Об аппетитах Пекина, сибирской язве и «Шизе»

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Локомотивом мирового экономического роста становится Китай


О роли Китая в росте мировой экономики пишут в последнее время многие издания. Ниже приведены выдержки из статей в британской газете Independent (перепечатанной изданием China Daily) и аналитического обозрения Economist Intelligence Unit. Судя по приводимым данным, именно на КНР все больше будет ориентироваться наша промышленность, и прежде всего сырьевые секторы — добыча углеводородов и металлургия. Аппетиты Поднебесной, как следует из их публикаций, можно считать неограниченными.


По официальным данным, на Китай приходится лишь менее 4 процентов мировой экономики, отмечает Independent. Тем не менее впечатляющие темпы роста промышленного производства, которые только в прошлом году достигли 16,3 процента, оказывают воздействие, которое ощущается во всем мире. В прошлом году доля Китая в глобальном потреблении нефти составила 7 процентов, стали — 27 процентов, угля — 31 процент и цемента — 40 процентов. И, судя по данным последних лет, это еще не предел.


В этих условиях многие занялись прогнозированием того, как бы сделать деньги на удовлетворении и растущего спроса Китая на древесину, железную руду, медь, зерно, воду, энергию, рыбу, мясо, автомобили и все остальное. Особый интерес представляют для Пекина энергетические ресурсы, жизненно важные для роста других отраслей промышленности.


За последние четыре года ситуация в Китае кардинально изменилась: вместо излишка энергетических ресурсов здесь наблюдается настолько серьезный дефицит, что даже в таких городах, как Шанхай, вынуждены были начать нормированную подачу электричества. Китай, еще десять лет назад самостоятельно обеспечивавший себя нефтью, теперь превратился во второго в мире импортера углеводородов, кроме того, страна ныне находится на пороге необходимости масштабных закупок импортного угля.


Китай намечает реализовать планы утроения имеющихся гидроэнергетических мощностей до 270 тыс. мегаватт в 2020 г.: в настоящее время осуществляется 28 масштабных гидроэнергетических проектов, которые присоединятся к 835 действующим крупным объектам. Многие находятся в центральных провинциях, где в последнее время регулярно происходят отключения электрической энергии.


При этом потребности роста Китая также создают условия для экономического подъема его соседей. Многие из них теперь осуществляют инвестиции в гигантские месторождения газа или протяженные нефтепроводы, чтобы удовлетворить спрос азиатского гиганта.


Москва скоро объявит решение о маршруте трубопровода, который позволит экспортировать до 20 миллионов тонн нефти ежегодно из Сибири в Китай. И даже большая часть нефтяного экспорта Анголы теперь поступает в Китай. Казахстан объявил о начале строительства в этом году нефтепровода протяженностью 3 тысячи километров от Каспийского моря к Китаю.


Все больше ориентируются на Китай и другие отрасли казахстанской промышленности. По мнению корреспондента Economist Intelligence Unit Джеймса Килнера, побывавшего в центре черной металлургии республики — городе Темиртау, китайский экономический бум стал «козырной картой, которая способствовала превращению металлургической индустрии во вторую по значимости отрасль Казахстана после нефтегазовой». Например, принадлежащий фирме LNM завод «Испат-Кармет» экспортирует 38 % производимой им стали в Китай. «Китай имеет критическое значение не только для нас, но и для всей сталелитейной промышленности», — говорит Навал Чоудхари, генеральный директор «Испата».


Но в то время как эффективность производства возрастает, налажены политические связи, остается проблема географического положения. «Испат-Кармет» весьма удален от своих потребительских рынков. Транспортировка стали в Китай обходится в 50 долларов за тонну, а в Иран, на которых приходится 18 процентов продаж «Испата», — 40 долларов за тонну. Но сокращение подобного рода затрат, а в конечном счет и рыночной стоимости стальной продукции, находится в руках казахского правительства, а не менеджеров «Испата».


Реальные проблемы могут начаться, если упадет спрос на металл в Китае. «Испат» прилагает все усилия для диверсификации клиентской базы и уже поставляет продукцию в 70 стран мира. Другие металлургические компании Казахстана пока не добились такой диверсификации. Остается только надеяться на понимание с их стороны того, что бум последних лет не будет продолжаться вечно, отметил в заключение своего репортажа Джеймс Килнер.


PetroKazakhstan также смотрит на китайский рынок


Доходы компании PetroKazakhstan, штаб-квартира которой находится в Калгари (Канада), выросли в первом квартале 2004 г. на 27,6 процента, сообщает газета Toronto Star. Прибыль за этот период составила 87,5 млн. долларов США, или 1,11 долл. на одну акцию (для сравнения, за аналогичный период прошлого года соответствующие цифры составляли 68,6 млн. доллара и 87 долл. на акцию). Объем продаж вырос с 248,9 млн. долларов до 321,5 млн. Между тем, растет и стоимость акций PetroKazakhstan на фондовой бирже в Торонто. Сейчас за одну акцию там дают уже 40 канадских долларов.


Канадская компания осуществляет добычу и переработку нефти в нескольких областях Казахстана. Как заявил на ежегодном собрании акционеров руководитель компании Бернар Изотье, особые надежды PetroKazakhstan связаны с введением в строй будущего нефтепровода в Китай и поставками нефти по железной дороге в Иран.


Агентство Moody’s выставляет позитивные оценки Казахстану


Рейтинговое агентство Moody’s опубликовало ежегодный доклад о состоянии экономики Казахстана, сообщает со ссылкой на Reuters деловой журнал Forbes. Республика удостоена достаточно высоких оценок со стороны экспертов. Так, рейтинг Казахстана по внешнему долгу определен как Baa3 (перспективы — стабильные). Главным образом на позитивные оценки повлияла положительная динамика развития нефтяного сектора, включая рост прямых иностранных инвестиций и увеличение мощности экспортных трубопроводов.


Автор доклада, аналитик Moody’s Джонатан Шиффер, назвал развитие казахской экономики «звездным», так как ВВП страны четвертый год подряд растет более чем на 9 процентов. Он отметил также уверенную финансовую и валютную политику правительства. При этом в докладе указаны и такие факторы, как высокие цены на нефть и рост экспорта, что помогло в обслуживании внешнего долга. Агентство позитивно оценило и роль Национального фонда, в который поступают избыточные нефтяные доходы и налоговые поступления для гарантирования устойчивости экономики в случае резкого снижения сырьевых цен. Составителя доклада не испугали и растущие показатели внешнего долга страны. Шиффер в этой связи отметил, что «суммы долга Казахстана обманчивы, поскольку значительная часть внешнего долга приходится на ссуды внешних компаний, работающих в энергетическом секторе». Между тем, добавляет он, «правительство имеет лишь небольшой долг, и у него очень немного оснований прибегать к заимствованиям в среднесрочной перспективе».


В докладе отмечается, что Казахстан поддерживает хорошие отношения с Соединенными Штатами и Европейским Союзом, которые готовы обеспечить гарантии внешнего финансирования в случае, если это потребуется. Правительство также сохраняет близкие связи с Россией, что гарантирует стабильность внешнеполитического курса. По прогнозам Moody’s, в 2004 г. дефицит государственного бюджета Казахстана будет умеренным. Среди задач, которые еще предстоит решить, эксперты называют борьбу с теневой экономикой, уменьшение налогообложения в отношении экспортеров, производителей и доходов физических лиц.


Верной дорогой идете, таджики


Посол Соединенных Штатов в Душанбе Ричард Хогланд дал интервью агентству IRIN, в котором отметил, что Таджикистан идет в правильном направлении, а политические и экономические реформы станут основой будущего развития страны. По мнению дипломата, эта республика после окончания гражданской войны добилась хороших результатов в сфере демократизации. Он отметил, что «здесь существует реальный диалог и политический плюрализм». Хогланд выразил надежду на то, что правительство Таджикистана продолжит следовать пути демократии и плюрализма и «не повторит тех ошибок, которые совершили в прошлом другие страны региона».


Американский посол отметил, что Таджикистан примерно на 10 лет отстал от других стран Центральной Азии. Однако, по его мнению, «это не обязательно плохо; это означает то, что есть возможность учиться на ошибках, которые другие страны региона совершили за это время».


На вопрос о том, как осуществляются реформы в республике, Хогланд отметил, что преобразования уже начались, и у правительства есть правильные намерения. В качестве примера он назвал закон по микрокредитованию, который крайне важен для создания малых и средних предприятий. Также дипломат отметил, что президент Эмомали Рахмонов в его недавнем обращении к нации «вновь подтвердил поддержку экономических реформ и призвал осуществить банковскую реформу с целью создания условия для привлечения в страну международных инвестиций».


На просьбу корреспондента сравнить уровень реформ в Таджикистане с другими странами Центральной Азии был дан следующий ответ:


— Всегда опасно пытаться сравнивать одну страну с другой, и особенно опасно послу давать комментарии по поводу тех стран, в которых он не аккредитован. В принципе я могу сказать, что Казахстан начал у себя серьезные экономические реформы очень рано и проделал в этом направлении значительную работу. Его банковская система, например, отвечает международным стандартам. Кыргызстан сейчас прошел около половины пути весьма позитивных экономических реформ — и он продвигается вперед. Я думаю, что Таджикистан движется в этом же направлении.


Опаснее всего — сибирская язва


О том, что самым опасным видом биологического оружия является сибирская язва, написал Кен Алибек в книге «Биологическая опасность» («Biohazard»). Как рассказывает газета Kansas City Star, микробиолог Кен Алибек был в числе советских ученых, проводивших опыты над обезьянами в конце 1980-ых гг. Он дослужился до звания армейского полковника и должности заместителя директора советской фармацевтической компании «Биопрепарат», использовавшейся как прикрытие для разработки биологического оружия.


После развала Советского Союза уроженец Казахстана Канатжан Алибеков бежал вместе со своей семьей, а также военными секретами и умением создавать опасное оружие в Соединенные Штаты. Ныне 53-летний Алибек — руководитель Национального центра защиты от биологического оружия в Университете Джорджа Мэйсона в Вирджинии.


В своей книге он рассказывает, что в 1988 г. участвовал в обсуждении планов создания советской ракеты, которая могла поразить сибирской язвой Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сиэтл и Чикаго, и теперь «его не оставляет мысль о том, что он участвовал в разработке планов по убийству миллионов людей».


По мнению Кена Алибека, наиболее опасной на сегодня может быть биологическая атака с использованием штаммов сибирской язвы. В интервью Kansas City Star он напоминает: «В 2001 у нас в Соединенных Штатах произошло 11 случаев заражения сибирской язвой и мы потеряли пять человек. Я говорил с некоторыми врачами, которые были поражены огромным количеством людей, которые внушили себе, будто они инфицированы».


Сам механизм воздействия биологического оружия отличается от обычных вооружений: «Действие обычного оружия захватывающее и драматично. Но все происходит в течение минут или часов, а затем заканчивается. Если Вы остались живы и не пострадали, то можно быть уверенным, что вы выжили. То же самое — с химическими средствами. Но с биологическими средствами требуется много дней, и все равно трудно узнать, инфицированы ли вы. Это причиняет психологические страдания».


Далее Кен Алибек говорит: «Представьте себе, что совершена атака на Нью-Йорк. Люди перестали ходить в торговые центры, они стремятся ограничить свои путешествия, замер бизнес. Люди боятся даже выйти из дома. Это один из путей, с помощью которого осуществляется биологическая атака».


На вопрос корреспондента о том, следует ли простым людям запасаться специальными костюмами и запасами медикаментов на случай возможной атаки, Алибек с некоторой иронией заметил: «Трудно поверить, что если кто-то применит биологические средства в центре города, у вас будет достаточно времени на то, чтобы герметично закрыть ваш дом». При этом ученый, хоть и не призывал американцев запасаться скотчем и прочими изоляционными материалами, но посоветовал иметь в запасе некоторые антибиотики, например, doxycycline. Он дешев, эффективен и не так токсичен, как Cipro.


В заключение материала канзасская газета приводит выдержку из книги Кена Алибека, где рассказывается об осуществленных некогда экспериментах: «Около сотни обезьян привязаны к столбам. … Облако цвета темной горчицы начинает разворачиваться, мягко распыляясь и спускаясь вниз, к обезьянам. Они пытаются сорваться с цепей и начинают громко кричать. Некоторые пытаются спрятать свои головы. Другие закрывают свои рты или носы, но все это слишком поздно: они уже начали умирать. … Несколько человек в биологических защитных костюмах наблюдают за этой сценой через бинокль и делают записи. Через несколько часов они отправятся искать все еще дышащих обезьян. Одна за другой обезьяны умирают от сибирской язвы или туляремии, лихорадки Q, бруцеллеза, сапа или чумы».


Казахстан в Канне представляет «Шиза»


57-й Каннский фестиваль готовит любителям кино немало интересного. Среди особенностей нынешнего киносмотра корреспондент ВВС Мария Бейкер называет рост количества заявок: в этом году фильмов, заявленных на участие, было на 1000 больше, чем в предыдущем. Впрочем, в конкурсную программу попало лишь 18 картин, шесть из которых — римейки популярных картин прошлых лет, продолжения или ленты, основанные на документальных материалах.


На Золотую Пальмовую Ветвь в этом году претендуют римейк классической британской комедии «Убийцы леди» в редакции братьев Коэнов, два анимационных фильма («Шрек-2» и японская «Невинность»), новый документальный фильм обладателя «Оскара» и страстного противника внешней политики Буша Майкла Мура «Фаренгейт 9-11», а также две биографические ленты: Вальтера Саллеса — о Че Геваре, «Дневник мотоцикла», и Стивена Хопкинса — «Жизнь и смерть Питера Селлерса». Еще в основной программе — «Жизнь — это чудо» Эмира Кустурицы, «Начисто» (Clean) Оливье Ассайяса, «2046» Вонг Карвая.


Вне конкурса будут показаны новые работы Педро Альмадовара, Квентина Тарантино, а также блокбастеры «Троя» и «Рассвет мертвецов». Как обычно, ожидается массовый десант голливудских и европейских звезд первой величины.


В этом году на главном кинофестивале планеты будет вновь представлено казахское кино. В конкурсной программе «Особый взгляд» участвует совместный российско-казахский фильм «Шиза», снятый режиссером Гульшад Омаровой. В латинской транскрипции фильм называется «Schizo», очевидно, по аналогии с хитчкоковской «Psycho».


Как напоминает корреспондент ВВС, Гульшад Омарова написала сценарий фильма Сергея Бодрова «Сестры», а теперь дебютирует на большом экране как режиссер. «Шиза» — остросюжетная драма в жанре «воспитание чувств»: история алматинского подростка, борющегося за выживание в гуще подпольно-криминального мира кулачных боев.


***


© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора



smagulove@mail.ru