— В речи перед новым депутатским корпусом президент Казахстана высказался так: “Порядка 10 «мегахолдингов» контролируют почти 80% ВВП Казахстана”. Петр Владимирович, как вы думаете, о каких олигархических структурах говорил Нурсултан Назарбаев?
— “Тому не надо ходить за чертом, у кого черт за спиной”, — говорит один из героев Гоголя в повести “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Это можно считать эпиграфом к ответу на вопрос.
Давайте рассудим, что такое вообще олигархия? Олигархия — это совмещение трех видов власти: финансовой, политической и информационной. По этим параметрам достаточно просто определить те 10 мегахолдингов, о которых упоминал президент. По правде говоря, насчет 10-ти я сомневаюсь, думаю, в Казахстане не наберется столько олигархии.
По моему мнению, под выше сказанное определение подпадают три финансово-промышленные группы. Первая — это группа Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева, т.е. дочери и зятя президента. Они имеют финансовую власть, опосредованную государственную власть и у них мощнейшие медиа-ресурсы, главные медиа-ресурсы страны находятся в их руках. Вторая, это, конечно, евразийская группа Александра Машкевича. Они вторые только потому, что отстают по медиа-ресурсам, а по степени влияния на государственную власть и по финансовой мощи они первые. Третья — это группа Тимура Кулибаева, второго зятя президента. По степени влияния на госвласть они уступают Машкевичу, хотя ненамного, по финансовым ресурсам даже превосходят, а по медиа-ресурсам – немного подкачали.
И на этом список можно и закруглять, ибо других явно выраженных олигархий и нет. По сути авторитарной системы власти в республике реальными олигархами, полноценными олигархами могут быть либо родственники президента, либо чрезвычайно близкие к нему люди, настолько близкие, что он сам от них зависит.
— Что скажете про вторую часть мысли президента: «Олигархический капитализм душит своих конкурентов; набрав деньги, силой начинает рваться к власти. В этот момент государство принимает меры»?
— Ясно, что здесь президент говорит о младотюрках, которые из госслужбы и бизнеса ушли в политику. Непрофильные активы — это намек на политические организации, оппозиционные СМИ, которых мало, но которые действуют, в частности, на “Ак жол” и ДВК.
Президент при всей своей власти не может говорить об этом прямо, поэтому он намекал, но намеки более чем прозрачны.
К первым трем указанным олигархиям это не относится, потому что они существуют благодаря самому Нурсултану Абишевичу. Он их скрепляющая сердцевина.
Конечно, президент, выступая в парламенте, который он сам досрочно созвал, говорил о самом главном, что его волнует. Но о самом, самом главном он умолчал, но об этом говорило его решение. Фактом демонстративного созыва парламента раньше конституционного срока президент ответил на все вопросы, волнующие общество, и критику оппозиции. Он показал, что пересмотра итогов выборов не будет.
Большая часть его выступления была посвящена вопросам социальной отдачи экономики. Это волнует его очень сильно. Еще его беспокоят те, кто рвется к власти.
Но еще раз повторю, в оппозиции нет ни одного олигарха и быть не может, потому что олигархия без государственной власти не олигархия. Так, что в Казахстане всего три олигархические структуры. Правда, есть олигархчики областного масштаба. Любой уважающий себя сильный аким, а таковых 5-7, концентрирует вокруг себя политическую, финансовую и медиа-власть. Ярко выраженными олигархами местного масштаба являются аким Алматы Виктор Храпунов, аким Атырауской области Аслан Мусин.
***
Материал подготовлен на основе телефонного опроса

