Заманбек Нуркадилов: “Все, кто имеет деньги, рвутся к власти”

Комментарий по поводу выступления президента Назарбаева “об олигархах”

Заманбек Калабаевич, прокомментируйте, пожалуйста, выступление президента перед депутатами в той части, где он говорит об олигархах.


— Во-первых, президент должен был перечислить эти 10 мегахолдингов, чтобы внести ясность. Во-вторых, если 80% ВВП страны контролируют эти холдинги, тогда то, что он говорит о развитии Казахстана, о самодостаточности государства, это чепуха.


Получается, эта десятка от имени Казахстана демонстрирует свои деньги, при этом, не делясь с основным хозяином, народом. В мире по деньгам мы кажемся хорошими, а на самом деле — дело швах, народ живет на оставшиеся 20%.


В любом случае президент должен ответить на все те вопросы, поставленные мной, оппозицией, обществом, которые прозвучали после 11 марта. (День выступления Заманбека Нуркадилова с критикой политики президента. — Ред.).


Вопросов накопилось много, и все они остались без ответа.


Президент должен открыть, кто такой Машкевич, чем он владеет, куда делся Виктор Те, имеет ли он влияние в Казахстане. Не хотелось бы это озвучивать, но приходится, какое отношение имеют люди корейской национальности к бизнесу в Казахстане, например, Владимир Ни, Владимир Ким. Говорим, пишем, вот евреи забрали то-то, узбеки владеют тем-то, корейцы активизировались, вот Мурат Ауэзов бьет тревогу по поводу китайцев. Рассказывают, наши рабочие, которые трудятся на китайцев в Атырау, по утрам и вечерам поют китайский гимн. Что это такое? Что происходит в государстве?


Говорят, озеро Жаланашколь, где проливали кровь наши пограничники, передали Китаю, а тут идут споры с Россией по территориальным вопросам, у нас ведь никогда не было споров с Москвой. Не окажется ли потом, что те земли, которые мы передадим России, богаты ископаемыми.


Вообще когда-нибудь Назарбаев спрашивал народ, что делать с землей, продавать, не продавать, как распоряжаться с ее недрами? Кому принадлежит вообще земля в Казахстане?


Что касается собственно вопроса, то, возможно, президент хочет избавиться от той части холдингов, которые близки к демократической оппозиции.


А по поводу пассажа о том, что они рвутся к власти, то скажу, что Дарига не рвется к власти? А зятья не рвутся к власти? Что, г-н Машкевич, приобретая масс-медиа, не рвется к власти? АИСТ, может быть, — партия другого человека? Бизнесмен Амангельды Ермегияев, один из лидеров партии “Отан”, что, он не рвется к власти? Максут Нарикбаев, работая в силовых структурах, нажил несметные богатства и создал теперь лжедемократическую партию, что, он не рвется к власти? Все, кто имеет деньги, рвутся к власти. Что, Владимир Ким, медный король, заставивший всех работников голосовать за “Отан”, не рвется к власти? Если он честен, почему ему не поддержать ДВК? Зейнулла Какимжанов, которому год назад выделили деньги, 25 миллиардов, на создание инновационного фонда, куда он потратил эти средства, что, он не рвется к власти? Кого он финансирует?


Президент сам создал такую систему, когда все кому не лень рвутся к власти. Если бы в свое время президент не стал бы вводить в политику молодых бизнесменов, назначать их министрами, где они научились воровать, то сегодня они вели бы себя по-другому. Они ведь крутили направо и налево дармовые деньги, легкие деньги при помощи испорченных премьер-министров, а теперь говорят, не допустим их к власти. Как это не допустим? Что, в тюрьму всех посадим? Так они защищаться будут. Народ и так разделен не на жузы и роды, а по партийному признаку. Сначала будут споры, а потом… предсказать сложно.


И вообще это нехорошая тенденция, когда нет диалога между властью и обществом, с той частью, которую называют оппозицией, хоть радикальной, хоть умеренной, с общественными деятелями.


***


Материал подготовлен на основе телефонного опроса