Способен ли министр экономики поспевать за темпами роста экономики?

Источник: газета "Начнем с понедельника"

Смотрите, какой захватывающий триллер в жанре погони продемонстрировало нам Правительство, пытающееся поспевать за неудержимо рвущимся вверх ростом экономики. Причем в роли супергероя, в одиночку преследующего стремительного беглеца, неизменно выступает одна и та же подающая надежды “звезда” — министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов.


Первая серия этого детектива была презентована публике 23 марта, на пресс-конференции упомянутого героя в Астане. Было сообщено, что доходная и расходная части республиканского бюджета на 2004 год будут увеличены на сумму около 27 млрд. тенге каждая. Министр пояснил, что корректировка параметров бюджета-2004 связана с пересмотром прогнозов основных макроэкономических показателей на текущий год. Согласно предварительным уточненным макроэкономическим прогнозам, рост ВВП за 2004 год ожидается на уровне порядка 8% против ранее прогнозировавшихся 7%. Мировая цена на нефть, в соответствии с новым прогнозом, ожидается на уровне более $27 за баррель (ранее — $22), сказал Кайрат Келимбетов.


Глава Минэкономики сообщил, что в начале апреля на очередном заседании республиканской бюджетной комиссии будут определены конкретные «сроки и объемы» корректировки бюджета-2004.


Вторая серия случилась 13 апреля, когда министр экономики пообещал, что правительство придет в парламент с уточнениями в бюджет 2004 года в начале мая. Вместе с тем Кайрат Келимбетов подчеркнул, что увеличение указанных частей бюджета «будет чуть большим, чем ранее заявлялось». Однако он отказался назвать конкретные цифры.


И вот это “чуть больше” реализовалось таким сообщением:


Правительство Казахстана намерено внести в парламент проект изменений в республиканский бюджет 2004 года после 10 мая. Об этом сообщил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов после завершения правительственного заседания 4 мая, на котором решено увеличить параметры доходной и расходной части республиканского бюджета на 2004 год на 58,4 млрд. тенге каждую.


На заседании под председательством премьер-министра Даниала Ахметова было отмечено, что «с учетом изменений макропараметров и других факторов, влияющих на увеличение прогнозных показателей по поступлениям в бюджет, прирост составит 58,4 млрд. тенге. На эту же сумму возрастут и расходы.


Даниал Ахметов отметил, что корректировка бюджета-2004 связана с недавним посланием главы государства народу Казахстана, а также уточнением основных макроэкономических прогнозов. При этом глава правительства выразил уверенность, что «бюджетная политика этого года, которую парламент принял осенью прошлого года, является экономически обоснованной. Поэтому никаких других изменений мы в принципе рассматривать не будем».


Давайте теперь порассуждаем:


Число 58, как известно, в два с лишним раза больше, чем число 27. А миллиард, — он миллиард и есть, сумма впечатляющая. Если в более привычных всем “баксах”, то разница 58,4–27=31,4 млрд. тенге составляет примерно $230 миллионов. Конечно, дареному коню в зубы не смотрят (а победителей — не судят) и вряд ли нас поймут, если мы упрекнем Правительство, что оно “ошиблось” в своих прогнозах с таким плюсом. Но, представьте себе, что в бюджете “вдруг” бы не прибавилось, а, наоборот, исчезло бы сразу 31,4 миллиарда тенге, или 230 миллионов долларов, — разве это не стало бы причиной грандиозного скандала?


Так отчего же Правительство, с разницей во времени всего с 23 марта по 4 мая, вдруг “уточнило” бюджетную прибавку на такую огромную сумму? Какие такие кардинальнейшие экономические улучшения “набежали” за эти 42 дня (если не считать демонстративного ухода из Правительства первого вице-премьера Григория Марченко)?


Сам Премьер Ахметов отвечает на этот вопрос удивительно бесхитростно: сравните формулировки в изложении министра экономики от 23 марта и 4 мая и убедитесь, что причина добавки в 31,4 млрд. тенге связана только с обнародованием Послания Президента народу. Однако (при всем уважении к этому документу) вряд ли такое возможно, чтобы налогоплательщики настолько впечатлились Посланием, что только поэтому вдруг обрушили на Минфин девятый вал дополнительных платежей. Следовательно…


Следовательно, “заначка” хоть в двадцать семь, хоть в 58,4 млрд. тенге у Правительства обнаружилась не потому, что темпы экономического роста неожиданно подскочили, или налогоплательщики вдруг массово повысили сознательность, а потому, что…


Потому, что “лишние” деньги у Правительства были всегда, а необходимость привлекать к их “узакониванию” депутатов возникает либо в случаях, когда их накапливается до неприличия много, либо вот по такому чисто политическому поводу, как обещанное в Послание дополнительное финансирования жилищной программы. В преддверии судьбоносного электорального цикла, сами понимаете…


Впрочем, то, что Парламент не самостоятелен, а играет роль всего лишь бюджетного нотариального поверенного при Правительстве, – это ни для кого уже не секрет. Но если заглянуть поглубже, то проблема даже не в том, что Правительство постоянно “заначивает” деньги налогоплательщиков, а в том, что оно, Правительство, на самом деле не знает, что ему делать с этими деньгами…


Судите сами:


Министр финансов Арман Дунаев на заседании правительства сообщил, что общие поступления государственного бюджета за I квартал превысили план на 5,6%, в том числе налоговые поступления — на 5,7%, между тем расходы в январе-марте составили только 78,2% к плану на этот период. Основной проблемой исполнения расходной части, отметил Арман Дунаев, по-прежнему остается неполное освоение предусмотренных средств. Так, по республиканскому бюджету сумма недоосвоения составила 46,9 млрд. тенге.


Вот, пожалуйста: только за первые три месяца недоосвоено почти 47 млрд. тенге, и тут же добавляется 58 сверху. Куда их девать?


Главной причиной такого положения, полагает министр, является «неправильное помесячное распределение плановых расходов администраторами бюджетных программ, не соответствующее объемам работ по организации конкурсных процедур».


Да, это действительно так. Но есть и другая – более глубинно-основательная причина.


Дело в том, что вся стабильность национальной валюты, — тенге, выстроена на минимизации товарно-денежного обращения, обслуживаемого этой “внутренней” валютой. На эту минимизацию “завязано” буквально все, от завышенных ставок рефинансирования Нацбанка и до безжалостно занижаемых официальных зарплат и пенсий. От Национального фонда, в который “сливаются” конвертируемые в доллары “излишки” налоговых поступлений экспортеров и до Накопительной пенсионной системы, в которую ежемесячно непроизводительно закачивается по 10 процентов от всех легальных заработков в стране.


Григорий Марченко правильно “взбрыкнул”, отказавшись участвовать в “популистском” финансировании жилищной программы, но он ушел, а проблема осталась: сырьевых долларов в стране все больше, отголоски этого изобилия переполняют бюджет, а Правительство понятия не имеет, как увеличивать обороты собственной национальной валюты, не подрывая ее инфляцией.


Кто бы ему подсказал?


Курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”.


«Начнем с понедельника», 13.05.04.