Казахстан с тревогой наблюдает за Кыргызстаном

В Казахстане думают о последствиях возможной “бархатной” смены власти в Кыргызстане.

Руководство Казахстана и оппозиция настороженно следят за ситуацией в соседнем Кыргызстане накануне парламентских выборов 27 февраля. Первые опасаются, а вторые желают развития событий по сценарию “бескровной революции”, сметшей недемократические режимы в Грузии и на Украине.

Перспектива прихода к власти оппозиционных сил по примеру Грузии и Украины беспокоит как президента Кыргызстана Аскара Акаева, так и администрацию президента Казахстана Назарбаева, более жестко контролирующего внутриполитическую ситуацию по сравнению со своим кыргызским коллегой.

Акаев не устает говорить об угрозе для своего режима со стороны неких “околополитических сил” и “провокаторов разных мастей”. 28 января в интервью российской “Независимой газете” он вновь говорил о попытках “экспорта “бархатной” революции” в Кыргызстан.

В середине января в интервью той же газете президент Узбекистана Ислам Каримов раскритиковал Акаева за неспособность противостоять оппозиции и заявил, что “в Кыргызстане возникла опасность очередного переворота”.

Интерес к выборам у соседей проявляет не только Казахстан, но и весь регион. “Результаты кыргызских выборов отразятся на ожиданиях многих политиков в Центральной Азии”, — сказал IWPR казахстанский политолог Санат Кушкумбаев.

“В Астане аналитические службы президента, равно как и оппозиция, пристально следят за тем, что происходит в Кыргызстане”.

Кыргызстан — небольшое государство с численностью населения чуть более пяти миллионов человек и со сложным социально-экономическим положением, но происходящие здесь события будут иметь весомые последствия для всего региона.

“Возможная “бархатная” революция в Кыргызстане для стран региона будет ощутимей, чем события в Грузии и на Украине”, — сказал IWPR сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Артем Устименко.

“Одна из причин, по которой политические элиты соседних государств с опаской смотрят на события в Кыргызстане, заключается в том, что эта страна может стать локомотивом в процессе демократизации всего региона”.

“Формируется так называемая “пятая колонна”, и новая власть сможет активно поддерживать оппозиционные силы в других странах Центральной Азии, чего опасаются нынешние режимы”, — считает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

Сатпаев считает, что в случае смены власти в Кыргызстане, Запад может переключиться на поддержку оппозиционных сил в Казахстане. “После Кыргызстана поддержка будет оказываться именно оппозиционным силам Казахстана, как другой относительно либеральной стране региона”, — сказал он IWPR.

“Если в Кыргызстане произойдет смена политической элиты, это не порадует казахстанские власти”, — говорит ведущий аналитик центра коммуникативных технологий “Репутация” Николай Кузьмин.

Победа оппозиционных сил в Кыргызстане способна вызвать резкую консолидацию режима в Казахстане с целью предотвращения аналогичного сценария.

Судя по реакции казахстанских властей на украинские события – именно тогда по решению суда была прекращена деятельность оппозиционного движения “Демократический выбор Казахстана” (ДВК) — они не останутся безучастными к событиям в соседнем государстве.

Председатель политсовета ДВК Асылбек Кожахметов заявил IWPR, что партия продолжает активную подготовку к выборам в регионе.

“Мы обязательно направим наших представителей в Кыргызстан, чтобы держать руку на пульсе событий, координировать усилия и поддерживать оппозиционные силы”, — сказал он.

29 января активисты ДВК организовали открытое собрание на территории центрального офиса партии, для участия в котором пришли около двух тыс. человек. С речью перед собравшимися выступил активист украинской оппозиции Андрей Гусак из молодежной организации “Пора”.

Вскоре колонна участников двинулась в сторону одной из центральных площадей города, но была остановлена милицией. Кроме ДВК, в акции приняли участие представители партий “Ак жол” (“Светлый путь”), КПК и “Ауыл” (“Деревня”).

Восемь активистов были арестованы, и семеро из них были подвергнуты административному наказанию в виде краткосрочного лишения свободы и штрафа за “неподчинение представителям органов внутренних дел”.

Акция протеста была организована после того, как 19 января ДВК было отказано в санкции на проведение митинга. Вскоре по всему городу были расклеены стикеры с одним словом: “Кет!” (“Уходи!”) — вероятно, в адрес президента Назарбаева.

“Следует ожидать усиления давления на оппозицию и закрытия оставшихся немногочисленных независимых СМИ”, — говорит координатор Института национальных исследований Андрей Чеботарев.

“Власти уже проверяют все иностранные неправительственные организации на предмет финансирования оппозиции”, – говорит председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина.

Вызывает тревогу и возможное ухудшение отношений между двумя государствами и в масштабе всего СНГ в случае прихода оппозиции к власти в Кыргызстане.

Побочным эффектом, характерным для “бархатных революций” в Грузии и на Украине, стало похолодание отношений “революционных” элит со старыми — посткоммунистическими.

К примеру, предсказуемого преемника азербайджанского лидера Гейдара Алиева – его сына Ильхама – лидеры стран СНГ приняли в свою “семью”, в то время, как их отношения с Михаилом Саакашвили и Виктором Ющенко пока еще носят отнюдь не доверительный характер.

Пришедшие к власти в результате “бархатных революций” лидеры не “вписываются” в старую компанию. 5 января 2005 года Ющенко и Саакашвили образовали свой собственный демократический блок, подписав в посёлке Тысовце Львовской области так называемую “Карпатскую декларацию”, в которой возносят хвалу инициативе народных масс, путем ненасильственного протеста защитивших демократию в обеих странах.