17 сентября исполнилось бы 55 лет со дня рождения Марата Оспанова. Исполнилось бы… какое страшное словосочетание, которое усиливает боль.
Марат Оспанов – человек, который метеором ворвался в парламентскую жизнь Казахстана. Еще вчера завкафедрой политэкономии Актюбинского мединститута, кандидат экономических наук, словом, человек, далекий от реальной политики, вдруг становится одним из глашатаев нового демократического Казахстана. Выиграв выборы на альтернативной основе, преодолев сопротивление еще сильных партийных аппаратчиков горбачевского времени, Марат Оспанов с первых же дней пребывания в Верховном Совете 12-го созыва становится одной из самых заметных ярких фигур. Вместе с Петром Своиком, Ермухаметом Ертысбаевым, Александром Перегриным, Виталием Вороновым, Газизом Алдамжаровым, Владимиром Чернышевым он предлагает ввести в стране президентскую форму правления, наделив парламент контрольными функциями. Это он наряду с другими выступает за свободу слова и независимые суды.
Будучи человеком незаурядным, он быстро завоевывает авторитет не только у своих коллег по Верховному Совету. Его предложения по реформе налогов находят понимание и в исполнительной власти. Марату Оспанову предлагают возглавить налоговый комитет республики, и он оставляет депутатский мандат. Но, видимо, так уж устроена жизнь, что вскоре человеку неуемному, оратору по натуре, необходима трибуна, и Марат Турдыбекович вновь возвращается в парламент. И наверное, не ошибусь, если скажу, что парламент – именно то место, где Оспанов мог проявить себя как личность. Недаром некоторые аналитики до сих пор спорят, кто был лучшим спикером высшего законодательного органа – Серикболсын Абдильдин или Марат Оспанов. А мне кажется, что не надо спорить, у каждого из них в истории нашей страны свое особое место.
У Марата Оспанова было немало удач, но случались и просчеты. И как любой совестливый человек, он долго переживал и пытался найти выход. Увы, не всегда мы в ладу с самими собой. Почему-то мне кажется, что именно такое состояние было в последние месяцы жизни. Уж слишком большим оказывался разрыв между принципами, которые он исповедовал, и тем, что происходило на деле. Именно это его мучило, хотя он старался не подавать вида. Так получилось, что практически с первых дней пребывания Марата Оспанова в Верховном Совете 12-го созыва мы оказались знакомы – депутат, избранный на демократической основе, и начинающий корреспондент “Казахстанской правды”. Первое интервью Марата Турдыбековича в республиканской печати претерпело немало перипетий, прежде чем было опубликовано. В октябре 1990 года он говорил мне, что СССР ждет крах, КПСС не будет единственной партией. Против этого в редакции восстали несколько человек, и интервью долго валялось, прежде чем по распоряжению главного редактора Федора Игнатова под контролем его заместителя Вячеслава Срыбных оно наконец увидело свет в декабре 1990 года. И можно теперь смело утверждать, что Марат Оспанов оказался тогда провидцем. Многое из того, что он говорил в том интервью, сегодня становится реальностью. Но остается еще немало того, что тянет назад. Вот это и печалило Марата Турдыбековича, с которым журналистская судьба не просто сталкивала не раз, но и подружила. Последний раз мы разговаривали осенью 1999 года, а потом пришла весть о том, что он находится в коме. Сотовый аппарат и прямой номер спикера мажилиса, по которым мы обычно разговаривали, молчали. И это было страшно…
Таких людей, как Марат Оспанов, природа рождает нечасто. А когда рождает, то награждает самыми разными талантами. Не все знают, что Марат Турдыбекович играл на нескольких музыкальных инструментах, пел, сочинял стихи. А еще он был просто любознательным, начитанным человеком, интересным, обаятельным собеседником в беседах, с которым время летело незаметно. При жизни он дружил с несколькими парламентскими корреспондентами, и это были совсем не те люди, которые пишут сегодня о нем. Тех было меньше, и только с нами он, наверное, мог откровенно говорить о многих вещах, которые не поверяют обычно даже родным, чтобы не расстраивать их. Скоро будет уже пять лет, как не стало Марата Оспанова, а горечь утраты с каждым днем ощущается все сильнее, ибо его не хватает в сегодняшнем нашем настоящем, с его позицией, с его умением идти на компромиссы, когда это необходимо для дела, и с его верой в демократическое будущее родной страны.

