Сегодняшний обзор российской прессы начнем с позитивных новостей, как рекомендует президент Казахстана.
Итак, “Коммерсантъ” сообщает, что президент РФ Владимир Путин назначил руководителя администрации президента РФ Дмитрия Медведева председателем организационного комитета по проведению Года Российской Федерации в Республике Казахстан; всего в оргкомитет вошли 22 человека.
Наконец-то, через полгода после объявления вышеупомянутого “года” назначен чиновник, ответственный за “праздник”.
“Сельская жизнь” передает, что за последние пять лет товарооборот Новосибирской области с Казахстаном вырос почти в три раза, составив почти четверть от внешнеторгового оборота области. Дружественные отношения налажены с Павлодарской областью. Многие ее жители обучаются в новосибирских вузах, а от местного автовокзала ежедневно отходит четыре рейсовых автобуса в Павлодар.
Недавно обе области договорились сотрудничать в реализации программ строительства жилья. Было принято решение о выделении совместных с администрацией Павлодарской области грантов на обучение студентов в новосибирских вузах.
“Российская газета” пишет, что на полуострове Мангышлак археологи обнаружили город-крепость Х-XIII веков — самое крупное поселение того времени на территории нынешнего Казахстана. Площадь крепости — более 10 тысяч квадратных метров, а всего города — 20 гектаров. Ученые предполагают, что крепость входила в состав Хорезмского каганата и прикрывала от набегов кочевников торговые караваны западного ответвления Великого шелкового пути.
В средневековом городище располагались кварталы ремесленников, мечеть с минаретом, дом правителя и караван-сарай. Семиметровые каменные стены последнего были абсолютно неприступны, что особенно важно, так как караваны останавливались здесь для ночного отдыха. Стены лишь в одном месте прорезаны воротами: подобная конструкция давала более надежную защиту от разбойничьих банд. У кочевников того времени не было орудий для штурма и осады таких крепостей. Они встречаются в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки вдоль главных торговых путей на расстоянии дневного перехода (30 км) каравана верблюдов.
В Казахстане нет больше построек столь великолепной сохранности, как этот феномен, утверждают ученые.
А теперь перейдем к политическим публикациям.
“Коммерсантъ” оперативно откликнулся на судебный процесс “Тиникеев-Абилов”.
Издание сообщает, что вчера решением Бостандыкского суда города Алма-Аты сопредседатель оппозиционной казахстанской партии “Ак Жол” Болат Абилов был приговорен за клевету к 1,5 годам лишения свободы условно. Теперь, согласно местному законодательству, он не имеет права участвовать в парламентских выборах, намеченных на 19 сентября.
Суть иска депутата М.Тиникеева к сопредседателю партии “Ак Жол” Б. Абилову, надеемся, известна нашим читателям. “По словам представителей “Ак Жола”, в ближайшее время Болат Абилов подаст апелляцию в городской суд Алма-Аты. Адвокаты считают, что суд поверхностно отнесся к материалам дела, не приняв, к примеру, во внимание показания свидетелей, которые якобы слышали, как господин Тиникеев самолично признавался в том, что $50 тыс. он передал неким лицам в Астану и еще $50 тыс. — местной власти”.
Болат Абилов заявил “Коммерсанту”: “Они, естественно, боятся, что если Абилов получит трибуну, получит место в парламенте, то ситуация изменится, и для власти предержащей станет еще сложнее. Они помнят, как я, будучи депутатом парламента, подавал в суд на тогдашнего премьера Токаева, теперь они, наверное, боятся, что я могу потребовать показать документы по „Казахгейту». Поэтому меня выгнали из парламента в 2001 году, не допустили туда на выборах в 2002 году. То есть такие люди, как я, опасны для власти”.
Сайт “Газета СНГ” пишет, что до выборов в парламент Казахстана — чуть больше месяца. “Левые, правые, центристы, оппозиция и партия власти готовятся к схватке за голоса избирателей. По мнению экспертов-социологов, всего 5 партий имеют шанс на прохождение в парламент – «Асар» Дариги Назарбаевой, пропрезидентский «Отан», демократический «Ак Жол», оппозиционный «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) и коммунисты”.
Издание отмечает, что две последние партии объединяются в избирательный блок под рабочим названием “Оппозиционный блок Абдильдина – Жакиянова” (Союз Коммунистов и ДВК).
Не исключено, что ряды объединенной оппозиции пополнит и партия «Ак Жол», которую в Казахстане называют политическим бизнес-проектом Казкоммерцбанка, а председателя совета директоров банка Нуржана Субханбердина – «реальным и опасным конкурентом» власти, «серым кардиналом» и «казахстанским Ходорковским», добавляет сайт. “Субханбердина вскоре может постигнуть участь печально известных миниолигархов-оппозиционеров Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова”.
Немного о наших соседях по региону.
“Коммерсантъ” сообщает подробности начавшегося в Верховном суде Узбекистана процесса над 15 подозреваемыми в организации терактов в Ташкенте в конце марта этого года.
“Все обвиняемые признали себя виновными, а некоторые из них уже сделали первые сенсационные признания. По их словам, за терактами в Ташкенте и Бухаре стоял сам экс-лидер талибов мулла Омар, а будущие террористы проходили подготовку на тренировочных базах в Казахстане”.
Эти обвинения вчера возмутили власти Казахстана. Комитет национальной безопасности республики категорически опроверг слова прокурора Халикова. В пресс-службе КНБ Ъ заявили, что после тех терактов спецслужбы Казахстана проверили все данные о возможной причастности к трагедии жителей Казахстана и граждан Узбекистана, находившихся на территории страны. Однако в ходе проверки никаких лагерей боевиков в Казахстане обнаружено не было. «Следственным органам Узбекистана об этом давно известно«, — с возмущением заявили в КНБ.
“В Ташкенте полагают, что узбекское правосудие может устроить два-три показательных процесса против наиболее ярых экстремистов, при том, что основная масса слушаний будет проходить в закрытом режиме. Говорят и о том, что большинство террористов, если их вина будет доказана, могут быть приговорены к смертной казни”, — передает Ъ.
“Независимая газета” пишет, что на днях глава Центра ОБСЕ в Ашхабаде румынка Параскива Бадеску после двух с половиной лет работы навсегда покинула Туркмению, хотя рассчитывала поработать в этой стране еще полгода. “Президент Туркмении Сапармурат Ниязов без объяснения причин отказал послу ОБСЕ в продлении аккредитации. Причина президентской немилости лежит на поверхности: именно при содействии Параскивы Бадеску в конце мая нынешнего года в Туркмении целую неделю работала делегация ОБСЕ. Итогом этой работы стал официальный доклад о нарушениях прав человека в Туркмении. Официальному Ашхабаду выводы доклада явно не понравились — со всеми вытекающими отсюда последствиями”.
На это решение Туркменбаши мгновенно отреагировали в Евросоюзе и Госдепе США. В частности, на прощальном дипломатическом ужине, устроенном изгнанной из Туркмении Параскивой Бадеску, посол Великобритании в Ашхабаде Пол Браммел заявил, что «Евросоюз сожалеет и протестует по поводу принятого руководством Туркмении решения не продлевать аккредитацию послу ОБСЕ«. «Мы не видим никаких оснований для такого решения, — отметил британский дипломат. — Евросоюз решительно призывает правительство Туркмении пересмотреть свое решение и обеспечить условия для полноценной деятельности Центра ОБСЕ в Ашхабаде«.
***
При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«

