Азербайджан – Турция: дружба дружбой, а денежки врозь

Шумный спор наносит ущерб экономическому сотрудничеству двух союзников.


Правительство Азербайджана согласилось выплатить одной из турецких компаний миллионы долларов долга, чтобы завершить 12-летний конфликт. Однако в то время, как турецкая сторона рассматривает это как торжество законности, азербайджанские чиновники утверждают, что они сдались из-за политики выкручивания рук, нанесшей ущерб отношениям традиционных союзников.


“Мы не предполагали, что турецкая компания вообще поднимет этот вопрос”, – заявил журналистам министр финансов Азербайджана Аваз Алекперов по поводу долга, по которому было принято окончательное решение 28 октября.


По соглашению, азербайджанское правительство начнет выплачивать свой 12-летний долг компании Saka Korkmaz, отказавшись от всех прав на апелляцию, а турецкая сторона освободит два самолета государственной авиакомпании AZAL и три торговых судна национального морского перевозчика “Каспийское пароходство” (Каспар), реквизированных в Турции. По данным местной прессы, простой этих средств обходился компаниям около 75 тысяч долларов в день.


Сделка была заключена после того, как владелец фирмы Saka Korkmaz Фирудин Коркмаз заявил в интервью телеканалу ANS, что “если (Баку) не предпримет серьезных шагов по разрешению этого вопроса, то захват всех азербайджанских судов, причаливших к турецким портам, будет продолжаться”.


“Мы можем конфисковать все суда и самолеты азербайджанских компаний, но мы не хотим таких отношений с Азербайджаном”, – заявил он.


“Азербайджанские авиалинии” и “Каспар” в своих встречных исках против Saka Korkmaz оценили материальный ущерб в 8,4 миллионов долларов. Однако, отказавшись от права на апелляцию, азербайджанское правительство сделало невозможным прогресс в этом деле.


История вопроса начинается в 1992 году, когда власть в Азербайджане еще находилась в руках Народного фронта.


Министерство сельского хозяйства страны подписало тогда соглашение с Saka Korkmaz на строительство прядильной фабрики в Гяндже и поставку необходимого оборудования для производства хлопкового полотна и ниток. Турецкая компания же должна была взамен получать хлопчатобумажную продукцию. Как сообщили в министерстве сельского хозяйства, данное соглашение было одобрено всеми министерствами и ведомствами.


“Компания согласилась построить фабрику и поставить оборудование в обмен на поставку ей хлопка сырца, хлопчатобумажной пряжи и ниток”, – сказал IWPR глава отдела информации министерства Муртузали Гаджиев.


“В то время министерство сельского хозяйства не имело права отгружать хлопок. На это было необходимо получить особое разрешение правительства. Мы неоднократно обращались к тогдашнему премьер-министру Фуаду Гулиеву с просьбой дать разрешение компании на отгрузку хлопка для выплаты этого долга, но так его и не получили”.


В итоге компания Saka Korkmaz потребовала возврата ей трех миллионов долларов инвестиций. Спустя 12 лет сумма была переоценена с учетом процентов и составила 9,5 миллионов долларов.


Некоторые азербайджанские чиновники фактически обвинили своих турецких коллег в шантаже.


“Они предъявили нам раздутые цифры. Это проблема двенадцатилетней давности, и в течение 12 лет Saka-Korkmaz молчала”, – заявил местным телеканалам генеральный консул Азербайджана в Стамбуле Ибрагим Набиоглу после ареста азербайджанского судна в черноморском порту Турции.


Кроме того, правительство Азербайджана считает, что производственная мощность построенной Saka Korkmaz фабрики была ниже оговоренной, и поэтому сумму задолженности следует снизить.


Переговоры с компанией возглавил Абид Шарифов, вице-премьер Азербайджана и председатель межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Турцией.


Фирудин Коркмаз. однако, предупредил, что в обход него Шарифову не стоит обращаться к турецкому правительству. “Этот вопрос должен решаться только со мной. Более того, мы готовы решить это вопрос по-дружески”, – сказал он.


Дабы предотвратить распродажу арестованных азербайджанских транспортных средств, азербайджанское правительство продемонстрировало готовность урегулировать долг и осуществить первую выплату в размере 871 тысячи долларов.


Основным фактором, способствовавшим принятию этого решения, было, по-видимому, катастрофическое воздействие спора на торговые сделки с участием Азербайджана.


Азербайджанские суда не имели возможности захода в турецкие порты из-за угрозы ареста, и клиенты были вынуждены отказываться от услуг “Каспара”.


Рафиг Меджидов, глава отдела экономики министерства сельского хозяйства, сообщил IWPR, что министерство сельского хозяйства уже перечислило компании 4 миллиона долларов на погашение долга, и, в свою очередь, “турецкая сторона уже приступила к необходимым процедурам для возврата Азербайджану его судов и самолетов ”.


Министр сельского хозяйства Иршад Алиев, который на этой должности находился на протяжении всего периода правления бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева, был отправлен в отставку без объяснения причин, хотя очевидно, что этот шаг явился результатом данного спора.


Между тем, турецкие СМИ уже затронули вопрос еще об одном долге Казначейству Турции – кредите в 10 миллионов долларов, взятых на строительство отеля “Европа” в Баку. Скандал по поводу строительства этой гостиницы в 1998 году окончился отставкой тогдашнего министра иностранных дел Гасана Гасанова.


По-видимому, будет поднят и вопрос об еще одном крупном долге Экспортно-импортному банку Турции.


“Долг перед Экспортно-импортным банком Турции в десять раз больше, чем перед компанией “Saka Korkmaz”, и его разрешение затянется. Возвращение кредита в 74 миллиона долларов может вызвать еще больший скандал”, – заявил Губад Ибадоглу, глава Центра экономического анализа в Баку.


Аваз Алекперов уверяет, что долговые споры никоим образом не отразятся негативно на турецко-азербайджанском экономическом сотрудничестве. “Стратегические валютные резервы Азербайджана достаточны не только для возврата долгов Турции, но для погашения всего внешнего долга Азербайджана в 1,5 миллиардов долларов”, – заявил он.


Однако эксперт Губад Ибадоглу не так оптимистичен. “Долговой скандал с турецкой компанией привел не только к финансовым потерям, но и ухудшил международный имидж Азербайджана, а правительственные организации потеряли доверие к кредиторам”, – заявил он.