть жареным, быстренько превращаются в оппозиционеров.


Ваш обозреватель не станет гадать, что было раньше – курица или яйцо? По его скромному разумению, назначение былого главного “прихватизатора” страны – ясный и точный сигнал отечественному крупному бизнесу: не рыпайтесь, мырзалар, и не лезьте в политику! Тише, мол, мыши, все знающий про вас кот – на крыше…


Как известно, любая политическая деятельность без денег обречена на верную гибель. А потому те же большевики не гнушались брать деньги от своего классового врага Саввы Морозова, от немецкого кайзера Вильгельма или тривиально грабить банки. А национал-патриот Савинков – вести борьбу против оных же большевиков на деньги западных разведок.


Назначение Калмурзаева на эту стратегическую должность означает “половинное” воплощение в реальность знаменитых слов Назарбаева отечественным бизнесменам и чиновникам: “Я любого из вас смогу отвести за руку в суд!” А потому, вполне возможно, что таким образом перекроются каналы финансовой подпитки оппозиции: не секрет, что наши битые жизнью бизнесмены по древней привычке “деловаров” всех времен и народов одной рукой жертвуют “Отану”, другой – ДВК, чтобы выжить при любом раскладе. А такая финансовая дистрофия для любых политических организаций и деятелей, особенно – накануне парламентских и президентских выборов – смерти подобно!


Ну и кроме того, военизация АФП и усиление его политической роли введением г-на Калмурзаева в состав правительства является классическим примером системы сдержек и противовесов: в судьбоносный для Нурсултана Назарбаева период парламентских и президентских выборов всемогущий КНБ получает серьезного конкурента, а потому значительная часть энергии и интеллекта “комитетчиков” будет отвлечена на нейтрализацию “агентников”…


Вот только кто из этой весьма несладкой парочки – “мушкетеры короля”, а кто – “гвардейцы кардинала”?


И еще об “А-Т”. Если газета “Соз” начала было публикацию дневников Галымжана Жакиянова (правда, на этой неделе их продолжения на ее страницах не появилось), то “Ассанди” публикует главы из новой книги знаменитого и таинственного Сагындыка Мендыбаева “Капли на раскаленных камнях-2”. Сего г-на, как известно, многие аффилируют Акежану Кажегельдину. По крайней мере, его творения регулярно (как и на сей раз) появляются на “кажегельдинском” сайте “Евразия”, с которым руководство ДВК было в свое время на ножах из-за публикации неких мемуаров Мухтара Аблязова.


Неужто дошло наконец, что гуртом и батьку бить сподручней?


Внештатные финполисмены сообщают…


Кстати, об экономических преступлениях. Сегодняшнее казахстанское приложение “Известий” в статье “Офшорная фортуна” с красноречивым подзаголовком “Казахстанский цемент пока работает на благосостояние Малайзии и Виргинских островов” рассказывает криминальную историю взлета некой “Карагандинской цементной компании”. А точнее, некого алматинского ТОО “Фортуна”, учредителем которого выступила еще одна, другая, компания, зарегистрированная на …Британских Виргинских островах.


Так вот, сия “Фортуна”, пишет автор статьи с громкой в Казахстане фамилией Каппарова, а по имени Салтанат, “стала…владельцем крупного цементного бизнеса в Казахстане, при этом не вложив в него каких-либо существенных затрат, кроме времени, потраченного на придумывание схем”.


По-видимому, у казахстанского приложения “Известий” появился свой “Бендицкий в юбке”. Жаль, если г-жа Каппарова в роли расследователя экономического криминала окажется всего лишь “калифом на час”. Тогда ее “фортуновская” статья о цементе только подтвердит горький вывод о том, что такие разоблачительные материалы в Казахстане появляются только с подачи заказчиков-конкурентов…


А “акжолская” “Эпоха” вообще публикует целое исследование печально знаменитого Национального фонда (скандальное сообщение тогда еще премьера Тасмагамбетова о “заныченном” миллиарде) общественным фондом “Транспаренси-Казахстан” (“Голландская болезнь” олигархии, или Загадки и тайны Национального фонда”). Журналист Елена Брусиловская, основываясь на его результатах, предостерегает: “…как бы не получилось, как в том анекдоте, когда бабушка умерла, вспороли мешок, и оттуда вывалились никому не нужные деньги”. Эх, г-жа Брусиловская, никому не нужных денег не бывает по определению. Если деньги где-то “нычат”, значит, все-таки кому-то это очень даже нужно…


Не мажилисмены мы, но и не плотники!


Традиционная редакционная колонка “Деловой недели” “Editorials” посвящена проекту нового Трудового кодекса, обсуждение которого наконец-то началось в министерстве труда и социальной защиты. “Среди специалистов по отечественному и чужому законодательству бытует мнение, что мы живем в стране непуганых работодателей”, — с прискорбием отмечает безымянный автор (авторы?) статьи “Кодекс на троих”.


Новый проект вроде бы посильно приближен к мировым стандартам, его некоторые пункты направлены на защиту интересов наемных работников. С другой стороны, сами работодатели жалуются на то, что существующее трудовое законодательство не защищает и их интересы. А социальную, мол, часть государство вообще так и норовит скинуть на их не очень-то и могучие плечи. И самое главное, по мнению “ДН”, упущение заключается в том, что наш парламент и Минсоц не проработали и не создали эффективные механизмы защиты простыми работягами своих интересов. А отечественные профсоюзы, мол, сегодня являются лишь жалкой пародией всемогущих британских тред-юнионов. В общем, верные наблюдения и действительно благие пожелания нашего коллеги (коллег?) из “ДН”. Кои, скорее всего, с учетом национальных особенностей нашего чиновничества и парламента, таковыми и останутся – прошли советско-горбачевские времена, когда власти прислушивались к мнению газет…


Кстати, о депутатах, только не парламентских, а Алматинского городского маслихата. Здесь на днях появились сразу две фракции, точнее – группы, сообщает пятничная “Экспресс К”. Вначале между собой объединились депутаты от Гражданской партии, а потом – “Отана” (о партийной принадлежности остальных членов маслихата “Э-К” не сообщает. Впрочем, они, наверняка, — сплошь потенциальные “асаровцы”, поскольку оппозиция по известным причинам сюда и в другие местные органы представительной власти не вошли. – Обозреватель.).


В интервью под заголовком “Решения партии – в жизнь!” журналисту Анне Павловой депутат-“гражданец” Сергей Бояркин расписывает все преимущества такой групповой работы. Мол, группа от ГП насчитывает 10 человек, а “отановская” – 13. И если они в случае чего объединятся, то большинство голосов будет именно за “отано-гражданцами”. Правда, г-н Бояркин тут же делает весьма примечательную оговорку: “не думаю, что городской маслихат будет противостоять акимату”, хотя и не исключает возможность того, что “часть решений, которые мы примем, не будет устраивать исполнительную власть”.


Кстати, об “Отане”. Содержание политического раздела сегодняшнего выпуска издания этой партии – газеты “Страна и мир” – как обычно, интереса не вызывают. Сплошь славословия и здравицы в адрес верного курса, выбранного партийными лидерами (точнее, лидером”). Остаток, точнее, львиная доля этого раздела, посвящен забугорной политической ситуации.


Видимо, ваш обозреватель никогда не дождется интересной и высокоинтеллектуальной полемики “отановских” журналистов с конкурирующими изданиями. Максимум, на что, видимо, они способны, так это на шедевры типа “Дочь классика”, выдержанные в педагогическо-нотационном тоне…


Об остальных пятничных газетах ваш обозреватель может повторить свой парафраз знаменитого высказывания панфиловца Клочкова: “Велик газетный рынок, а читать – нечего!”