Журналисты в Берлине не смогли задать вопросы президенту Назарбаеву
Программа визита президента Казахстана включала открытие казахстанского павильона на традиционной торгово-промышленной ярмарке в Ганновере и переговоры в Берлине. В столице канцлер Германии и президент Казахстана выступили перед журналистами, хотя эта пресс-конференция получилась своеобразной – журналистам не позволили задать ни одного вопроса, отмечает “Немецкая волна”.
На пресс-конференции, которая продлилась всего восемь минут, Шрёдер назвал Назарбаева “хорошим другом Германии” и особо отметил поступательное развитие двусторонних хозяйственных связей: “Экономические отношения за последние пять лет развивались весьма динамично. За это время торговый оборот между нашими странами удвоился. Это показывает, насколько важен Казахстан для Германии в качестве торгового партнера”.
Канцлер назвал в качестве основных областей сотрудничество в нефтегазовом секторе, разработку минеральных ресурсов, сферы телекоммуникации и информатики. Также, по его словам, Германия готова поделиться и передовыми технологиями. Лаконичным был на пресс-конференции и президент Назарбаев. Он напомнил о недавнем визите Шрёдера в Казахстан и отметил:
— Это был первый визит канцлера Германии в нашу страну, за которым через 4 месяца последовал мой рабочий визит сюда. Это говорит о динамике наших отношений и о заинтересованности наших стран в развитии сотрудничества.
При двух миллиардах евро ежегодного товарооборота Германия стала главным партнером Казахстана в Европе. Следующая цель Назарбаева: “Мы ставим задачу за три года удвоить этот объем. И мы, я думаю, ее выполним. Но для этого необходима хорошая динамика встреч на высшем уровне”.
Нурсултан Назарбаев выразил надежду, что немецкий канцлер скоро опять пожалует в Казахстан. Вопросы журналистов двум лидерам допущены не были. Шрёдер объяснил это так: “Господин президент должен лететь дальше в Москву, и я не хочу отпускать его в Москву голодным”.
Внешне визит Назарбаева, полагает корреспондент “Немецкой волны”, прошел безоблачно – ни разу не прозвучали ни упреки в коррупции, не было ни пикетов правозащитников, ни громких протестов общественности. Однако вопросы остались. Например, какие цели ставил перед собой этот визит, помимо перечисленных в официальной программе? Руководитель немецкого Общества содействия развитию демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш отметил, что в последнее время в немецкой прессе появились публикации, критически освещающие положение с правами человека и коррупцией в Казахстане:
— В целом можно сказать, что Назарбаев, который давно уже не может въехать в США без страха подвергнуться там аресту, крайне заинтересован в улучшении отношений с европейскими странами. А демонстрируя равноправное общение с политическими деятелями Европы, Назарбаев подает себя на родине в качестве авторитетного на международной арене и уверенного в себе лидера.
Позицию властей Германии в отношении темы прав человека Лаубш обяснил так:
— К сожалению, со стороны официальных инстанций ФРГ я не слышу заявлений о неблагоприятной ситуации с правами человека, со свободой прессы в Казахстане. Подчёркиваю – к сожалению. Зато председатель германо-казахстанского общества в Берлине, заместитель председателя фракции СДПГ в бундестаге Гернот Эрлер выразился весьма недвусмысленно, заявив: экономические связи с Казахстаном для нас очень важны, но мы не теряем из вида вопросы прав человека и свободы прессы. Однако в целом, на мой взгляд, этим важнейшим аспектам отношений уделяется недостаточно внимания в ФРГ. Если посмотреть, например, на Францию или Великобританию, то эти страны, не упуская экономических выгод, четко выражают свое критическое мнение в адрес правящего в стране авторитарного режима. Франция и Великобритания увязывают экономическое сотрудничество с развитием демократии в республике по принципу “рост благосостояния народа неизбежно приведет к требованию больших политических свобод”. К сожалению, этот принцип невозможно распространить на другие государства Центральной Азии, поскольку объём экономического сотрудничества с ними ничтожен.
Также он добавил:
— Нельзя недооценивать важнейшее геостратегическое положение Казахстана. Полагаю, что и немецкая политика учитывает этот фактор и готова мириться с недостаточным уровнем развития демократии в республике в обмен на ту несомненную стабилизирующую роль, которую играет в регионе эта страна. Поэтому зачастую в ФРГ отказываются критиковать режим Назарбаева. Эта так называемая “реальная политика” в отношении Казахстана играет в настоящий момент большую роль, нежели активное содействие развитию демократических процессов в республике.
Между тем журналисты немецких изданий, которым не дали возможности задать вопросы руководителю Казахстана, опубликовали несколько весьма критических статей. Так, еженедельник Welt am Sonntag посвятил визиту публикацию под заголовком “Президент со швейцарскими счетами”. Вот о чем пишет издание.
Трудно представить себе больший контраст, пишет автор публикации. “В новой гигантской казахской столице Астане сияющие новостройки вырастают одна за другой, казино здесь располагаются почти на каждом углу. Но в заброшенных промышленных городах, прежде всего, на севере страны, разрушаются фабричные здания, пустуют сотни домов. Это 2 крайности указывают на контрасты в развитии Казахстана. С одной стороны, там в конце 90-х годов открыто крупнейшее нефтяное месторождение за пределами Саудовской Аравии, примерно через 10 лет страна войдет в пятерку крупнейших экспортеров нефти в мире. С другой стороны, она пострадала в результате развала Советского Союза, как минимум полтора миллиона жителей из ее прежнего населения в 16 млн. человек покинули страну – в первую очередь, это граждане немецкого и русского происхождения. Бедствующая промышленность разваливается, 30 процентов населения живут в абсолютной бедности”.
Вот как оценивает Welt am Sonntag характер визита: “То, что Назарбаев был приглашен совершить только рабочий, но не государственный визит, указывает на языке дипломатии, что имеет в виду немецкая сторона: Казахстан будет в ближайшие годы расходовать многомиллиардные нефтяные доходы, и немецкая экономика должна извлечь из этого выгоду. Но Назарбаев не является таким гостем, которому здесь хотели бы оказывать государственные почести. Все это потому, что стиль его поведения слишком далек от стиля просвещенного демократичного политика, скорее напоминая поведение древневосточного эмира”.
Издание напоминает, что о важности двусторонних торговых связей свидетельствует и первый в истории визит федерального канцлера в Казахстан. В декабре Шрёдер в сопровождении более десятка представителей бизнеса побывал в Астане, где присутствовал при подписании контрактов с немецкими фирмами на общую сумму в 550 млн. евро. И вместе с Назарбаевым он поставил цель удвоить объем торговли между двумя странами в ближайшие 3 года. Уже сегодня Германия – это третий по величине торговый партнер центральноазиатской страны, причем у Германии сохраняется отрицательное торговое сальдо. Пять процентов нефти Германия получила в 2003 г. из прикаспийской страны, и Казахстан является вместе с тем шестым по величине поставщиком сырой нефти. Эта тенденция нарастает.
Однако, несмотря на все экономические возможности, которые открываются в Казахстане, нельзя игнорировать все большее число доказательств того, что значительная часть казахских нефтяных доходов непосредственно исчезает в карманах коррумпированных чиновников. Средства массовой информации окрестили этот разрастающийся коррупционный скандал «Казахгейтом». Впрочем, его инициатором стало само казахское правительство, когда оно в 90-ые годы попыталось обвинить в коррумпированности бывшего премьер-министра, который перешел на сторону оппозиции. Тогда стали известны подробности о счетах в Швейцарии на миллиард долларов. После того, как швейцарская прокуратура арестовала счета, казахское правительство вынуждено было наконец признать, что он существует на самом деле. При этом глава центрального банка поспешил уточнить, что деньги были предназначены для стабилизации казахской валюты. И так как к этому моменту со счетов уже было снято более 200 млн. долларов, последовали утверждения, что правительство использовало эти деньги для выплаты задерживаемых государственных пенсий.
Тем не менее обвинение, выдвинутое против бывшего консультанта Джеймса Гиффена в марте прошедшего года в США стало самым чувствительным ударом для правительства Назарбаева. Гиффена обвиняют в передаче взяток и роскошных подарков на сумму 78 млн. долларов от нескольких нефтяных компаний США двум казахским чиновникам.
А вот как оценивает издание политические перспективы нашей страны: “Последние события в политическом развитии Казахстана показывают, что Назарбаев, кажется, считает страну частным владением собственной семьи… Президент уже даже не оспаривает возможность того, что дочь Дарига станет его наследницей. В начале года она основала партию “Асар”, и практически сразу 11 депутатов и сенаторов вступили во фракцию ее партии. Кроме того, она контролирует проправительственную частную телекомпанию страны, а также холдинг значительной части печатных средств массовой информации. Первоначально она хотела быть оперной певицей, однако, подчинилась воле отца и предпочла журналистскую карьеру. Дочь Назарбаева – доктор политологии, она руководит крупнейшим политологическим институтом в Казахстане. До начала политической карьеры, она исполняла песни в жанре шансон из репертуара Мирей Матье и Наны Мускури, которыми ее телекомпания заполняла паузы в эфире. 3 года назад ее супруг Рахат Алиев был заместителем председателя тайной полиции. Позже он впал в немилость и Назарбаев отправил его послом в Вену. Второй зять Назарбаева – самый влиятельный человек в одной из двух государственных нефтяных компаний. Весьма успешная семья”.
Кстати, среди публикаций германской прессы, посвященных декабрьскому визиту канцлера Шрёдера в Казахстан (см.: обзор от 8 декабря 2003 г.), в отличие от нынешнего визита, критических публикаций практически не было.
Расследование продолжается
Между тем новости о продолжающихся коррупционных расследованиях, связанных с нефтяными сделками 90-х гг., приходят и из-за океана. Информационное агентство Bloomberg напоминает о продолжающемся расследовании. Как сообщает агентство, новые обвинения в адрес высокопоставленных казахстанских чиновников выдвинуты в тот момент, когда американское правительство рассматривает Казахстан как новый крупный источник нефти в рамках политики, направленной на уменьшение зависимости от стран Ближнего Востока, проводящих враждебную политику или отличающихся политической нестабильностью.
«Мы надеемся, что ничто в разбирательстве, касающемся Джеймса Гиффена, не омрачит позитивные отношения между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами», — заявляет посольство Казахстана в Вашингтоне. Первый секретарь Роман Василенко добавляет: «В свете текущих мировых событий, это теперь представляется более важным, чем когда-либо, чтобы Республика Казахстан и Соединенные Штаты продолжали сотрудничество». Василенко отказался комментировать обвинения прокуратуры в отношении Гиффена.
Агентство напоминает некоторые подробности дела, о которых, впрочем, ранее уже было достаточно широко известно. В частности, сообщается, что взятки на общую сумму 78 млн. долларов переводились Гиффеном за содействие при заключении сделок по крупным нефтяным соглашениям, в том числе касающимся покупки акций месторождения Тенгиз корпорацией Mobil. Также Bloomberg отмечает, что не так давно Гиффен заявил, что координировал свои действия в Казахстане с представителями американских спецслужб и Белого дома. Адвокаты Гиффена прямо заявили: “он был там их глазами и ушами”, и поэтому они считают, что его действия нельзя считать подлежащими уголовному преследованию (подробнее об этом см.: обзор от 29 марта). В сообщении упоминается о судебном приговоре бывшего сотрудника Mobil Дж. Брайана Уильямса, признавшего себя виновным в уклонении от уплаты налогов. Между тем представители компании ExxonMobil по-прежнему заявляют, что им ничего не известно о сомнительных сделках.
Вот это дом!
Газета Times of India сообщает, что богатейший индиец на планете Лакшми Миттал купил самый дорогой особняк в фешенебельном районе Лондона стоимостью 70 млн. фунтов стерлингов, претендующий на попадание в книгу рекордов Гиннеса. Тем самым Миттал обошел основателя компании Microsoft Билла Гейтса, владельца поместья стоимостью 54 млн. фунтов на западном побережье США. Издание пишет, что это событие символизирует “победу стали над кремниевыми чипами”.
Газета подробно описывает новый дом, отмечая, что он вполне подходит и королям. В частности, в доме есть картинная галерея, бассейн, гараж на 20 автомобилей. Дом в 55 раз больше обычного жилища. В принципе, он вполне мог бы попасть в книгу Гиннеса. Но сам Миттал заявляет, что впечатляющие цифры не имеют для него никакого значения. Всего неделю назад, в редкой откровенной беседе, Миттал признался, что никогда не думал о том, чтобы попасть в список самых богатых людей. «Какое это имеет значение? Все эти рейтинги, цифры не имеют никакого значения«.
Начиная с 1980, продолжает он, «я никогда не чувствовал, что должен быть более богат. Надо достигнуть положения, когда ваша семья счастлива, у вас замечательный дом, у вас есть хороший автомобиль. После того, как все это достигнуто, деньги не приносят большого счастья». Между тем, напоминает газета, личное богатство Миттала оценивается в 3,5 млрд. долларов, а доходы его стальной империи, включающей предприятия в 15 странах мира, достигли 16 млрд. долларов.
Между тем Миттал все еще сохраняет индийский паспорт, хотя уже более 9 лет живет в Англии, тогда как его заводы размещены на четырех континентах, а сам он на частном самолете постоянно путешествует между Румынией, Казахстаном, Боснией, Китаем и другими местами. И еще один момент. Газета, отмечая расширяющееся влияние Миттала в Восточной и Центральной Европе, называет индийца “двигателем европейской интеграции”.
***
© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора

