Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Мефодию, Митрополиту Астанайскому и Алматинскому

Обращение Славянского движения “Лад”

ОБРАЩЕНИЕ


Восставая в чём-либо против каких-либо властей этого мира, христианин восстаёт не на природу этих, от Бога данных властей, а лишь на неправедное их содержание.


Архиепископ Иоанн (Шаховской).


Ваше Высокопреосвященство, мы высоко ценим Ваши заслуги перед Русской Православной церковью (РПЦ), нам также ведомы Ваши труды по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, за которые Вы, Ваше Высокопреосвященство, возведены были в сан Митрополита. Сегодня Вы по праву являетесь одним из самых авторитетных и уважаемых иерархов Русской Православной Церкви, чьё мнение является весомым и значимым для тысяч и тысяч русских православных людей и всей многонациональной православной паствы.


Хорошо известна нам и деятельность Вашего предшественника Архиепископа Алексия, чьё пастырское служение совпало по времени с массовым исходом русского населения из Казахстана. В памяти большинства граждан нашей страны он остался молчаливым членом Президиумов официальных мероприятий, проводимых в то время казахстанскими властями. Не припоминается случая, когда бы Архиепископ Алексий сказал бы пастырские слова утешения или выразил бы публично сочувствие и сострадание к несчастьям людей, ставших жертвами распада Советского Союза. Зато многим помнится то, с каким подчёркнутым пиететом он относился к действующей власти и её авторитарному главе — президенту Назарбаеву, ныне проходящему фигурантом по судебному делу о коррупции, известному как “Казахгейт”.


Тогда, в трудную годину народных испытаний, в период становления казахстанской государственности только Славянское движение “Лад” смогло стать на защиту политических, социальных и национальных интересов русскоязычных граждан страны. Объединёнными усилиями всех здоровых сил многонационального казахстанского общества, при деятельном участии членов нашего движения в общественно-политической жизни страны удалось свести к минимуму негативные последствия крушения огромного государства. А главное – сохранить мир, спокойствие и стабильность в нашей стране. И это не заслуга нынешних властей, а плод мудрости, доброжелательства и терпимости, присущих казахам и русским – двум государствообразующим нациям Казахстана.


Славянское движение “Лад” и по сию пору продолжает свою деятельность по защите интересов русско-славянского населения, действуя в рамках существующего законодательства и в строгом соответствии с Конституцией Республики Казахстан. И это даёт нам право открыто говорить обо всех проблемах, связанных с имеющимися дисбалансами в сфере межнациональных отношений, и последовательно решать их в сотрудничестве с законными властями, политическими партиями и общественными организациями.


Сегодня, Ваше Высокопреосвященство, ситуация в Казахстане такова. Русское население политически бесправно и фактически устранено от участия в управлении государством, а русский язык, на котором общается подавляющее число граждан страны, усилиями казахстанских властей из официального языка шаг за шагом превращается в язык третьестепенный. И это, естественно, вызывает у нас озабоченность, заставляя использовать политические инструменты для позиционирования вопросов, связанных со статусом русского языка и общей неблагоприятной ситуацией в области национальной политики.


“Неправедное содержание” существующего режима вынуждает не только нас выступать его оппонентами, но и другие общественные объединения и партии в Казахстане. Наибольшее раздражение властей вызывает деятельность недавно зарегистрированной оппозиционной Народной партии ДВК, в которой активное участие принимают и члены “Лада”. В канун предстоящих выборов в Парламент, где голоса русскоязычного населения будут иметь немаловажное значение, соответственно возрастает “специфический” интерес к деятельности оппозиционных объединений и, в частности, к наиболее крупному и влиятельному из них – Славянскому движению “Лад”.


В связи с этим нам понятны усилия правящего режима подчинить себе существующие русские организации и тем самым снять раз и навсегда с повестки дня “русскую проблему”, переведя её из сферы политической в плоскость этнографическую и культурологическую. Или, иными словами, слить все существующие русские и славянские общественные объединения в одно “русское движение” — Ассоциацию русских славянских и казачьих организаций (АРСК), признаваемую и контролируемую властями. А для этого, по замыслам политтехнологов из президентской администрации, необходимо задействовать многочисленные приходы РПЦ, “которые также могут принимать участие в …создании и работе филиалов Русского движения”.


Не кажется ли Вам, Ваше Высокопреосвященство, по меньшей мере, странным, что священнослужители будут выступать в роли общественных активистов и функционеров “новой” АРСК? В том же анонимном документе, известном под названием “Концепция создания Русской общественной организации” и процитированном выше, даже её авторы выражают осторожное сомнение в законности участия РПЦ в общественно-политической деятельности этого движения. “Возможно, традиции и Устав РПЦ не позволяют напрямую учреждать общественные объединения, но в любом случае можно найти приемлемую форму…” — говорится в этой профессионально сработанной инструкции. И такую форму нашли. В соответствии с уже разработанным проектом Устава АРСК, Вам, Ваше Высокопреосвященство, казахстанскими властями уготована роль сопредседателя в этой откровенно пропрезидентской, искусственно создаваемой общественно-политической организации.


В своей работе “Философия православного пастырства” Архиепископ Иоанн (Шаховской), говоря о задаче Церкви в “веке политическом”, писал: “Какова же задача Церкви в этом веке? Несомненно, следующая, соответствующая подлинному духу Православия: не порабощаться политикой, но порабощать её. Это будет значить – стоять над ней, стоять над всякой социальной формой мира, не связывая глубин своего бытия ни с одной, но порабощать духу своему всякую. Душою социальной жизни пастыря должна быть культура социального умиротворения”.


В нашем же случае, Ваше Высокопреосвященство, Вы выступаете – так уж, простите, Владыко, получается — в роли политического функционера и идеолога пресловутой АРСК, вынужденного в соответствии с её Уставом лоббировать интересы власти, что объективно предполагает деление Вашей паствы на “своих” и “чужих”. В упомянутой нами “концепции”, ставшей основой создаваемого сверху “русского движения”, прямо об этом говорится: “…логично было бы создать русское движение как объединение существующих (вменяемых) русских организаций. …Если же таковых (вменяемых) не найдётся или будет мало, то следует создать новое общественное объединение…”. О каком же “социальном умиротворении” тут может быть идти речь?


Нас очень печалит то, что Вас, Ваше Высокопреосвященство, а вместе с Вами и Русскую Православную Церковь авторитарный режим пытается втянуть в политические интриги, где доминируют интересы корыстные и вещественные. В коррумпированной стране, в которой её высшие руководители обвиняются в небывалой по масштабам коррупции и нарушении прав и свобод граждан, нельзя обманываться формой, не размышляя о “неправедном её содержании”.


И сегодня мы обращаемся к Вам, Высокопреосвященнейший Владыко, с теми же словами, что содержались в Послании Святейшего Синода пастырям Православной Российской Церкви перед выборами в Государственную Думу в 1906 г.: “Не может пастырь и не должен связывать себя ни с каким союзом, ни с какой партией, ибо один для него союз – Христос в Церкви Божией, с коею он соединён навеки нерушимыми узами обручённого мужа. …И учите не соблазняться посулами людей, кои, не веруя в Бога, во главу угла ставят благо вещественное”.


Думается, эти слова более чем актуальны в нынешней ситуации, когда существует реальная опасность расколоть многонациональное и поликонфессиональное казахстанское общество по одному единственному признаку – “лояльности” или “не лояльности” правящему режиму, а точнее, одному человеку, сосредоточившему в Казахстане всю власть – президенту Назарбаеву.


По поручению членов Президиума Славянского движения “Лад”


Председатель РСД “Лад” И.С.Климошенко


13.05.04.