Ассалому алейкум! Мир Вашему дому! – Именно с этими приветственными словами, как подобает таджику, хочу обратиться к участникам и читателям форума ferghana.ru и читателям газеты “Азия Плюс”. Надеюсь, уважаемая газета перепечатает и мой отклик на призыв обсудить “Проблемы отношений России и Таджикистана”, само собой предполагая, что моё мнение, возможно, не совпадает с мнением и взглядами всех или части сотрудников уважаемой редакции газеты.
Не стану пытаться “по стилю” определять авторов первых материалов, которые я прочитал, и не буду оценивать “вес и стоимость” высказанных ими мыслей. Тем более, что сам я подписываюсь псевдонимом и никак не претендую на истину в последней инстанции. Наверняка в чем-то я могу оказаться не прав, да простят и не хулят меня за это читатели. Я искренен в изложении своих взглядов и желаю, чтобы прочитавшие эти рассуждения люди не пожалели времени, потраченного на это. Итак, позволю себе начать со следующего:
Отношение России к… России
О том, что такая Великая страна, как Россия, вела все годы после распада СССР политику, далеко не устраивающую новые независимые государства, всем ясно. Более того, эта политика была временами не только вопреки интересам самой России, но и направлена против ее интересов. Примеров тому много, приведу один лишь, актуальный и сегодня: вопрос о гражданстве России. По существу и вопроса-то нет: Россия, как правопреемник СССР, обязана в любое время, любому гражданину бывшего СССР без каких-либо условий и ограничений предоставлять российское гражданство. Исключение могут составить только те бывшие граждане СССР, которые к моменту обращения за российским гражданством судом признаны совершившими те или иные правонарушения, направленные против интересов России. И все! Вопрос снимается. Вернее, многие вопросы: экономической миграции, в том числе обсуждаемого соглашения между Таджикистаном и Россией, мздоимства на этой почве российской милиции и работников российских посольств и консульств, расходов на депортацию и т.д. Надо ли доказывать, что противники такого простого решения и есть лица, сознательно или несознательно действующие против интересов России, в том числе его отношений с другими странами – бывшими советскими республиками? Никто, даже глубокоуважаемый мною президент В.В.Путин, не имеет права за меня решать, когда мне, бывшему гражданину СССР, захотеть стать гражданином государства – правопреемника незаконно отобранной у меня Родины. Намерена ли Россия хотя бы впредь по этому вопросу придерживаться норм международного права? Засим перехожу к изложению своих мыслей об отношении России …
… к Таджикистану
Разделившие страну и приступившие к присвоению ее богатств властвующие лица, только через призму возможности личного обогащения или создания условий, внутренне и внешне благоприятствующих этому, строили отношения с ближайшими, теперь уже не союзными республиками, а независимыми государствами, в том числе с Таджикистаном. И если учесть, что до прихода к власти в России президента В.В.Путина вся российская политика была не только “не последовательной и не эффективной”, но временами и пьяной, можно представить себе, чего это стоило народам этих стран, тому же таджикскому народу. Поверьте уж человеку, который сам имел честь непосредственно наблюдать за “гастрономическими пристрастиями” российского президента Б.Н.Ельцина и знающему не понаслышке, насколько адекватно его поведение после определенных доз горячительного.
Утверждения наподобие того, что “вся деятельность представленных 201–й дивизией российских военных и пограничников на территории дружественного государства направлена на оказание помощи в сохранении суверенитета и защиты интересов Таджикистана”, не более чем блеф. Они нужны были и долго еще нужны будут России именно здесь главным образом потому, что Россия пока не в состоянии обезопасить СЕБЯ иначе, так как она не может позволить себе дорогостоящую роскошь оборудовать российско-казахстанскую границу. Умно же при этом часть расходов на содержание российских военных и пограничников возложить на Таджикистан, а значит и на меня, на таджикского налогоплательщика! Отсюда мы переходим..
…К “природе” вопроса
Ни первый избранный Верховным Советом республики президент К.Махкамов и ни первый всенародно избранный президент Республики Таджикистан Р.Набиев, после свалившейся как ранней осенью снег на голову независимости, не могли найти средств на содержание 201 МСД ВС СССР. Дивизия осталась бесхозной, более того, много вооружения, в том числе боевые самолеты, под предлогом опасности его захвата поднявшими голову “религиозными радикалами” были вывезены и до сих пор не возвращены в страну, точнее, стране, т.е. Таджикистану. (О том, почему словосочетание “религиозные радикалы” мною взято в кавычки, напишу далее.) Поскольку республика, находящаяся на самом беспокойном участке внешних границ СНГ, была слаба дальше некуда, не стоило трудов диктовать этой стране всё, в том числе определять, кому быть у власти. Неправильно, на мой взгляд, утверждение о том, что в отношениях между государствами бывают “перекос или действия по формуле “мои интересы важнее и значимее”. А есть СПОСОБЫ достижения СВОИХ целей, умно и изощренно или глупо и топорно избранные, это и есть политика. И если “В России постепенно проходят времена, когда этой сферой, помимо главы государства и МИДа, занимались все кому не лень – от силовых структур и Росвооружения до отдельных крупных коммерческих структур.” (И.Борисов), то в Таджикистане с конца 1992 года и до сих пор всю политику определяет господин Э.Ш.Рахмонов, приглянувшийся России и Узбекистану двенадцать лет назад как “скромный и без лишних амбиций” депутат с двухнедельным стажем председательствования в небольшой Кулябской области Таджикистана. Именно в конце 1992 года впервые, незаконно отстранив избранного волеизъявлением таджикского народа президента Р.Набиева от власти и отменив институт президентства, депутата Э.Рахмонова “на время” сделали председателем Верховного Совета Таджикистана, т.е. “главой” Республики Таджикистан. Переходим к теме….
О партнере России, ею же “избранном”
Объективности ради хочу сказать, что я мало встречал людей, кто сомневается в личных, человеческих качествах Эмомали Рахмонова. Более того, близко знающие его люди говорят о таких его качествах, как сохранившаяся врожденная искренность. И это при том, что он более 12 лет руководит Таджикистаном, который Россия и Узбекистан в 1992 году вверили ему вместе с разгоравшейся гражданской войной. Он устраивал Россию, да и многих из нас, самих таджиков, но не большинства граждан страны. Несмотря на это, “пьяная” в 1994 году и уже трезвая в 2001 году Россия не преминула еще дважды отобрать право голоса у абсолютного большинства граждан Таджикистана, помогая Э.Ш.Рахмонову “избираться” главой государства. Таким способом Россия, в лучших традициях прикрывающегося лозунгами демократии капитализма, продолжала обеспечение собственных ИНТЕРЕСОВ в Таджикистане, а остальные доводы как были сказками, так и остаются ими. России же, или любой другой самой демократичной или братской, далекой или близкой стране, до интересов таджикского, как и до любого другого народа, как до фени. И дело не в том, что Таджикистану не повезло с стратегическими или историческими партнерами и соседями, а в природе мироустройства, ставшего и для нас однозначно таковой после развала СССР. Не надо забывать, что между Россией и Таджикистаном есть….
Третья составляющая двухсторонних отношений
Страны – соседи Таджикистана, тот же Узбекистан, кровно заинтересованы в определенной ситуации в Таджикистане, нейтрализующей исходящие в силу объективных причин именно из Таджикистана или преимущественно через Таджикистан внешних и внутренних угроз. Попытки России через эту ситуацию повлиять на Узбекистан и сделать эту страну такой же управляемой, как Таджикистан, привели к тому, что таджикское руководство не смогло одинаково соблюсти баланс интересов России и Узбекистана в Таджикистане. Отсюда и скачки в барометре отношений между Таджикистаном и Узбекистаном. Много шума мы слышали и слышим по поводу отъезда русскоязычных из Таджикистана, но мало кто обращает внимание на то, что количество узбеков, по официальным данным проведенной переписи (2000 г.) населения, в Таджикистане за последние десять лет уменьшилось в полтора раза и не дотягивает и до миллиона человек (936,7 тысяч). Раньше узбеков у нас было почти 1,5 миллиона граждан.
Небезынтересная деталь: прямые вторжения на территорию Узбекистана из Таджикистана вооруженной “узбекской исламской оппозиции” начались после августа 1997 года, когда власти Таджикистана при содействии 201 МСД России практически завершили процесс изгнания из страны наиболее крупных и влиятельных сторонников светского развития таджикского общества, не согласных с политикой руководства Таджикистана. Этому предшествовало завершение “межтаджикских” переговоров и подписание в Москве Соглашения о примирении в Таджикистане. Оцениваемый как “уникальный по своей сути опыт разрешения гражданского противостояния” процесс переговоров и достигнутый результат, были не чем иным, как …
Таджикский позор на века
Я не припомню такого случая в истории, когда один и тот же народ так поссорился между собой, что в течение многих лет вел между собой переговоры в разных чужих странах и городах (Тегеран, Алма-Аты, Бишкек, Ашгабад, Москва..), при чужом посредничестве, под чужим диктатом и при этом гордился бы таким “завидным опытом”. Воистину только пожелавший поиздеваться над нашим народом человек придумал этому позору название “межтаджикских переговоров”! Еще более обидно не то, что даже состав переговорщиков не был однородно таджикским, а то, что эти переговорщики, не представляя интересов большинства таджикского народа, за спиной этого народа определялись согласиться и насколько с тем, что им позволялось другими странами, в первую очередь Россией. Переговоры эти были вынужденные и, прекратившись, вновь возобновлялись после того, как ОТО наносила очередной ощутимый удар по российским пограничникам, охранявшим на таджикско-афганской границе, как мы уже знаем, Россию. Восхваляемый результат этих переговоров лишь только закрепил российскую установку в Таджикистане – сохранение у власти собственного ставленника, лояльного и испытанного, с “разбавлением” частью оппозиции. И это при том, что за бортом этого процесса и соответственно власти во всех ее ветвях и по всей ее вертикали и горизонтали оставляли региональное и социально – политическое большинство, ориентировавшееся на светское и демократическое развитие Таджикистана и ратовавшее за тесные отношения в первую очередь с Россией и Узбекистаном. И все потому, что к этому времени Россию в Таджикистане якобы “достали”….
“Религиозные радикалы”
Родившееся в недрах таджикского КГБ оперативное название “вовчик” означал “ваххабит”, и по этому подобию появившихся позднее противников ваххабитов из числа уроженцев Кулябской области уже начали называть “юрчиками”. Не имевшие по стране, за исключением части Каратегинской зоны, сколько нибудь влияния и практически без какой-либо социальной базы, кучка ваххабитов, благодаря своей организованности и тому, что с ними в альянс вступили так называемые демократы, подвергли страну в пучину гражданской войны. Неправильные действия президента К.Махкамова привели к тому, что самый ярый противник ваххабизма казикалон Акбар Каххаров (Тураджонзода) вынужден был примкнуть к оппозиции властям. Находившиеся у власти К.Махкамов и затем всенародно избранный президент Р.Набиев перед угрозой вооруженной не без помощи извне оппозицией попытались объединить противодействовавших этому регионы – Ленинабадскую и Кулябскую области, вместе составляющие абсолютное большинство населения, территории и всего потенциала страны. Началась ожесточенная борьба за и против законно избранной власти. И немаловажную роль в исходе этой борьбы сыграла 201-я уже российская МСД.
Вначале, находясь в 27 метрах от президента Р.Набиева, командир российского подразделения вместе со своими офицерами и солдатами не противодействовали кучке “оппозиционеров”, под дулом автомата заставлявших в Душанбинском аэропорту президента страны подписать заявление о “добровольной” отставке. Затем, прибывший по поручению российского руководства разобраться на месте генерал В. так и уехал из Душанбе, не встретившись с президентом, но встретившись с главами оппозиции, и с увесистым чемоданом. А термин “религиозные радикалы” в данном контексте притом, что “идеология” в этой борьбе была только ширмой. Суть борьбы состояла в стремлении каждой из сторон сохранить или захватить власть, позволявшую распределять и присвоить народную собственность. Иначе, чем можно объяснить “процентное” (30% ОТО и 70% Э.Рахмонов) разделение должностей аж Московским Соглашением? Не об этом ли свидетельствует и то, что на неизвестно где, когда и как заработанные деньги эти “процентщики” быстро стали владельцами хлопкозаводов, детских миров, гостиниц и т.д.? И практически замолкали, если не утруждались сочинять оды Рахмонову.
Религиозные радикалы начали появляться позже, как результат непринятия населением политики узкорегиональной верхушки, правящей страной почти все годы “независимости” при поддержке России. В последние годы “Хизб-ут-Тахрир” повсеместно заполняет вакуум, образованный правительством Таджикистана при помощи или молчаливом согласии России изгнанием из страны национальных и региональных лидеров – сторонников светского и демократического развития Республики Таджикистан. Россия никогда не видела необходимости в сильной и самостоятельной власти в Душанбе.
Россию и сейчас устраивала бы шаткость позиций центральной власти в Таджикистане, остающейся властью меньшинства над большинством и потому зависимой от нее. Но тут, после 11 сентября 2001 года, на “помощь” команде Э.Рахмонова пришли…..
Американцы
Ничем не лучше русских, американцы также стремятся достичь своих целей, среди которых только на словах есть “демократизация”. Им тоже все равно, кто у власти, легитимна и законна эта власть или нет, насколько она заботится о своем народе и т.д. Опять-таки есть только ИНТЕРЕСЫ. По данным российского генерала Л.Ивашова, годовой доход наркотрафика, проходящего через Таджикистан, составляет 100 млрд. долларов США. Американцы помогают таджикским пограничникам техническим обеспечением южных границ, строят мост на реке Пяндж и т.д. В общем, закрепляются. При этом неизвестно ни одного случая, когда афганский опий, проходя через Таджикистан, достигал бы США. Зато в Россию и оттуда в страны Евросоюза попадают. Почему за это должна болеть голова у США? Ну а руководству Таджикистана, приобретшему нового “стратегического” партнера, теперь сам бог велел взять под свой контроль собственную границу с таким доходным трафиком. А 201-я МСД пока может остаться, ее самолеты составляют неотъемлемую и самую безопасную, по сообщениям российских СМИ, часть канала доставки афганских наркотиков в пункты распределения в России.
Америка, как богатая страна, не мелочится, и потому, при необходимости, американский посол в Таджикистане может позволить себе, как это случилось недавно, прямо и открыто обвинять, например, Душанбинскую мэрию в коррумпированности. А россияне? Случайно или не случайно проговорившись на официальной пресс-конференции в Москве о том, что за задержанной крупной партией наркотиков стоит криминальная группа, возглавляемая высокопоставленным должностным лицом “из одной из стран СНГ”, Россия до сих пор не посмела огласить имя этого деятеля. Хотя после этого прошло почти два года, и российская пресса неоднократно указывала на Душанбе. Как все это сказывается на отношении простых таджиков соответственно к американцам и россиянам? Что будет, когда масса апатии перейдет допустимый предел?
Случись что, американцы будут и дальше сотрудничать с таджикскими властями, как с Парвез Мушаррафом, незаконно пришедшим к власти, как с Воиславом Каштуницей или Михаилом Саакашвили и другими. Хотя “лицо” каждой власти, законной и незаконной, определяют…
Кадры
В традициях таджикской публицистики, прежде чем хоть мало-мальски критиковать президента страны, необходимо сначала похвалить его. Раздумывая о кадровой политике и окружении президента Таджикистана Э.Рахмонова, я тоже нашел положительный момент. К примеру, хорошим кадром является Матлубхон Давлатов, который еще во времена СССР преподавал многим известным ныне как народные демократы, социалисты, социал-демократы, коммунисты и прочим лидерам, в Таджикском Государственном Университете им.В.И.Ленина и Университете марксизма – ленинизма при ЦК Компартии Таджикистана. Вместе с Э.Рахмоновым он начал свою деятельность в правительстве Таджикистана в конце 1992 года министром Госкомимущества, а с недавних пор он возглавляет комитет РТ по государственному финансовому контролю. Правда, и это не должно восприниматься как нечто отрицательное, он приходится родным дядей Э.Рахмонову. Народ был бы очень доволен, если бы у президента было очень много таких умных, квалифицированных как специалист, родственников и да пусть они, пользуясь его доверием, возглавляли бы все министерства и крупные компании и помогали бы ему поднять экономику страны с колен. Но это далеко не так, хотя практически все более или менее значимые должности занимают родственники и земляки президента. На это есть намек в уже опубликованном в рамках настоящей дискуссии материале с российской стороны. Может возникнуть вопрос: Какое это имеет отношение к обсуждаемой проблеме? Прямое, поскольку Россия очень долгое время имела безграничное влияние на решение вопросов власти в Таджикистане и, более того, пользовалась этим влиянием. Россия могла, хотя бы в рамках того самого позорного Московского соглашения о перемирии в Таджикистане, заставить Душанбе интегрировать в общественно–политическую жизнь страны так называемую “третью сторону”, лидеров регионального и социально-политического большинства и их сторонников. Почему я считаю, что именно таким путем к разрешению проблем отношений России и Таджикистана можно найти достойный ….
…выход?
Интегрирование в общественно-политическую жизнь Таджикистана всего имеющегося спектра политических сил, без ограничения прав граждан по политическим, местническим и иным мотивам, обеспечение условий для проведения свободных и демократических выборов и проведение таких выборов и есть единственный путь к созданию устойчивого гражданского общества в стране. Только при наличии гражданского общества Таджикистан может избежать зигзагов в своих отношениях с другими странами. Россия при нынешней ее власти может и, скорее всего, готова содействовать этому. Окрепшая экономически, добившаяся общественно-политической стабильности Россия с ее теперь уже незыблемыми демократическими институтами власти может принципиально добиваться именно таких преобразований в Таджикистане. Это в интересах России. И это совпадает с интересами таджикского народа. Это также в интересах президента Э.Ш.Рахмонова, если он не хочет вслед за небезызвестным В.С.Черномырдиным повторить когда-то сказанные им слова, но уже на таджикский лад: …Хотели как лучше, а получилось…
Сегодня России как никогда необходима сильная и самостоятельная власть в Душанбе. Теперь это в интересах России. Теперь интересы России совпадают с интересами таджикского народа. Но способна ли Россия, вопреки сохраняющему сопротивлению внутри ее самой, отстаивать именно эту цель?