Алихан Байменов не идет в парламент, а ЦИК его заставляет!

Вчера в Национальном пресс-клубе прошла экстренная пресс-конференция с участием одного сопредседателя ДПК “Ак жол” Алихана Байменова, который не согласен с вынесенным постановлением ЦИК “О регистрации А.М.Байменова депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан” от 14 января 2005 года, №150/216.

Второго ноября 2004 года г-ном Байменовым было подано заявление в Центральную избирательную комиссию о том, что он отказывается от депутатского мандата. Немного позже он озвучил это и на пресс-конференции, вчера он более подробно высказался о своем решении:

— Я считаю такое решение Центральной избирательной комиссии нелепым и не законным. Двадцать девятого октября на расширенном заседании пленума центрального совета партии “Ак жол” я сделал официальное заявление, что отказываюсь от депутатского мандата, так как в ходе выборов было массовое нарушение прав граждан. И вдруг ЦИК принимает такое решение… ЦИК не должен принимать решения исходя из каких-то публикаций, слухов или сплетен. Они имеют на руках заявление гражданина Байменова и должны принимать правовое решение. Поэтому я считаю, что данное решение ЦИК противозаконно и подлежит отмене. По Конституции быть депутатом — это право граждан, а по решению, которое приняла Центральная избирательная комиссия, получается, что это обязанность.

Журналистов также интересовало, почему ЦИК не рассмотрел следующего кандидата в депутаты, который идет по партийным спискам, в частности кандидатуру Алтынбека Сарсенбайулы? Алихан Мухамедьевич считает это ошибкой:

— Я полагаю, что ЦИК запутался, может быть, у его руководства была мысль, что мы забудем… Закон вообще не предполагает использования партийного места какой-либо другой партией, поэтому складывается ситуация, что это место будет пустовать до конца работы этого созыва. Съезд партии имеет право перемещать людей в списке или исключать их. Но те, кто в списках, имеет право принимать собственное решение, которое в данном случае я. Я еще раз повторюсь, что быть депутатом — это мое конституционное право, и оно не должно превращаться в мою конституционную обязанность, как получается по определению ЦИК. Это может дойти до того, что ЦИК скажет “…давайте внесем изменения в Конституцию, по которым мы будем определять людей, для которых быть депутатом станет не правом, а обязанностью…”.

Дальнейшую судьбу мандата Байменова решит съезд партии “Ак жол”. А вот судьбу постановления ЦИКа будет решать Верховный суд, куда сейчас и обратился сопредседатель “Ак жола”.

Журналистов же больше интересовало, произошел ли в ДПК “Ак жол” раскол, о котором поговаривают в определенных кругах, и будут ли принимать участие в довыборах в мажилис парламент “акжоловцы” в том случае, если примут закон об увеличении количества депутатов, предложенный НКВД?

— Сама идея довыборов абсурдна и противозаконна, — считает г-н Байменов. — Здесь, как я понимаю, предполагается не только увеличить количество депутатов, но и изменить их полномочия, а это говорит, что будет другой парламент. Значит, надо проводить не “довыборы”, а новые выборы всего парламента.

Раскол в партии Алихан Байменов опроверг:

— …В руководстве партии с самого начала по поводу мандата было единое мнение. Ораз Жандосов принял участие во втором туре только из-за того, что единого и официального решения партией на тот момент принято еще не было…

Журналисты также попросили прокомментировать слова известного советника президента:

— Ермухамет Ертысбаев говорил, что вы колебались, несколько раз делали “отвод”, потом, наоборот, принимали решение участвовать в работе парламента. Также он отметил, что вашим отказом от мандата вы пренебрегли мнением своего электората?

— Чтобы делать такие заявления, надо сначала узнать мое личное мнение. Я никогда не менял своего мнения, а принял я его еще в ночь с 19 на 20 сентября. — заявил Алихан Байменов, — Другое дело, что я не мог озвучивать это решение до окончания второго тура, после которого прошел партийный форум, где я уже официально высказал свое решение, по-другому было бы не корректно с моей стороны. Поэтому я еще раз утверждаю, что никаких колебаний у меня не было, и если вы обратили внимание, то я вообще не сторонник каких-то эпатажных заявлений и шараханья — моя задача работать не ради позирования, а ради дела и интересов народа. Не в моем стиле провоцировать информационные поводы.

Что касается второй части вопроса, то, отозвав мандат мы стали солидарны с большей частью своего электората, голоса которого украдены государственным аппаратом и властью. А сегодня электорат “Ак жола” — это уже не 450-500 тысяч человек, а миллионы! И мы отказываемся от работы в парламенте ради этих людей, которые с нами солидарны.

— Если решение ЦИКа все же останется без изменения после Верховного суда, какие действия вы предпримете?

— У нас возможно все, и то, что это решение останется. Лично для меня это не имеет никаких правовых последствий, а своего решения я не изменю.

— На прошедших выборах на Украине вы были на стороне “оранжевых”, скоро будут выборы в Киргизии. Партия “Ак жол” будет отслеживать и эти выборы? И на чьей стороне вы будете?

— Мы против любого иностранного вмешательства, и не собираемся вмешиваться в дела других государств. На Украине мы показали лишь свою позицию, мы желали победы демократических сил — победы г-на Ющенко. Мы за то, чтобы во всех странах были созданы прецеденты мирной смены власти и политических сил. И Украина, в числе прочих, имела такое преимущество, когда Кравчука сменил Кучма. Никогда, за исключением ханского периода, и в царское, российское и в советское время никто не наблюдал мирную смену власти. Здесь играет роль принятие решения каждого гражданина. У нас убеждают, что любая смена персон во власти приведет к катаклизмам и дестабилизации. В нормальной системе так не должно быть. Если мы заявляем в преамбуле Конституции, что мы демократическое государство, то идеологи от власти не имеют права противоречить Конституции вот такими заявлениями. От мирной демократической смены власти ничего не должно меняться, но если же они убеждают, что от самочувствия персоны в вершине власти зависят жизни 15 миллионов человек, то это только доказательство необходимости смены политической системы в стране. Не может жизнь 15 миллионов зависеть от самочувствия или нахождения у власти одного человека — это свидетельство недостатка этой системы. Мы за то, чтобы были честные выборы, чтобы воля народа отражалась в составе парламента. И по убеждению мы за то, чтобы те силы, которые нам близки, и были во власти. В Кыргызстане ситуация не простая, надо учесть, что там есть проблемы не только политического плана. Главное, чтобы у них выборы прошли спокойно.

— Как вы относитесь к заявлению о необходимости проведения проверки по части финансирования политических партий со стороны иностранных граждан или организаций?

— Я против вмешательства каких бы то ни было зарубежных юридических или физических лиц в непосредственно политический процесс, в том числе политических организаций. Я считаю, что это требование Конституции должно четко выполняться. Если же прокуратура по заявлению депутата хочет провести проверку, то я считаю, что логично было бы начать, может быть, с Гражданской партии, так как много говорится о ее аффилированности с Евразийской промышленной ассоциацией. Насколько я помню, месяц назад на пресс-конференции говорили об одном из ее руководителей, который является и учредителем, и он не является гражданином Казахстана. И я считаю, что именно такие факты требуют расследования и уточнения. Что касается требования о 50000 членах любой партии, то мы уже не раз заявляли, и я еще раз заявляю, что для республики, где проживают 15 миллионов человек, я считаю чрезмерным требованием иметь в партии такое количество членов. И как будет осуществляться проверка, если по Конституции граждане имеют полное право не указывать свою партийную принадлежность. И прокуратура, как никто другой, должна знать об этом.