Свиньи хрюкают, а асаровский караван идёт
Иэн Мэтер, дипломатический корреспондент шотландского издания Scotsman on Sunday, полагает, что Дарига Назарбаева со своей партией «Асар» заняла «поул-позишн» в гонке за власть. Впрочем, если в «Формуле-1» самую выгодную позицию получают благодаря победе в предварительных заездах, то президентской дочке помогают иные обстоятельства.
«Она добивается успеха во всем, за что берется, пользующаяся восторженным приемом оперная певица, глава крупнейшей медиа-компании в стране и основатель партии, которая стоит у порога политического триумфа. Уже вторая по влиятельности персона в богатом нефтью и газом государстве Казахстан, она может стать первой среди тех, кто будет претендовать на президентство в стране после парламентских выборов, намеченных на следующее воскресенье», — так начинается эта статья.
Кроме прочих бесчисленных талантов старшей дочери президента, журналист упоминает и умение «безжалостно эксплуатировать свою власть среди элиты Казахстана». Не успела «мать троих детей» Дарига Назарбаева основать партию «Асар» в минувшем декабре, как люди стройными колоннами понесли заявления о вступлении в ее ряды. И уже в составе партии 170 тысяч членов, а 11 парламентариев переметнулись сюда из других партий — и это на восемь мест в парламенте больше, чем у крупнейшей оппозиционной партии — Коммунистической партии Казахстана (КПК).
Как предполагает Иэн Мэтер, «Асар» получит наибольшее число мест в Мажилисе, что «даст возможность Назарбаевой стать спикером и конституционно занять пост, который позволит сменить отца в случае его болезни или вынужденной отставки».
Особое место занимает в заслугах Дариги ее медиа-холдинг. Шотландское издание не прошло мимо мнения критиков, которые утверждают, что «она превратила медиа-империю в пропагандистскую машину собственной партии». С целью избежать критики Назарбаева приостановила свое руководство «Хабаром» до окончания выборов. Но, как пишет далее корреспондент, «даже министр информации Алтынбек Сарсенбаев выражает недовольство». Вот что он заявляет: «»Хабар» — канал, находящийся в 100-процентной государственной собственности, и 100 процентов его финансирования осуществляется государством. Те, кто использует деньги налогоплательщиков, должны нести ответственность».
Автор отмечает опасения части старой элиты в отношении Назарбаевой, партия которой вступает в конкуренцию с уже давно находящейся у власти партией самого президента «Отан». «Некоторые обозреватели усматривают в желании Назарбаевой слепить собственный независимый политический профиль, хитрый расчет на то, чтобы не возникала мысль о том, будто она является просто инструментом своего отца. «Асар» «является пропрезидентской партией, которая не боится говорить о проблемах и не боится критиковать власть за плохую работу или за неподчинение президенту», — говорит она».
Что касается возможности отставки президента, то по этому поводу сказано следующее: «Находящийся на должности президента уже в течение 15 лет, еще с давних советских времен, когда он был избран тогдашним Верховным Советом Казахстана, Назарбаев вряд ли в ближайшее время уйдет добровольно. Он заявил о намерении претендовать на очередной семилетний срок на следующих президентских выборах в 2006 г.»
Достаточные аргументы противникам Назарбаева может дать лишь расследование по делу, известному как «Казахгейт». «Расследование, отмечается далее, связано с обвинениями против Джеймса Гиффена, американского бизнесмена и бывшего советника Назарбаева, в выплате взяток на сумму 78 млн. долларов (43,3 млн. фунтов стерлингов) неназванным казахстанским чиновникам с целью обеспечить подписание контрактов с западными нефтяными компаниями». Газета указывает, что Назарбаев отверг эти обвинения, дав понять, что суд над Гиффеном является попыткой вынудить Казахстан изменять условия сделок с международными нефтяными компаниями, и подчеркнул, что обвинения предъявлены только Гиффену и никому из граждан Казахстана.
Далее в статье сказано, что «политические противники и некоторые аналитики открыто критикуют изменения, которые были внесены в конституцию Казахстана, на том основании, что они кажутся специально предназначенными лишь для того, чтобы сохранить на более долгий срок политическую власть в руках Назарбаева». Казахстанский политолог Бурихан Нурмухамедов сказал: «Если он будет избран в пятый раз в 2006 г., это означает, что мы написали конституцию только для президента Назарбаева? »
В конце публикации шотландский журналист вновь возвращается к персоне Дариги Назарбаевой и ее заботам: «Свободно владеющая русским, английским и итальянским, как и казахским языками, она возглавляет центр политических исследований в Казахстане и Федерацию спортивной гимнастики Казахстана».
Хотя поклонники называют ее меццо-сопрано «бархатным, выразительным, чистым и непринужденным», сама Дарига скромно заявила, что «это грустно, но мне не суждено выступать ни в Венской опере, ни в Ла Скале». Но «снобам и скептикам», которые критикуют ее голос, она отвечает: «Свиньи хрюкают на всё, ну и что. Я просто очень люблю петь, и хочу петь должным образом».
«Однако в сегодняшнем Казахстане любой, кто критикует ее пение или любой другой ее шаг, вряд ли сможет сделать хорошую карьеру», — подытоживает свой рассказ Иэн Мэтер.
Шымкент стал родным домом для «Хизб-ут-Тахрир»
Корреспондент Associated Press Багиля Бухарбаева побывала на юге Казахстана, где попыталась найти следы деятельности группировки «Хизб-ут-Тахрир». Репортаж из Шымкента был опубликован в газете Seattle Post-Intelligencer и ряде других изданий. Ниже приведено сокращенное изложение этого материала.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предупредил в прошлую среду, что радикальная исламская группировка «Хизб-ут-Тахрир» активизирует свою деятельность в этой богатой нефтью стране. Узбекские власти обвинили группировку в осуществлении в нынешнем году ряда нападений, в результате которых погибло более 50 человек. Судя по всему, город Шымкент на юге Казахстана действительно стал одной из баз ее деятельности. После нападений 30 июля на посольства США, Израиля и Генеральную прокуратуру в столице Узбекистана, в Шымкенте осуществлено несколько арестов. «Точное число арестованных неизвестно, и это связано с нежеланием официальных представителей спецслужб подтверждать, что экстремисты нашли здесь убежище», — отмечает корреспондент.
По мнению узбекских властей, будущие самоубийцы через южный Казахстан направились в Азербайджан и Иран, а оттуда в террористические лагеря в зоне самоуправления племен на территории Пакистана — в том же регионе, где, как считают, скрывается Усама бен Ладен. В лагерях террористов обучали арабы — инструктора Аль-Каеды.
Спецслужбы Казахстана недавно подтвердили, что работают совместно с узбекскими коллегами над изучением возможной причастности нескольких человек к июльским нападениям. Но в деле наступил неожиданный поворот после того, как узбекский полицейский, участвовавший в расследовании, был найден в шымкентской сауне мертвым с огнестрельной раной в груди.
В городе с 700-тысячным населением нетрудно найти последователей подпольной «Хизб-ут-Тахрир». Корреспонденту АР удалось побеседовать с одним из них — этническим русским, которого теперь зовут Абдуллой. Он принял ислам 10 лет назад, а в 1998 г. вступил в группировку. Абдулла рассказал, что узбекской полиции удалось проследить каналы поступления взрывчатых веществ, использованных в ходе последних терактов, до его родного города Сарыагаш, расположенного в 20 милях от Ташкента, только по эту сторону казахстанской границы.
Вместе с тем группировка отрицает свою причастность к террористическим нападениям. Абдулла утверждает: «Мы использует абсолютно иные методы достижения своих целей. Мы никогда не вступим на путь войны».
Узбекские власти обвиняют в нападениях эту группировку, чьи ячейки носят название «Джамоат» или «Община», а их члены прошли обучение в лагерях Аль-Каеды. По мнению властей, идеология «Хизб-ут-Тахрир» вдохновила нападавших.
Неназванный бывший участник региональной экстремистской группировки сказал Associated Press, что нападавшие использовали Казахстан и для обучения, и в качестве транзитного пункта при отправке людей на обучение в Пакистан: «Такие группировки не осуществляют нападения и не раскрывают себя в странах, которые они используют для укрытия или для обучения». О переходе через территорию Казахстана и получении оружия рассказали и 15 подсудимых в ходе состоявшегося в прошлом месяце суда по обвинению в их причастности к более ранним нападениям.
Американский аналитик Марта Брилл Олкотт в июле на конференции по экстремизму в Алматы высказала предположение о том, что если экономическая ситуация в Узбекистане резко ухудшится, юг Казахстана может превратиться в «приют» для узбекских исламских экстремистов. Тысячи членов «Хизб-ут-Тахрир» находятся в тюрьмах Узбекистана, а критики правительства считают, что последние нападения, возможно, спровоцированы недовольством фундаменталистов репрессивной политикой президента Ислама Каримова.
Герой репортажа Абдулла заявил, что у «Хизб-ут-Тахрир» очень много последователей в Казахстане.
В последние годы Шымкент превратился в популярное место среди узбеков, которые отправляются сюда в поисках работы и дешевых товаров, поскольку отсутствие реформ продолжает душить экономику Узбекистана. Правительственный чиновник в Шымкенте исключил возможность появления какой-либо террористической базы на территории Казахстана. Но на условиях анонимности, он подтвердил, что невозможно контролировать каждого из тысяч узбекских сезонных рабочих, которые ежегодно прибывают в Казахстан в поисках работы.
Наши дипломаты не торопятся оплачивать штрафы в Лондоне
Британская служба ВВС рассказывает о том, что участились случаи, когда иностранные дипломаты, работающие в Лондоне, не платят штрафы за неправильную парковку своих автомобилей. Сомнительное первенство в этом деле принадлежит представителям посольства Ливии: «В 2003 году сумма неуплаченных штрафов за различного рода мелкие дорожные нарушения достигла у ливийцев 34480 фунтов. Всего же в прошлом году иностранные дипломаты задолжали более 1,3 млн. фунтов (около 2 млн. долларов)».
В число злостных неплательщиков попали и сотрудники дипмиссии Казахстана, задолжавшие британской казне 13670 фунтов стерлингов. По этому показателю наше посольство находится на «почетном» шестом месте, после Ливии, Саудовской Аравии (24200 фунтов), Нигерии (15850 фунтов), Грузии (16 460 фунтов) и Китая (14080 фунтов). В «черный список» британского МИДа попали 64 иностранных представительства из более чем двухсот.

