Асылбек Кожахметов: “Я всегда могу признать свою неправоту, если вижу силу аргументов”

Что происходит в ДВК?

Асылбек Кожахметов – член политсовета ДВК.


***


— Прежде, чем перейти непосредственно к вопросам – небольшое вступление. В последнее время к нам поступило несколько электронных писем от (как нам кажется) анонимных авторов. В этих письмах содержатся статьи как бы разоблачающие неправильные действия руководства ДВК и лично председателя исполкома, то есть Вас лично. Это свидетельствует о конфликте между отдельными членами руководства партии. Эти материалы, после отказа в публикации в нашей газете, публикуются на одном желтом одиозном сайте. Наши читатели активно интересуются – что же на самом деле происходит в ДВК. Первый вопрос – в чем суть расхождения во взглядах между членами политсовета ДВК?


— Я не стал бы драматизировать ситуацию. Партия ДВК – как любая организация – это растущий, развивающийся организм. Напомню, что мы – самая молодая партия, зарегистрированная за два месяца до начала избирательной кампании в мажилис. Как партия, открыто оппозиционная режиму, она, по существу, находится в состоянии политической изоляции и постоянного прессинга со стороны власти. Конечно, выдержать это непросто. Власть сама лишила оппозицию возможности выражать свое несогласие парламентским путем. Я вообще считаю, что нас закаляет сама власть: отказываясь вводить демократические институты, попирая действующие правила и законы, она вынуждает своих граждан прибегать к акциям гражданского давления – единственным конституционным методом непарламентского воздействия на власть.


В этой ситуации навязанного нам системного противостояния основной капитал для оппозиционной партии – это Доверие и Дисциплина. Только при наличии этих двух составляющих она может Действовать.


Доверие – это продукт коллегиального способа принятия решений. Дисциплина – это, как правило, добровольное самоограничение и единоначалие. Конечно, проблемы здесь есть. Но у нас есть общее желание эти проблемы преодолевать, чтобы снять для будущего возможные конфликты между политической и исполнительной ветвями в аппарате партии.


Кстати, до мая 2004 года, то есть до официальной регистрации ДВК в Минюсте, никаких управленческих конфликтов не возникало.


Мы твердо намерены пройти все рифы и подводные течения на пути реформирования партии. Партия обретает сейчас новое качественное состояние, новую политическую идентичность, новую стратегию и ценности. Это – не осколки старых партий и не клуб не реализовавшихся политиков. Это, я надеюсь, — дееспособная, сильная организация, основанная на доверии и дисциплине.


Сейчас, как вы знаете, внесены изменения в Устав – главный документ партии, реформирован Политсовет и Президиум НП ДВК. На состоявшемся 11 декабря 2004 года Съезде НП ДВК председателем Политсовета НП ДВК единогласно избран Галымжан Жакиянов. То есть мы и дальше намерены идти по пути повышения коллегиальности политического руководства и развития стандартов цивилизованной внутрипартийной демократии, — открытости принятия общих политических решений и обязательности их выполнения для всех членов партии независимо от их заслуг и амбиций.


— Признаете ли Вы свои ошибки, в которых Вас обвиняют оппоненты?


— По своей природе и воспитанию, я очень самокритичный человек, редко довольный своими результатами. Я всегда могу признать свою неправоту, если вижу силу аргументов. Я всегда анализирую свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем. Ну, во всяком случае, мне самому так кажется. О конструктивизме вообще, я убежден, надо судить не по намерениям, декларациям, а по результатам.


А результатом приписываемого мне “авторитаризма” стало создание новой стратегии партии в новых условиях, стратегии гражданского давления. Над разработкой поправок к Уставу и выработке основных направлений стратегии в рабочую группу были привлечены аналитики, социологи, юристы. То есть это наше общее решение на новом витке развития партии и обретения ею публичности. А вот с чем я действительно не согласен, — это с принципом “совмещаемой ответственности”. Этот принцип никогда работать не будет.


У нас политическая оппозиция действует в ситуации внутриполитической гражданской борьбы. В обществе назревает раскол по линии доверия режиму, легитимности Парламента и Президента. Вспомните прошедшие выборы – это что, была открытая политическая конкуренция идей? Это была криминализация власти, открыто ворующей голоса. Или как сегодня на Украине – борьба морали и криминала, борьба со злом. Здесь, как при любом противостоянии, как в любой кризисной ситуации, особенно важна способность брать ответственность на себя.


— Какие меры Вы собираетесь предпринять, чтобы уладить конфликты?


— Я уже сказал, что реформирован действующий Устав НП ДВК и состав Политсовета Центрального аппарата. На прошедших заседаниях Политсовета 22-23 ноября состоялся открытый и серьезный разговор об итогах работы партии в ходе избирательной кампании, о политических и организационных итогах парламентских выборов.


Все члены Политсовета ДВК, все региональные руководители филиалов, начальники избирательных штабов, кандидаты и руководители проектов дали свою оценку избирательной кампании и работе Центрального штаба. Было высказано много критических замечаний – в том числе и на съезде 11 декабря. Но это, на мой взгляд, был открытый и профессиональный разговор коллег, преследующий конструктивную цель: анализ, перегруппировка сил, совместный поиск эффективной стратегии.


Мы стали сильнее – это главный качественный итог. В том числе и освободившись от множества иллюзий. Парадокс, но во многом – благодаря самой власти. В который раз она своими неадекватными действиями консолидирует оппозицию.


— И попутно вопрос – что слышно о Галымжане Жакиянове? Какие меры предпринимаются, чтобы Ваш лидер оказался на свободе? Знает ли Жакиянов об этих конфликтах? Если да, то, каково его отношение к этому?


— Мы выражаем надежду на то, что из всех испытаний партия выйдет обновленной и закаленной, утратив иллюзии и укрепив ряды. Мы надеемся, что неизбежные конфликты удалось преодолеть – как синдром эволюции и роста. Что мудрость и гибкость, принципиальность и открытость прочно вошли в наш политический арсенал, что избрание Галымжана Жакиянова – лидера Народной партии – официальным председателем Политсовета – положит конец болезни конкурирующих политических амбиций. Кто-то из политиков сказал, что такое политический карьеризм: “Это внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих”.