Не нужно стесняться казахских жузов как доказательства казахскости. Политическая история Казахстана показала, что жузовская система, которая иногда выглядела асрептивом, не является таковой. Зато российско-советская колониальная система пыталась ликвидировать формулу казахосферы. В годы независимости многие явления казахосферы были признаны проявлением родового строя и феодализма. Трайбализм в Казахстане потерял хозяйственно-политический смысл, превратился в фикцию, от него остается отдаленное напоминание былой структурированности казахской нации. Вместе с тем, трайбалистский мотив — постоянная тема казахских приколов в традиционной казахской среде. Каждый мужчина — казах гордится знанием своей родословной, но и является номинальным членом рода и племени, считая таковое доказательством казахскости. Казахский трайбализм не имеет ни властных, ни корпоративных интитутов, он служит традицией. А традиция — это почти закон, это код казахосферы, его содержание невозможно объяснить, но его понимают и воспроизводят все казахи.
Унитаризация и партикуляция и их последствия после дня «х». Партикуляризация в сочетании с децентрализацией власти, при легитимации партикуляризации в форме национальнооформленных местнических интересов может быть эскалирован до сепаратистского порыва даже в случае аппаратного мятежа акима, поддерживаемого местным маслихатом, силовыми структурами и соответственной активностью политических партий и самого местного люда. Особенно это будет опасно в первые годы после Назарбаева. Возможен мятеж или фронда неказахских и казахских региональных элит. В этот период появятся идеология, символы, интересы и лидеры партикуляризма. Внутренние и внешние спонсоры партикуляризма уже поставили свою работу. Усиленно разрабатываются сценарии влияния на Казахстан и партикулярную территорию. Неизбежно встанет вопрос о назарбаевском идеологическом и кадровом наследии. Развернется дискуссия, которая усилит позиции партикулярности. Эскалированная партикуляризация потребует в конце концов государственной институционализации русского языка и автономизации ряда областей Казахстана. Ситуация «next-day» Назарбаева неизменно приведет к переоценке старой и выработке новой реальной политики и политической мифологии . Эта политика может выглядеть иной, или, наоборот, быть таковой. Ясно одно, в хорошем или в плохом смыслах слова, произойдет де-назарбаевизация внешнеполитического и внутриполического курса Казахсатна.
Казахская национальная легитимация, или четвертый жуз. Казахская нация является в своей основе автохтоном, в любом казахе течет кровь аборигена. Казахи антропологически однородны и слабо метизированы (на три четверти монголоиды и на одну четверть европеоиды), лингвистически (нет языковых диалектов), что очень важно, монотеистичны (исключительно мусульмане — сунниты по большей части яссавистского направления). Казахская ментальность так же однородна, как и казахский характер, она складывается на протяжении многих веков. Казахская пассионарность беспрерывно развивалась, казахи становились все более исторической нацией. Так, примерно в одно время с русскими, казахи образовали в 15 веке собственно национальное государство, называемое Казахским ханством, которое было обширным на некоторых этапах (занимало территорию от Заиртышья до Крыма). Таким образом, казахская нация достаточно гомогенна, и этот процесс продолжает усиливаться, вместе с тем, казахи имеют многосоставное происхождение и в этом отношении гетерогенны. Андроновский человек — почти полный европеоид, дальше идет метизация в сторону монголоизации антропологического типа. Во втором веке до нашей эры Усуньское государство было не совсем дружно с Кангюйским и Гуннским, большая часть алан, по-видимому, покинули будущую Казахию, но все они создавали казахскую нацию — язык, территорию, ментальность. Этот процесс был устойчиво протоказахизирующим. Идет непрерывная аккультурация, ассимиляция и натурализация племен тюркского, индоиранского, финно-угорского, монгольского, семитского происхождения в протоказахскую нацию. Осевшие в будущей Казахии племена часто приходили как завоеватели, возможно, притесняли старожильческое население, навязывая свои порядки. Так было с найманами, которые, будучи разбитыми Чингиз ханом, в свою очередь, разбили кара-китаев, установивших свой политический режим. Недолго длилось доминирование найманов, новые волны иммиграционных притоков давали новые правящие Дома. В политической истории Казахстана не было постоянного господства и политической инициативы только одного племени и трайба. Так что все племена имеют примерно равные заслуги в становлении и удержании, восстановлении и преумножении протоказахского и казахского государства. Какая-то часть протоказахских и казахских племен уходила в другие земли и государства и ассимилировалась с тамошним народом. Часть уйсун, кипчаков, найманов, аргынов, табынцев стали узбеками, киргизами, каракалпаками, башкирами и даже венграми. Возможно ли продолжение ассимиляционных и аккультурационных процессов на современном этапе? Ассимилируются ли дисперсные группы и сплошные группы узбеков, уйгуров,татар и даже русских или это невозможно?
Мы осмелимся сделать не столько научный, сколько политический вывод о том, что этногенез казахской нации, как и всякой другой, не закончен. Значит, казахи будут ассимилировать и натурализовать не только дисперсные этнические индивиды, но и целые этнические меньшинства — общины, последовательно их казахизируя. Да и целые этнические пласты, как отдельные представители общин, не прочь благополучно ассимилироваться, тем более они уже, хотя и в разной степени, прошли стадии аккультурации. Дальше рассуждаем в направлении конечной цели — полной ассимиляции, причем, аккультурируясь и ассимилируясь, представитель этнического меньшинства должен пройти легитимацию в качестве коренного населения. Казахская легитимация предполагает причисление к роду и жузу. Последние ассимилированные киргизы причисляют себя к роду киргиз аргынов Среднего жуза. Большая часть русских проживает в северном, центральном и восточном Казахстане, где проживают аргыны, кипчаки, кереи, уаки, найманы Среднего жуза. Генеалогическая родословная русского может быть таковой: бир ата баласы (семь поколений собственной родословной ), орыс-садыр, найман, казах. Таким образом, казахская легитимация предполагает сохранение этнических корней. Если же произойдет процесс этнической диссимиляции и русский-казах захочет вернуться в исконную этничность, то это должно происходить добровольно и безболезненно. Мы знаем немало примеров превращения казахов в узбеков и обратно, превращение евреев в русских и обратно, обрусение украинцев в России — нормальный процесс, если он не насильствен, тот же украинец может восстановить свое украинство на уровне собственного самосознания. Особенно быстро пойдет казахизация по татарам, узбекам, уйгурам. Можно предположить, что уйгуры и узбеки Казахстана, пожалуй, отнесут себя к Старшему жузу. Русские Мангыстау, скорее всего, будут считать себя адайцами и т.д. Отмена записи в паспорте, удостоверении и документах постепенно снимет актуальность выстраивания «табели о нациях», поэтому принцип: «одно гражданство — одно государство — одна нация» — понятный и прогрессивный лозунг. В одном государстве могут уживаться представители разных конфессий, этнических происхождений и разных родных языков. Все это будет интересно как этнографическая подробность, потому что позади уже пройденный путь толерантного совместного сотрудничества в одном государстве. Четвертый жуз станет новой казахской политической реалией после казахского курултая, который признает данную форму легитимации в казахи. Он будет одновременно национальной мотивацией для справедливого представительства казахоязычных граждан в органах власти и станет фактором консолидации казахской нации.